Философия и социология
Глубокий след в развитии философской мысли оставили труды русских философов-идеалистов В.С. Соловьева, К.Н. Леонтьева, Н.Н. Страхова, С.Н. Трубецкого и др.
Владимир Сергеевич Соловьев (1853 – 1900 гг.) – сын С.М. Соловьева. Учился в гимназии, а затем на физико-математическом и историко-филологическом факультетах Московского университета. Одновременно был вольнослушателем Московской духовной академии. После речи против смертной казни народовольцев в 1881 году вынужден был оставить преподавательскую работу, и занялся публицистикой.
Как публицист («Чтение о Богочеловечестве», «История и будущность теократии» и др.), проповедовал объединение «Востока» и «Запада» через воссоединение церквей, боролся за свободу совести.
Осознав, что Православная церковь, обладая истиной, не осуществила ее во «внешней действительности», Соловьев сделал попытку выработать современные принципы религиозного мировоззрения. Он мечтал спасти человечество возрождением духовности, заявляя вслед за И. Кантом, что «каждый человек может быть для другого только целью, но никогда средством».
Соловьев полагал, что у России особая миссия – восстановить влияние религии на души людей.
Константин Николаевич Леонтьев (1831 – 1891 гг.) родился в семье помещика. Окончил гимназию и четыре курса медицинского факультета Московского университета. Участвовал в Крымской войне. Служил дипломатом в Османской империи, пробовал себя как писатель, был цензором. В конце жизни уехал в монастырь – Оптину пустынь, где постригся в монахи.
Культурно-исторические взгляды Леонтьева сложились под влиянием Н.Я. Данилевского, который утверждал, что общество проходит три стадии развития: первичной «простоты», «цветущей сложности» и вторичного «упрощения» и «смешения».
На этой основе в своих трудах (сборник статей «Восток, Россия и славянство» и др.) Леонтьев обосновывал идею «красочной и многообразной» российской действительности, противопоставляя ее западному «всесмешению» и «всеблаженству».
В качестве организующего принципа государственной и общественной жизни он проповедовал «византизм» - твердую монархическую власть, строгую церковность, сохранение крестьянской общины, жесткое сословно-иерархическое деление общества. Путем союза России с Востоком и превращения России в новый исторический центр христианского мира Леонтьев надеялся затормозить процесс «либерализации» России.
Единственным философом либерализма можно считать Б.Н.Чичерина, бывшего скорее либеральным консерватором. Умеренный либерал К.Д. Кавелинисповедовал идею мирного обновления общества посредством широкого гражданского согласия. При всей умеренности русской либеральной философии, благодаря ей происходило формирование нового политического сознания и радикализация земского движения.
На беспощадноеразрушение государственного и общественного строябыла направлена философия анархизма, «апостолами которой были, по иронии судьбы три аристократа: родовитый дворянин М.А. Бакунин, князь П.А. Кропоткин (1842 – 1921 гг.) и граф Л.Н. Толстой.
Толстой ставил в центр своей философии отказ от любого насилия. Вступив на путь религиозной мистики, он абсолютно не принимал государство и, по существу, пришел кмистическому анархизму. Он был страстным поклонником Руссо в критике культуры и воспевании «естественных движений души», с беспощадностью относился к науке, если она не подчиняла себя этическому началу.
В конце века начинается и возрождение революционного идеала в виде русского марксизма (Г.В. Плеханов).
Историческая наука
В области исторических знаний господствовали представители юридической (государственной) школы, начало которой положили работы С.М. Соловьёва.
«Государственники» представляли историю государства и его правовых институтов, как основу развития человеческого общества. Государство по Соловьеву носило надклассовый характер и являлось прямым отражением жизни народа. Политическим идеалом юридической школы была сильная государственная власть, способная установить буржуазный правопорядок.
Яркими представителями и фактическими основателями юридической школы были К.Д. Кавелин и Б.Н.Чичерин.
Константин Дмитриевич Кавелин (1818 – 1885 гг.) – историк, правовед, социолог. В 1839 году окончил Московский университет, до переезда в Петербург в 1848 году, работал на кафедре истории русского законодательства. В 1857 – 1861 гг. – профессор Петербургского университета.
Кавелин воспитывался под влиянием германской исторической школы, которая считала историю результатом не случайностей, а закономерностей, что и определило некую односторонность будущей историко-юридической школы.
Опираясь на концепцию Гегеля, он вместе с Соловьёвым развивал идею о решающей роли государства в жизни народа: государство, как высшая форма общественного бытия завершает историю России. Этому предшествовала мирная эволюция сначала родовых, затем семейных и вотчинных отношений.
Серьёзный вклад в историографию второй половины XIX века внёс В. О. Ключевский.
Василий Осипович Ключевский (1841 – 1911 гг.) – профессор, академик (с 1900 г.), ученик С.М. Соловьева. Родился в семье приходского священника. Детство прошло в жестокой нужде. В возрасте 9 лет он остался без отца, погибшего при стихийном бедствии. Преодолев собственное заикание, он с отличием окончил Пензенское духовное училище, поступил в духовную семинарию. Спустя два года он оставил её и в 1861 году поступил на историко-филологический факультет Московского университета.
Лекции Соловьёва он начал слушать на первом курсе, увлекался ими, но «государственная схема» лектора его не удовлетворяла, и первоначально личного сближения не наблюдалось. По совету Ф.И. Буслаева и Соловьева защитил диссертацию на тему: «Древнерусские жития святых, как исторический источник». При этом он изучил 5000 источников.
С 1867 года начал преподавательскую работу. В 1871 – 1906 гг. он занимал кафедру русской гражданской истории в мужской Духовной академии и со следующего года начал читать лекции на Московских Высших женских курсах. В ходе подготовки общих курсов новой и русской истории у Ключевского складывалась общая концепция исторического процесса.
После смерти С.М. Соловьева в октябре 1879 года занял его место на кафедре русской истории Московского университета, где и служил в 1879 – 1911 гг. В 1887 – 1889 гг. был деканом историко-филологического факультета и проректором Московского университета.
В 1882 году он защитил докторскую диссертацию «Боярская дума Древней Руси», в которой проводил мысль о противостоянии великокняжеской (царской) власти, опирающейся на дворян, с боярством, противостоящим самодержавию (была подвергнута сомнению С.Б. Веселовским и современной историографией). Затем приступил к написанию главного труда своей жизни – 5-томного «Курса русской истории» (довёл до 1864 г.).
В соответствие с его взглядами исторический прогресс зависит от трёх факторов: природы страны, общества (где классы выступали как «общественные элементы») и личности (индивидуальности) человека. Большое значение он придавал колонизации и социально-экономическим факторам, что было новым шагом в историографии.
Таким образом, курс Ключевского – единственная в дореволюционной историографии попытка социологически проследить процесс исторического развития России через социально-экономическую, общественную и культурную жизнь.
И.Д. Беляев (1810 – 1873)– автор трудов по истории русского крестьянства, права, военного дела, летописания. Собрал коллекцию древнерусских рукописей. Вместе с одесским историком Леонтовичем разработал в пику Соловьёву вопрос об общинном начале русской истории, а не родовом. Община, по их мнению, основывалась уже не столько на родовых началах, сколько на территориальных.
К.Н. Бестужев-Рюмин К.Н. (1829 – 1897 гг.)– профессор МУ, академик Петербургской академии наук (1890 г.). В 1860-1870-ых гг. стоял во главе петербургской исторической школы. Разработал «Биографии и характеристики», двухтомную «Русскую историю» с очень ценным введением об источниках и историографии по русской истории.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 350;