Музыкальная культура
Пропаганду классической музыки взяло на себя Русское музыкальное общество, основанное в 1859 году. Инициаторами его создания были известный композитор Антон Григорьевич Рубинштейн (написавший 16 опер, в том числе «Дмитрий Донской», «Демон», балет «Виноградная лоза»), его брат пианист, дирижёр и известный русский юрист Николай Рубинштейн и театральный и музыкальный критик Д.В. Стасов.
С их участием были созданы и первые консерватории в Петербурге (1862 г.) и Москве (1866 г.).
В 1880-ые гг. возникли первые филармонии, активизировался интерес к хоровому пению.
Символом расцвета русского музыкального искусства во второй половине XIX века была деятельность пяти выдающихся композиторов (М.А. Балакирев, А.П. Бородин, Ц.А. Кюи, Н.А. Римский-Корсаков и М.П. Мусоргский), которых критик Стасов назвал «Балакиревским кружком», «Новой русской музыкальной школой» или «могучей кучкой».
Развивая традиции Глинки и Даргомыжского, музыканты находили источник вдохновения в народном искусстве и вместе с тем овладевали европейской системой музыкального мышления и выражения. Принципиальными основами деятельности «кучкистов были реализм и народность. Велик их вклад в развитие камерной и симфонической музыки, национальной оперы.
Руководителем кружка был М.А. Балакирев.
Милий Алексеевич Балакирев (1836 – 1910 гг.) получил домашнее образование. Учился на математическом факультете Московского университета.. переселившись в Петербург, познакомился в 1855 году с Глинкой и Даргомыжским, выступая как пианист. Был одним из основателей бесплатной музыкальной школы и работал в ней и в Русском музыкальном обществе дирижером.
Основой его творчества была инструментальная музыка (симфония с фортепиано) и романсы. Его интересовал как русский фольклор («Увертюра на тему трех русских песен»), так и творчество других народов, особенно Востока (симфоническая поэма «Тамара»).
Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844 – 1908 гг.) по семейной традиции в 12 лет был определен в Морской корпус в Петербурге. В 1861 году установил связи с членами будущего кружка и определил свое творческое кредо.
Римский-Корсаков оставил огромное творческое наследие: 15 опер (в т.ч. «Майская ночь», «Снегурочка», опера-былина «Садко», опера-сказка «Сказка о царе Салтане»), 3 симфонии, романсы , оркестровые произведения.
Цезарь Антонович Кюи (1835 – 1918 гг.) окончил Главное инженерное училище и Военно-инженерную академию, где преподавал фортификацию. Генерал. После знакомства с Балакиревым и Даргомыжским серьезно занялся музыкой.
Кюи – автор опер («Кавказский пленник»), детских опер («Иванушка-дурачок»), сюит для оркестра.
Александр Порфирьевич Бородин (1833 – 1887 гг.) окончил Петербургскую медико-хирургическую академию, став профессором химии и академиком медицины. Примкнул к «Могучей кучке».
Бородин – автор эпической оперы «Князь Игорь», «Богатырской симфонии» и других симфонических произведений.
Модест Петрович Мусоргский (1839 – 1881 гг.) учился в петербургской школе гвардейских подпрапорщиков, служил в Преображенском полку. После знакомства с Балакиревым решил посвятить себя музыке.
Многие находки Мусоргского были восприняты и развиты только в ХХ веке. По правдивости и глубине воплощения индивидуальных образов и народных масс, новизне музыкально-выразительных средств его «Борис Годунов» и «Хованщина» не имеют равных в мировой музыке.
Крупнейшим явлением в музыке XIX века стало творчество ученика А.Г. Рубинштейна П.И. Чайковского.
Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893 гг.)родился в заводском поселке Воткинске в семье горного инженера. После окончания Училища правоведения в Петербурге, служил в министерстве юстиции. Тогда и проявляется его влечение к музыке и в 1862 году он поступает в Петербургскую консерваторию. По ее окончании был приглашен преподавать в консерваторию в Москве.
Чайковский – непревзойденный симфонист (6 симфоний), реформатор балета, сделавший музыку ведущим компонентом балетной драматургии («Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик»), создатель новый тип оперы, опирающейся на национальную и мировую литературу («Евгений Онегин» и др.)
В конце 80-х гг. XIX века расцветает творчество композиторов нового поколения, прославивших начало XX века – С.И. Танеева, А.К. Глазунова, С.В. Рахманинова и А.Н. Скрябина.
Мировую славу нашему искусству принесли Русские концерты на Всемирной выставке в Париже в 1889 году.
С гастролями в Россию приезжали композиторы и музыканты Ференц Лист, Гектор Берлиоз, Иоганн Штраус и Рихард Вагнер.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 356;