Внешность и характер Августа
С виду он был красив и в любом возрасте сохранял привлекательность, хотя и не старался прихорашиваться. О своих волосах он так мало заботился, что давал причесывать себя для скорости сразу нескольким парикмахерам. Лицо его было спокойным и ясным, говорил ли он или молчал. Один из галльских вождей даже признавался, что именно это поколебало его и остановило, когда он собирался при переходе через Альпы, приблизившись как бы для разговора, столкнуть его в пропасть. Глаза у него были светлые и блестящие. Он любил, чтобы в них чудилась некая божественная сила, и бывал доволен, когда под его пристальным взглядом собеседник опускал глаза, словно от сияния солнца. Росту он был невысокого, но это скрывалось соразмерным и стройным сложением и было заметно лишь рядом с более рослыми людьми.
Жил он сначала близ римского Форума, а потом на Палатине, и дом этот был скромный, не примечательный ни размером, ни убранством — в комнатах не было ни мрамора, ни паркетных полов. Спал он больше 40 лет в одной и той же спальне зимой и летом, а зиму всегда проводил в Риме, хотя мог убедиться, что в это время город вреден для его здоровья. Если он хотел заниматься тайно или без помехи, для этого у него была особая верхняя комнатка, которую он называл своей “мастеровушкой”. Больших и роскошных домов он не терпел, и даже стоивший немалых денег дворец дочери приказал разрушить до основания. Собственные дачи, очень скромные, он украшал не статуями и не картинами, а террасами и рощами, и собирал там древние и редкие вещи... В простоте его обстановки и утвари можно убедиться и теперь по сохранившимся столам и ложам, которые вряд ли удовлетворили бы и простого обывателя. Даже спал он, говорят, на постели низкой и жестко постланной. Одежду надевал только домашнего изготовления, сработанную женой, сестрой, дочерью или внучками. Тогу носил не тесную и не просторную, а башмаки подбивал толстыми подошвами, чтобы казаться выше.
Давал обеды он постоянно. К столу он иногда приходил позже всех, а уходил раньше всех, так что гости начинали закусывать до его появления и оставались за столом после его ухода. За столом подавали три блюда, самое большее — шесть, все предлагалось без особой изысканности, но с величайшим радушием. Тех, кто молчал или беседовал потихоньку, он вызывал на общий разговор, а для развлечения приглашал музыкантов, актеров и даже бродячих плясунов, чаще же всего сказочников.
Праздники и торжества справлял он обычно с большой пышностью, а иногда — только шутливо. Так, на Сатурналиях, ежели ему было угодно, он раздавал в подарок и одежды, и золото, и серебро, а иногда — только войлок, мешалки, клещи и тому подобные предметы с забавными надписями.
Что касается пищи, то ел он очень мало и неприхотливо. Любил грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр, зеленые фиги. Вина по натуре своей он пил очень мало, натощак жевал либо хлеб, размоченный в холодной воде, либо ломтик огурца, либо свежие или сушеные яблоки с винным привкусом.
Вопросы
1. На чьей стороне вы бы сражались в битве при Филиппах?
2. Кто в истории, как Август, притворно отказывался от власти? Для чего нужен такой притворный отказ? Почему Август не провозгласил себя диктатором или царем?
3. Кто вызывает большую симпатию — Цезарь или Август? Чем каждый из них прославился в истории?
4. Какие порядки, установленные Августом, достойны одобрения? Чем они прекрасны?
5. Каков был характер Августа? Подходил ли он по нраву на роль “первого гражданина”?
6. Откуда произошло слово “кесарь” и что оно значит?
7. Каких людей называют меценатами?
8. Какое значение имеет в нашем языке слово “фискал”? Откуда оно произошло?
1. Октавиана Августа чаще всего называли Цезарем, так как после усыновления он принял имя приемного отца — Юлия Цезаря.
2. “Божественным” Августа стали называть после смерти, когда сенат провозгласил его богом.
Дополнение к §18. Императоры и философы
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 4694;