Особенности развития культуры народов России
Во второй половине века получили развитие те культурные процессы, которые начались в его начале, а также имели место в самой России.
На Украинев начале 50-60-х гг. стали возникать «воскресные школы», которые организовывал профессор Киевского университета В.В. Павлов. Его поддерживал Н.И. Пирогов, который был в то время попечителем Киевского учебного округа. Для этих школ (в 1862 году их было 67) Т.Г. Шевченко написал и издал «Букварь южнорусский».
По закону 1876 года было запрещено преподавать в школах на украинском языке, что затормозило процесс распространения грамотности.
В художественном творчестве продолжателями дела Шевченко стали писатели Марко Вовчок, И.Я. Франко, Леся Украинка.
Развивался украинский национальный театр, для которого писали пьесы И. Кпрпенко-Карый (1845 – 1907 гг.) («Бурлачка», «Наймичка» и др.), М. Кропивницкий.
Были заложены и основы украинской национальной музыки. Оперы выдающегося композитора М.В. Лысенко (1842 – 1912 гг.) («Тарас Бульба», «Наталка Полтавка») имели огромный успех. В 1863 году в Петербурге была поставлена опера ученика Глинки С.С. Гулак-Артемовского (1813 – 1873 гг.) «Запорожец за Дунаем», в основу которой легли мелодии украинских народных песен.
В то же время зародилась и буржуазно-националистическая культура, имеющая явно антирусскую направленность (П. Кулиш – роман «Черная рада»).
В Белоруссиииз лиц, окончивших университеты России, формировалась национальная интеллигенция.
Крупными писателями и общественными деятелями были К.С. Калиновский, Янко Лучина (И. Неслуховский), В. Дунин-Марцинкович.
В Прибалтикезначительную роль в развитии просвещения и культуры играло немецкое население. Однако складывалась и местная интеллигенция. Выпускниками Петербургского университета были великий латышский поэт Ян Райниси видный революционер Петр Стучка.
Эстонский ученый-языковед М. Веске работал в Казанском университете.
Культура народов Кавказаиспытывала благотворное влияние общественного подъема в стране.
В грузинскойлитературе большую роль играли писатели Акакий и Георгий Церетели.На литературное поприще вступил, став знаменитым, писатель и поэт Важа Пшавела.
В 1851 году в Тифлисе был открыт оперный театр с русской труппой. В эти же годы композитор М. Баланчивадзесоздал первую грузинскую оперу «Коварная Тамара».
В армянскойлитературе последователями Налбандяна стали Ованес Туманян(1869 – 1923 гг.), А Ширванадзеи др. в Тифлисе усилиями классика – драматурга Г. Сундукяна(1825 – 1912 гг.) был открыт первый армянский театр, который позже переехал в Эривань.
В деле развития просвещения среди армян значительную роль сыграли Лазаревский институт восточных языков в Москве (открыт на средства богатой армянской семьи Лазаревых) и Нерсесянское училище в Тифлисе.
В Азербайджаневместе с М. Ахундовым вел большую просветительскую работу публицист, критик и педагог Г. Зардаби (Меликов), основавший азербайджанский театр.
Главным итогом культурного подъема в Закавказье было создание национальной интеллигенции. Возникают просветительские и научные общества, новые учебные заведения. Издавались газеты и журналы на родных языках.
Молдавскаякультура испытала влияние декабристов, Пушкина, украинской и румынской литератур. Идеи просветительства пропагандировали и претворяли в жизнь писатели-демократы Василе Александрии Михаил Эминеску.Жизнь молдавского села описал в своих книгах Ион Крянге. В Кишиневе открылись театр, учебные заведения, возникли различные общества.
Развитие культур народов Средней Азиишло под влиянием ислама и русской культуры. Большое значение имело использование богатого наследия, отразившегося в народном фольклоре, национальном песенном творчестве народных поэтов-акынов.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 363;