Революционное народничество 70-х гг., его основные направления


При всем многообразии идей, массовой идеологией и ведущим движением в 70-90 гг. XIX в. было движение революционеров-народников.

Идеология – система обобщенных взглядов, идей, составляющих ориентиры для определенных слоев общества или политических движений, закрепляемых в массовом сознании государством.

В народничестве было два направления: революционное, которое выступало за насильственную ликвидацию самодержавия, и либеральное, которое считало, что самодержавие само должно найти механизм саморегуляции за счёт реформ.

Этапы развития идеологии народничества:

1) с конца 60-х гг. до начала 80-х гг. XIX в. – господство революционного народничества;

2) 80 – 90-е гг.XIX в. – преобладание либерального народничества.

Теоретической базой революционного народничества были идеи, выдвинутые ещё в начале 50-х гг. Герценом и развитые в начале 60-х гг. Чернышевским (теория общинного социализма).

Основные идеи теории общинного (русского) социализма:

1. Признание некапиталистического пути развития России.

2. Выделение самобытной экономической основы – крестьянской общины.

3. Признание особой надклассовой роли интеллигенции, которая должна подготовить общество к революции.

4. Возможность проведения крестьянской революции для построения социализма.

В отличие от «шестидесятников» народники:

1) признали развитие буржуазных отношений в России, но продолжали считать их регрессом в развитии общества. Одновременно они по-прежнему доказывали, что в России легче построить социализм, опираясь на общину и артель;

2) считая, что государство и его институты (самодержавие, полиция) не имеет социальной опоры в обществе (надклассовый характер государства), народники верили, что народ его легко свергнет (отсюда название «народники» и идея «хождения в народ»);

3) опасаясь укрепления буржуазных отношений в России, народники были сторонниками немедленной крестьянской революции. При этом переход от общины к социализму должен был, по их мнению, произойти легче, чем от капитализма. В результате на основе крестьянской общины должен был установиться социалистический строй (идея утопического социализма).

Поскольку речь шла о крестьянской революции, то социальной базой народников должно было стать крестьянство, которое в пореформенное время имело в связи с незавершенностью буржуазных преобразований двойственный характер. С одной стороны, оно являлось прогрессивной силой, т. к. выражало общедемократические буржуазные требования, боролось против остатков феодальных пережитков. С другой стороны, крестьянство выступало за развитие буржуазных отношений и превращение всех людей в собственников или наемных рабочих.

Три течения в революционном народничестве:

 

 

  Анархисты (бунтари) Пропагандисты   Заговорщики  
Лидеры и их труды М.А. Бакунин («Государст-венность и анархия») П.Л.Лавров («Исторические письма») П.Н.Ткачев (статьи в журнале «Набат»)  
Отношение к крестьянской революции     Позитивное   Позитивное, связанное с теорией «неоплатного долга интеллигенции перед народом»       Негативное  
Необходимость подготовки крестьянской революции   Россия уже готова к революции, нужен только революционный призыв   Она необходима со стороны «критически мыслящих личностей» и должна носить планомерный характер   Необходима подготовка заговора, а не революции, и проведение революционных мероприятий «сверху»
Необходимость ведения политической борьбы и создания политических организаций   Явно отрицательное и снисходительное   Позитивное, связанное с мирной пропагандой со стороны людей, получивших образование   Необходимо создание только заговорщицких организаций  
Отношение к дальнейшему сохранению государственности Негативное, необходимо только создание федерации самоуправляемых общин на основе коллективной собственности на землю и фабрики     Необходимо создание «народного государства»     Установление жёсткой диктатуры власти в государстве
Движущие силы: а) Крестьянство б) Интеллигенция в) Прочие ("низы")     + - +     + + -     - + -

 

В 70 – 80-е гг. XIX в. все эти три течения поочередно (слева направо в таблице) сменяли друг друга в деятельности народников.

Михаил Александрович Бакунин(1814-1876 гг.). Родился в просвещенной дворянской семье, учился в Артиллерийском училище в Петербурге. В 1835 г. вышел в отставку в чине прапорщика. В 1840 г. выехал в Германию для изучения философии в Берлинском университете. Участвовал в европейских революциях 1848-1849 гг. После ареста был передан русским властям, после покаяния сослан в Сибирь. В 1861 г. совершил побег из ссылки через Японию и США в Лондон.

Бакунин считал необоснованным утверждение Маркса о ключевой роли пролетариата в обществе, считая, что она не приведет к свободе народа. Отрицал диктатуру пролетариата и государственный социализм. Бакунин уповал на стихийный народный бунт. Русский народ он считал изначально народом-бунтарем. Бакунин был творцом теории анархизма, отрицающего любую власть, в т.ч. и государственную. При этом он отрицал даже "народное государство", к созданию которого призывали другие социалисты.

Петр Лаврович Лавров(1823-1900 гг.). Родился в богатой дворянской семье, окончил Петербургское Артиллерийское училище и Артиллерийскую Академию. В 1844-1866 гг. преподавал математику в военных учебных заведениях. В 1857 г. начал публицистическую деятельность. В 1862 г. сблизился с Чернышевским и вступил в организацию "Земля и воля". В 1866 г. был арестован и выслан в Вологодскую губернию. В 1870 г. бежал из ссылки в Париж.

Лавров, в отличие от Бакунина, не преклонялся перед стихийным бунтом. Считал, что народная революция нуждается в длительной подготовке, осуществить которую могли образованные люди.

Петр Никитич Ткачёв(1844-1885 гг.). Родился в семье мелкопоместных дворян. В 1861 г поступил на юридический факультет Петербургского университета. Как один из зачинщиков волнений, был заключен в Петропавловскую крепость, затем отпущен на поруки матери. В 1862 г. начал печататься в различных журналах. В 1871 г. был осужден за революционную деятельность. В 1873 г. бежал из ссылки заграницу. В 1775 – 1881 гг. издавал журнал «Набат».Считал, что «для обновления России нужно уничтожить всех людей старше 25 лет». В 1882 тяжело заболел, и последние годы жизни провел в психиатрической больнице.

В отличие от остальных народников, полагал, что крестьянство не способно самостоятельно осуществить революцию. Революция должна принять форму государственного переворота, который должна осуществлять строго законспирированная организация.



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 475;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.