Корнелий Тацит. Анналы
Рассказ о гибели Сенеки, которого обвиняли в том, что он участвовал в заговоре аристократа Пизона, замышлявшего убить принцепса.
Затем следует умерщвление Аннея Сенеки, особенно приятное принцепсу. Донес на Сенеку лишь заговорщик Натал, да и он заявил только о том, что был послан к больному Сенеке, чтобы повидать его и спросить, почему он не допускает к себе Пизона; на что Сенека ответил ему, что частые беседы с глазу на глаз не послужат на пользу ни тому, ни другому; впрочем, его спокойствие зависит от благополучия Пизона. Трибуну преторианской когорты Гавию Сильвану отдается распоряжение передать это Сенеке и спросить у него, подтверждает ли он слова Натала и свой ответ. Как раз в тот день Сенека либо случайно, либо намеренно возвратился из Кампании и остановился в своем пригородном поместье. Туда уже под вечер прибыл трибун и, окружив виллу отрядами воинов, изложил Сенеке, обедавшему в обществе жены Паулины и двух друзей, поручение императора.
Сенека ответил, что к нему был прислан Натал и от имени Пизона выразил сожаление, что он, Сенека, не принимает его, а он в свое извинение сослался на нездоровье и на то, что ему всего важнее покой. Трибун доложил об этом в присутствии Поппеи и Тигеллина1 — ближайших советников принцепса во всех его злодеяниях, и Нерон спросил, не собирается ли Сенека добровольно расстаться с жизнью. На это трибун, не колеблясь, ответил, что он не уловил никаких признаков страха, ничего мрачного ни в словах Сенеки, ни в выражении его лица. И трибун получает приказ немедленно возвратиться к Сенеке и возвестить ему смерть. Он отправился не тою дорогой, какою пришел, а свернул по пути к префекту Фению и, изложив приказание Цезаря, спросил, следует ли повиноваться ему. И тот посоветовал делать, что велено: такова была охватившая всех роковая трусость. Все же трибун не решился, глядя в глаза Сенеке, произнести слова беспощадного приговора и послал к нему для этого одного из центурионов.
Сохраняя спокойствие духа, Сенека велит принести его завещание, но так как центурион воспрепятствовал этому, обернувшись к друзьям, восклицает, что раз его лишили возможности отблагодарить их подобным образом, он завещает им то, что остается единственным, но зато самым драгоценным из его достояния, а именно — образ жизни, которого он держался; и если они будут помнить о нем, то заслужат добрую славу, и это вознаградит их за верность. Вместе с тем он старается удержать их от слез то разговором, то прямым призывом к твердости, спрашивая, где же их мудрость, где выработанная в размышлениях стольких лет стойкость в бедствиях? Кому неизвестна кровожадность Нерона? После убийства матери и брата ему только и остается, что умертвить воспитателя и наставника.
Высказав это и подобное этому как бы для всех, он обнимает жену и, немного смягчившись по сравнению с проявленной перед этим неколебимостью, просит и умоляет ее не предаваться вечной скорби, но в воспоминании о его прожитой добродетельно жизни постараться найти достойное утешение, которое облегчит ей тоску о муже. Но она возражает, что сама обрекла себя смерти, и требует, чтобы ее поразила чужая рука. На это Сенека, страшившийся оставить без защиты ту, к которой питал редкую привязанность, ответил: “Я указал на то, что могло бы примирить тебя с жизнью, но ты предпочитаешь благородную смерть; не стану завидовать возвышенности твоего деяния. Пусть мы с равным мужеством и с равною твердостью расстанемся с жизнью, но в твоем конце больше величия”. После этого они одновременно вскрыли себе вены на обеих руках. Но так как из старческого и ослабленного скудным питанием тела Сенеки кровь еле текла, он надрезал себе также жилы на ногах. Изнуренный жестокой болью, чтобы своими страданиями не сломить духа жены и самому не утратить стойкости при виде ее мучений, он советует ей удалиться в другой покой. И так как даже в последние мгновения его не покидало красноречие, он вызвал писцов и продиктовал многое, что было потом издано. Но Нерон, не питая личной ненависти к Паулине и не желая усиливать всеобщее возмущение, приказывает не допустить ее смерти. По распоряжению воинов рабы и вольноотпущенники перевязывают ей руки и останавливают кровотечение. Она лишь на несколько лет пережила мужа, с похвальным постоянством чтя его память. Лицо и тело ее отличались той мертвенной бледностью, которая говорила о невозместимой потере жизненной силы.
Вопросы
1. Какие характерные черты тиранов воплотились в императорах I в.?
2. Как изменился характер римского народа в начале Империи? Отчего произошло это изменение?
3. Кто такие римские стоики? Выразите свое отношение к ним.
4. Может ли злодей быть великим артистом? Хороши ли были стихи Нерона?
5. Как в рассказе о гибели Сенеки именуется Нерон? Объясните каждое наименование.
6. Что имел в виду Тразея Пет, говоря, что совершает возлияния Юпитеру Освободителю?
1 Поппея — жена Нерона, Тигеллин — начальник преторианской гвардии.
Дополнение к §19. Возникновение христианства
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1863;