Рассказ о галльских жрецах-друидах
Во всей Галлии существуют вообще только два класса людей, которые пользуются известным значением и почетом — это друиды и всадники. Друиды принимают деятельное участие в делах богопочитания, наблюдают за правильностью общественных жертвоприношений, истолковывают все вопросы, относящиеся к религии. К ним же поступает много молодежи для обучения наукам, и вообще они пользуются у галлов большим почетом. Именно они выносят приговоры по всем спорным делам, они же назначают награды и наказания. И если кто не подчинится их решению, то они отлучают виновного от жертвоприношений. Это у них самое тяжелое наказание.
Во главе всех друидов стоит один, который пользуется среди них величайшим авторитетом. По его смерти ему наследует самый достойный, а если таковых несколько, то друиды решают дело голосованием, а иногда спор о первенстве разрешается даже оружием. В определенное время года друиды собираются на заседание в священное место в стране карнутов, которая считается центром всей Галлии. Сюда отовсюду сходятся все тяжущиеся и подчиняются их определениям и приговорам. Их наука, как думают, возникла в Британии и оттуда перенесена в Галлию. И до сих пор, чтобы основательнее с нею познакомится, отправляются туда для ее изучения.
Друиды обыкновенно не принимают участия в войне и не платят податей наравне с другими. Вследствие таких преимуществ, многие юноши отчасти сами поступают к ним в науку, отчасти их посылают родители и родственники. Там, говорят, они учат наизусть множество стихов, и поэтому некоторые остаются в школе друидов по двадцати лет. Они считают даже грехом записывать эти стихи, между тем как почти во всех других случаях пользуются греческим алфавитом. Мне кажется, такой порядок у них заведен по двум причинам: друиды не желают, чтобы их учение делалось общедоступным и чтобы их воспитанники, слишком полагаясь на запись, обращали меньше внимания на укрепление памяти. Больше всего стараются друиды укрепить убеждение в бессмертии души: душа, по их учению, переходит по смерти одного тела в другое. Они думают, что эта вера устраняет страх смерти итем возбуждает храбрость. Кроме того, они много говорят своим молодым ученикам о светилах и их движении, о величине мира и земли, о природе, могуществе и власти бессмертных богов.
Лукреций. О природе вещей
Вступление
В сердце глубоко мне тирс вонзила надежда на славу
И одновременно грудь напоила мне сладкою страстью
К Музам, которой теперь вдохновляемый, с бодрою мыслью
По бездорожным полям Пиэрид7 я иду, по которым
Раньше ничья не ступала нога. Мне отрадно устами
К свежим припасть родникам и отрадно чело мне украсить
Чудным венком из цветов, доселе неведомых, коим
Прежде меня никому не венчали голову Музы.
Ибо, во-первых, учу я великому знанью, стараясь
Дух человека извлечь из тесных тенет суеверий,
А, во-вторых, излагаю туманный предмет совершенно
Ясным стихом, усладив его Муз обаянием всюду.
Наука и религия
Ты же теперь напряги свой слух и свой ум прозорливый
Освободи от забот, достоверному внемля ученью.
Чтобы дары, приносимые мной с беспристрастным усердьем.
Прежде, чем их оценить, с презрением прочь не отринул.
Ибо о сущности высшей небес и богов собираюсь
Я рассуждать, для тебя и вещей объясняю начала.
В те времена, как у всех на глазах безобразно влачилась
Жизнь людей на земле под религии тягостным гнетом,
Эллин8 впервые один осмелился смертные взоры
Против нее обратить и отважился выступить против.
И ни молва о богах, ни молньи, ни рокотом грозным
Небо его запугать не могли, но, напротив, сильнее
Духа решимость его побуждали к тому, чтобы крепкий
Врат природы затвор он первый сломить устремился.
Силою духа живой одержал он победу и вышел
Он далеко за предел ограды огненной мира,
По безграничным пройдя своею мыслью и духом пространствам.
Как победитель, он нам сообщает оттуда, что может
Происходить, что не может, какая конечная сила
Каждой вещи дана и какой ей предел установлен.
Так, в свою очередь, днесь религия нашей пятою
Попрана, нас же самих победа возносит до неба.
1. Изречения Катона цитировали многие древние писатели. Речи, из которых они взяты, не сохранились.
2. Эвмен — пергамский царь, союзник Рима в войне с Антиохом Сирийским (см. §11).
3. Это стихотворение представляет собой вольный перевод одной из песен Сапфо.
4. Патриций Луций Сергий Катилина, один из самых кровавых помощников Суллы, составил заговор для насильственного захвата власти. На его стороне были разорившиеся от долгов аристократы, многие ветераны Суллы, а также преступники всякого рода, надеявшиеся поживиться во время новой смуты. Заговорщики собирались поджечь Рим, убить консулов, перебить большую часть сената. Консул Цицерон выведал все эти планы и впервые обличил главаря заговора во время сенатского заседания, которое происходило 8 ноября 63 г. до н.э. После этой речи Цицерона Катилина покинул Рим и вскоре погиб, сражаясь с высланными против него войсками. Виднейших его сторонников Цицерон арестовал и казнил без суда.
5. 8 ноября заседание сената происходило в хорошо укрепленом храме Юпитера Статора (“Останавливающего”) на Палатине. Цицерон загодя окружил его вооруженными отрядами и, кроме того, разослал караулы по всему городу.
6. На самом деле бездействие проявлял только второй консул, Гай Антоний.
7. Пиэриды — Музы, родившиеся, по преданию, в области Пиэрия близ Олимпа.
8. Поэт говорит здесь не об одном греческом ученом, но о гении всего греческого народа.
Дополнение к §17. Третья гражданская война и начало Империи
Дата добавления: 2016-09-06; просмотров: 1979;