Архитектура и скульптура
Значительные изменения претерпевает в этот период архитектура и скульптура. Промышленный прогресс и совершенствование строительной техники привели к появлению новых типов сооружений. Ими стали железнодорожные вокзалы, промышленные и торговые здания, «доходные» (многоэтажные и многоквартирные, сдаваемые в аренду) дома. Такие сооружения стали прологом к появлению новых архитектурных проектов, получивших распространение в XX веке.
Классицизм окончательно исчез ко второй половине XIX века. Ему на смену пришёл новый стиль - эклектика (от греч. – «выбирающий»).
На основе государственной идеологии с начала 60-х гг. XIX века начался поиск русского национального стиля, основанного на изучении памятников древнего русского зодчества и древней архитектуры Севера.
В результате самой распространенной разновидностью эклектики (кроме неоготики, неоренессанса и т.д.) стал неорусский (псевдорусский) стиль.
Основные тенденции развития эклектики и модерна проявились в творчестве Франца Осиповича Шехтеля (1859 – 1926 гг.). Становление стиля в работах мастера шло по двум направлениям – национально-романтическому (неорусскому) и рациональному, позднее оформившемуся в конструктивизм. Примером неорусского стиля Шехтеля стал театр «Парадиз» (совместно с архитектором К.В. Терским (сейчас Театр им. Маяковского)), неоготики– особняк З.Г. Морозовой.
В неорусском стиле работали А.В. Щусев, построивший здание Казанского вокзала в Москве, и В.М. Васнецов, создавший здание Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке Москвы.
Типичными образцами псевдорусского стиля стали сооруженные в Москве здания Исторического музея (архитектор В. О. Шервуд) Московской городской Думы (архитектор Д.Н. Чичагов), Верхние торговые ряды на Красной площади (современный ГУМ, архитектор А.Н. Померанцев).
В Санкт-Петербурге примером этого направления стал храм Спаса-на-Крови (архитектор А.А. Парланд), созданный на месте убийства Александра II.
И только в последние годы XIX – начале XX вв. в архитектуре стал распространяться новый стиль – модерн. Этот стиль (от фр. – «новейший, современный») противопоставлял себя эклектике: его идеалом были целостность мироощущения и стилистическое единство произведений искусств. Он ярко проявит себя в начале следующего столетия.
Скульптуравторой половины XIX века переживала кризис. Основным направлением в её развитии было стремление преодолеть каноны предшествующего стиля – классического монументализма и обрести черты реалистического искусства.
Известное развитие получила жанровая скульптура (Ф.Ф. Каменский, «Первый шаг», 1872 г.).
Черты эклектики проявляются в монументальной скульптуре. Ими стали натуралистическая детализацияскульптурных элементов и чрезмерная патетичность.
Яркими примерами этого направления стали работы Михаила Осиповича Микешина («Тысячелетие России» в Новгороде, «Екатерина Великая» в Санкт-Петербурге), работы Александра Михайловича Опекушина (памятник Пушкину в Москве, Лермонтову в Пятигорске), Владимира Осиповича Шервуда(храм-памятник «Героям Плевны» и памятник Н.И. Пирогову в Москве).
Иван Николаевич Шредер создал памятники мореплавателям Крузенштерну в Петербурге и Беллинсгаузену в Кронштадте, Корнилову, Нахимову и Тотлебену в Севастополе.
Создавал произведения станковой скульптурына исторические темы Марк Матвеевич Антокольский(«Иван Грозный», «Пётр Первый», «Нестор-летописец»).
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 407;