Корнелий Тацит. Анналы. Рассказ о римском пожаре 64 года
Вслед за тем разразилось ужасное бедствие, случайное или подстроенное по умыслу принцепса, но во всяком случае самое страшное и беспощадное изо всех, какие довелось претерпеть этому городу от неистового пламени. Начало ему было положено в той части цирка, которая примыкает к холмам Палатину и Целию. Там в лавках с легко воспламеняющимся товаром вспыхнул и мгновенно разгорелся огонь и, гонимый ветром, быстро распространился вдоль всего цирка. Стремительно наступавшее пламя опережало возможность бороться с ним, потому что город с кривыми, изгибавшимися то сюда, то туда узкими улицами и тесной застройкой, каким был прежний Рим, легко становился его добычей. Раздавались крики перепуганных женщин, дряхлых стариков, беспомощных детей. И те, кто думал лишь о себе, и те, кто заботился о других, таща на себе немощных или поджидая их, когда они отставали, одни медлительностью, другие торопливостью увеличивали всеобщее смятение. И нередко случалось, что на оглядывавшихся назад пламя обрушивалось с боков или спереди. Иные пытались спастись в соседних улицах, но обнаруживали, что места, казавшиеся им отдаленными, находятся в такой же беде. Под конец, не зная, откуда и куда нужно бежать, люди заполняют пригородные дороги и располагаются на полях. Некоторые умирали, лишившись не только имущества, но и пропитания, другие, хотя им был открыт путь к спасению, погибали из любви к близким, которых они напрасно старались вырвать у пламени. И никто не решался обезопасить свое жилище вследствие угроз тех, кто запрещал бороться с пожаром. А были и такие, которые открыто кидали в еще не тронутые огнем дома горящие факелы, крича, что они выполняют приказ. Они делали так либо для того, чтобы беспрепятственно грабить, либо в самом деле исполняли чужую волю. В то самое время Нерон находился в Анции и прибыл в Рим лишь тогда, когда огонь начал приближаться к его дворцу. Идя навстречу изгнанному пожаром и оставшемуся без крова народу, он открыл для него Марсово поле, а также свои собственные сады и, кроме того, спешно возвел строения, чтобы разместить в них толпы обездоленных погорельцев. Из Остии и ближних городов было доставлено продовольствие и цена на зерно снижена до трех сестерциев. Принятые ради снискания народного расположения эти меры не достигли, однако, цели, так как распространился слух, будто в то самое время, когда Рим был объят пламенем, Нерон поднялся на дворцовую стену и стал петь о гибели Трои, сравнивая постигшее Рим несчастье с бедствиями древних времен.
Щедротами принцепса невозможным оказалось пресечь бесчестящую его молву, что пожар был устроен по его приказанию. И вот Нерон, чтобы побороть слухи, приискал виноватых и предал изощреннейшим казням тех, кого толпа называла христианами. Христа, от имени которого происходит это название, казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат. Подавленное на время это зловредное суеверие стало вновь прорываться наружу и не только в Иудее, откуда пошла эта пагуба, но и в Риме, куда отовсюду стекается все наиболее гнусное и постыдное и где оно находит приверженцев. Итак, сначала были схвачены те, кто открыто признавал себя принадлежавшими к этой секте, а затем по их указаниям и великое множество прочих, изобличенных не столько в злодейском поджоге, сколько в ненависти к роду людскому. Их умерщвление сопровождалось издевательствами, ибо их облачали в шкуры диких зверей, дабы они были растерзаны насмерть собаками, а также распинали на крестах и поджигали с наступлением темноты ради ночного освещения; для этого зрелища Нерон предоставил свои сады. Тогда же он дал представление в цирке, во время которого сидел среди толпы в одежде возничего или правил упряжкой, участвуя в состязании колесниц. И хотя на христианах лежала вина и они заслужили самой суровой кары, все же эти жестокости пробуждали сострадание к ним, ибо казалось, что их истребляют не ради общественной пользы, а вследствие кровожадности одного Нерона.
Вопросы
1. Какое событие отмечает христианский праздник Пятидесятница (он еще называется Троицей)? В какое время года он празднуется?
2. Как назывались руководители древней христианской Церкви? Как называются священнослужители в наши дни?
3. Где могли язычники слышать христианскую проповедь? Какие язычники первыми обращались в христианство?
4. Какие христианские обряды и обычаи рождали дурные слухи о христианах?
5. Как относился к христианам историк Тацит? Объясни его отношение.
1. Синагогу посещали эллины, интересовавшиеся верой иудеев.
2. Чтущими Бога, или боящимися Бога, называли язычников, которые приняли иудейскую веру в Единого Бога и почитали Библию.
3. Ахайя — название римской провинции Греции, проконсул — титул римского наместника.
4. Синоп — город на южном берегу Черного моря; Корсунь — древнерусское название греческой колонии Херсонес (современный Севастополь) в Крыму.
Дополнение к §21. “Золотой век” Римской империи (II в. н.э.)
Плиний. Письма
Римский писатель Плиний жил во времена императора Траяна. В 111 г. он был наместником провинции Вифиния (страна на севере Малой Азии). До наших дней дошла переписка Плиния с императором Траяном, относящаяся к этому году. В одном из писем Плиний рассказывает о своей борьбе с христианским “суеверием” в Малой Азии.
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 2463;