Революционные кружки и группы в начале 70-х гг. «Хождение в народ»
В 60-70-е гг. действовали анархистские организации «бакунистов»:
В 1863 – 1866 гг.в Москведействовал кружок«ишутинцев».
В Петербурге (1872 г.) и в Москве (1873 г.) действовали кружки «долгушинцев». Бывший студент Петербургского Технологического института А.В. Долгушин, проходивший по делу Нечаева и освобождённый за неимением улик, в 1872 году организовал кружок сторонников Бакунина. Члены кружков сконструировали примитивную печатную машину, на которой печатали прокламации и воззвания («Русскому народу», «К интеллигентным людям»). Вскоре «долгушинцы» были арестованы полицией, а сам Долгушин умер в тюрьме в 1884 году в Шлиссельбурге.
Параллельно «бакунистам» действовали пропагандистские организации «лавристов»:
В 1869 – 1874 гг. действовал кружок «чайковцев» («Большого общества пропаганды»), сохранявших переходные черты революционеров 60 – 70-х гг. Группа молодежи (М.А. Натансон, Н.В. Чайковский, С.Л. Перовская), занималась самообразованием и распространением книг Чернышевского, Лаврова, Маркса среди студенчества. Общество строилось на принципе «высокой нравственности», провозглашённым Чайковским. «Чайковцы» были противниками «нечаевщины». В своей программе (1870 г.) они отрицательно отнеслись к борьбе за политические свободы.
Первым этапом деятельности «чайковцев» стала пропаганда идей, вторым – «хождение в народ».
Весной 1874 г.состоялось первое «хождение в народ» на основе «летучей» пропаганды. Народники надеялись на поддержку со стороны крестьян, но те относились к «пришлым» насторожённо - с их помощью было арестовано 1,5 тыс. пропагандистов в 1874 году, а в 1875 еще 1 тыс. человек.
В 1874 – 1875 гг. действовал кружок «москвичей» («Всероссийская социально-революционная организация»). «Москвичи» (Л.Н. Фигнер, П.А. Алексеев, И.С. Джабадари) сформировались из кружка «кавказцев», уцелевших после арестов прежних кружков и «фричей» – девушек вернувшихся из заграницы после получения там высшего образования. Руководящим органом являлась т.н. «администрация». Члены кружка стремились к созданию всероссийской партии и вели пропаганду среди рабочих.
В 1876 – 1879 гг. в Петербурге действовала новая организация со старым названием - «Земля и воля» (лидеры: Натансон, Г. Плеханов, Михайлов).
Члены «Земли и воли» делились на «деревенщиков», которые занимались пропагандой и «политиков». Так называлась дезорганизаторская группа, которая стремилась перенести центр борьбы в город и предлагала заняться террором и борьбой со шпионами.
Участники этой организации исходили из принципа централизации, так во главе организации стоял Центральный комитет. Они впервые выдвинули политические требования (свобода переселения, отмена паспортной системы, личная неприкосновенность). Конечная цель - анархия (совокупность свободных самоуправляющихся общественных организаций) воспринималась уже как промежуточная ступень к государственности.
6 декабря 1876 года«землевольцы» организовали первую политическую демонстрацию в России в Петербурге перед Казанским собором. Планировалось провести несколько тысяч человек под красным знаменем, но собралось не более 300 человек, которые были разогнаны полицией. 20 человек арестовано.
В 1876 – 1877 гг. состоялось второе «хождение в народ» на основе «оседлой» пропаганды. Члены организации создавали в сельской местности, особенно в Поволжье, свои подразделения. При этом они пытались совместить пропагандистскую деятельность с профессиями агрономов, фельдшеров, учителей. Порой у народников легальная работа отнимала столько сил и времени, что до пропаганды не доходили руки.
Главными итогами «хождения в народ» стали:
1) новые аресты народников. Состоялись громкие политические процессы 1877 – 1878 гг.:
в феврале 1877 года состоялся процесс «50-ти» по делу «москвичей». Одиннадцать подсудимых отказались от защиты, но при этом договорились в порядке собственной защиты выступать с программными речами. Наиболее известную речь произнёс член кружка ткач Петр Алексеев, выступивший от имени рабочих. (В романе А.М. Горького «Мать» он стал прообразом Павла Власова).
