Античная скульптура Греции классического преиода. Мирон, Фидий, Поликлет.
Афины с VI в. до н. э. стали символом высших достижений греческой культуры. Сюда стремились художники, поэты, скульпторы.
Искусство высокой классики достаточно полно характеризуют слова Перикла, стратега, стоявшего пятнадцать лет во главе Афин: «Мы любим красоту без прихотливости и мудрость без изнеженности». Мудрый Солон выразился еще короче: «Ничего лишнего».
В период ранней классики, так называемого строгого стиля (490—450 гг. до н. э.), скульптура носит переходный характер от архаики к классике.Фигуры греков и троянцев еще статичны, в их пластике много от архаических куросов, включая и «архаическую улыбку».
Одним из первых крупных скульпторов классической эпохи был Поликлет,написавший особое сочинение — «Канон».
Художник интересовался проблемой формы, заложенной в каждой статуе, и в «Каноне» попытался выявить основные элементы, из которых состоит человеческое тело, подчинить их определенному числовому соотношению.
Поликлет максимально формализовал искусство, ища общезначимые законы пропорций, а статую Дорифора(копьеносца) создал в качестве иллюстрации своего сочинения (рис. 1).
В копьеносце все выверено с математической точностью: например, голова составляет 1/8 высоты фигуры, кисть руки — 1/10. Это абсолютная систематизированность реализована в статуе, обладающей тем не менее живой пластикой за счет приема, называемого хиазмом, благодаря которому до конца непонятно, движется Дорифор или нет.
Поликлет создал тот обобщенный художественный образ атлета, который стал нормой и образцом. Свой идеал он выразил в сдержанно-мощных, спокойно-величественных образах и таких, как «Диадумен» (атлет, увенчивающий свою голову победной повязкой, ок.420 г. до н. э.) (рис. 2).
Другим известным скульптором V в. Был Мирон, художник, в противоположность Поликлету пытавшийся передать напряженное движение. В статуе «Дискобола»(рис.3)сжатая энергия достигается за счет пластики рук и ног, а не всей фигуры: торс у дискобола фактически неподвижен. Статую можно рассматривать лишь с определенной позиции: она не объемная в полной мере, поскольку у нее рельефный характер.
Третьим величайшим скульптором V в. до н. э. был уже упомянутый афинянин Фидий.
Фидий создал семиметровую бронзовую статую Афины-воительницы(рис.4) ,Афины-Промахос, с копьем и щитом в руках, как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам.
Около 448 г. до н э. Фидий выполнил 13-метровую статую Зевса для храма Зевса в Олимпии (рис.5).
Образ атлета — самая распространенная тема скульптуры периода классики. Совершенную человеческую красоту — вот что стремились воплотить греки в образах атлетов. Но создать ее непросто, она состоит в том, чтобы воедино слились добродетель души с соразмерной красотой тела.
Искусство поздней классики тяготело к конкретности переживаний и в этом смысле предваряло эпоху эллинизма, в которой большую роль играл индивидуализм. Вообще выдвижение влиявших на ход исторических событий личностей, таких как Алкивиад, Лисандр, тоже свидетельствовало о новой эпохе, когда греки уже не сознавали себя частью гражданского коллектива. Исчезали принципы коллективизма, и на первый план выдвигались чувства, эмоции и заслуги индивидуума. Искусство, особенно скульптура, отразила эту неустойчивость, тревожность, ощущение будущей трагедии греческого мира.
Дата добавления: 2021-12-14; просмотров: 611;