В ноябре 1877 – январе 1878 гг. состоялся процесс «193-х». Во время процесса заметный след оставила речь И.Н. Мышкина. Судья прерывал его речь 60 раз, но он продолжал говорить о целях народной революции и методах её проведения.
Судьба самого Мышкина сложилась трагично: он был приговорён к 10 годам каторги, в 1882 г. бежал, схвачен, расстрелян за покушение на смотрителя тюрьмы в 1885 г.;
2) разочарование народников в анархистском и пропагандистском течениях;
3)раскол «Земли и воли».
«Народная воля» и «Черный передел»
В марте 1879 года «политики» создали свой неуставной орган власти – Исполнительный комитет (ИК).
На апрель они запланировали проведение партийного съезда, который должен был разрешить противоречия между уставом и реальной практикой. Однако сроки были сдвинуты из-за неудачного покушения на императора землевольца А.К. Соловьёва, и съезд состоялся только летом.
15 июня 1879 года «политики» провели тайное совещание в Липецке, на котором присутствовало 11 человек. На совещании был вынесен смертный приговор Александру II. Таким образом, главной мишенью «политиков» стал император.
18 июня 1879 года был проведён общий партийный съезд в Воронеже, на котором были приняты компромиссные решения:
1) признание Исполнительного комитета как одного из руководящих центров;
2) признание террора как одного из методов политической борьбы.
15 августа 1879 года прошел последний общий съезд «Земли и воли» в Санкт-Петербурге. На нем был зафиксирован окончательный раскол организации.
"Земля и воля" раскололась на две самостоятельные организации:
а) «Черный передел»(журнал «Черный передел», газета «Зерно»),в который вошли Плеханов, В.И.Засулич, П.Б.Аксельрод, А.Н.Потресов, В.Н.Игнатов. Они выступали за самостоятельность отдельных кружков, которые существовали в Санкт-Петербурге, Москве, Казани (принцип федерализма). Во-вторых, они выступали против террора, за пропаганду собственных идей. В 1880 году Плеханов вместе с рядом сторонников эмигрировал. Центр организации переместился в Москву и перестал существовать к концу 1881 года;
б) «Народная воля» («ткачевцы»), лидерами были А.Д. Михайлов, А.И. Желябов, В.Н. Фигнер, С.Л. Перовская. Народовольцы выступали за жесткий централизм и конспирацию, применение индивидуального террора. Они пытали создать военные организации и делали ставку на привлечение в организацию офицеров. Им удалось создать собственную типографию, бюджет в 80 тыс. рублей, собственную службу безопасности, агент которой Н.В. Клеточкин в 1879 - 1881 гг. работал в III отделении (смог разоблачить более 385 провокаторов, в т.ч. Рейнштена, выдавшего полиции «Северный союз русских рабочих»).
Структура «Народной воли»:
Общее собрание – временный законодательно-исполнительный орган власти. Ему подчинялся Исполнительный Комитет (постоянный законодательно-исполнительный орган власти), которому подчинялись отдельные комитеты и группы, в свою очередь делившиеся на боевые (действовали в условиях конспирации; по 5 человек) и общереволюционные (занимались пропагандой, знакомились с людьми, боролись со шпионажем).
Впервые народовольцы выдвинули политические требования, которые были зафиксированы к осени 1880 года Желябовым. У него на квартире под видом празднования именин собрались участники организации, которые выработали программные требования:
1) народное представительство;
2) широкое самоуправление крестьян;
3) «Земля – народу, фабрики – рабочим»;
4) всеобщее избирательное право, демократические свободы;
5) ликвидация армии и создание территориальной милиции.
Главным методом деятельности был признан индивидуальный террор. Предполагалось совершить покушение на одесского генерал-губернатора Э. Тотлебена, петербургского военного губернатора И. Гурко Затем планировали убить Александра II, которому вынесли приговор еще в 1879 году.
В 1883 году провокатор Дегаев выдал ИК «Народной воли», военную организацию и типографии.
В 1884 году после ареста Германа Лопатина организация официально прекратила свое существование. Кризис «Народной воли» наступил в результате кризиса самой идеологии, направленной на поиск особого пути развития к социализму на базе национальных традиций.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 469;