Разгром декабристов. Следствие и суд


Уже с ночи на 15 декабря начались аресты декабристов. Сначала их отправляли в Зимний дворец на допрос лично к Николаю I, а затем в Петропавловскую крепость с сопроводительной запиской императора, о том, где и как должен содержаться арестант.

М.М. Сперанскому было поручено сформировать Следственную комиссия, которую возглавил военный министр Татищев. Подразделения комиссии были в Санкт-Петербурге, Белостоке и Могилеве.

Всего к следствию было привлечено 579 человек. Виновными были признаны 289, из них 120 - преданы суду. Для решения их дальнейшей судьбы был создан Верховный уголовный суд под председательством князя Лопухина. Предъявлял обвинение Генеральный прокурор, министр юстиции Д.И. Лобанов-Ростовский.

Всех подсудимых поделили на 11 разрядов. К «нулевому», т.е. высшему разряду присудили 5 человек: Рылеева, Пестеля, Каховского, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола. Сначала их приговорили к четвертованию, которое позднее заменили повешением. Из 72 судей только Мордвинов высказался против смертной казни.

19 человек приговорили к ссылке, 9 офицеров разжаловали в солдаты. Над всеми заговорщиками был проведен обряд гражданской казни (сожгли мундиры, сломали шпаги и т. д.). Остальных мятежников, в основном солдат, подвергли наказанию шпицрутенами – прогнали сквозь тысячный строй.

13 июля 1826 года на кронверк (одно из укреплений Петропавловской крепости) вывели осужденных для приведения приговора в исполнение. У троих из декабристов (Рылеев, Муравьев-Апостол, Пестель) оборвалась веревка, в результате чего процедуру казни пришлось повторить.

23 августа в Василькове была учинена расправа над членами Южного общества – большинство обвиняемых было сослано в Сибирь.

Жены декабристов

С июня 1826 года началась отправка декабристов в Сибирь - на Нерчинские рудники.

Именно сюда стали добровольно приезжать жены и родственницы декабристов. Еще во время следствия они начали бороться за своих близких, пуская в ход деньги, родственные связи, влиятельные знакомства, прошения на «высочайшее имя». Полина Гебль даже разработала план побега своего будущего мужа Ивана Анненкова.

Первой из столицы в Иркутск прибыла княгиня Екатерина Ивановна Трубецкая, которой было 27 лет. Уже в январе 1827 года она приехала в Нерчинск, передав по требованию властей все наличные деньги военному губернатору Иркутска. Увидев сквозь щель тюремного забора мужа в кандалах и оборванном тулупчике, княгиня упала в обморок.

Следующей в Иркутск прибыла 22-хлетняя Мария Николаевна Волконская. Ей удалось обмануть иркутского губернатора и вывезти в Нерчинск в своей прическе бумажных ассигнаций на сумму 700 рублей. Следующей в Нерчинске оказалась Александра Григорьевна Муравьева, которая привезла декабристам послание от А.С. Пушкина «Во глубине Сибирских руд…», переданное ей автором в январе 1827 года. Поэт-декабрист А.И. Одоевский из Читы написал ответ : «Наш скорбный труд не пропадет, из искры загорится пламя».

К мужьям в Сибирь с огромными трудностями добрались другие жены и сестры декабристов, 15 из которых относились к «высшему свету». Перед отъездом в Сибирь их вынуждали отречься от всех прав и состояния, в т.ч. и за своих будущих детей, после чего они переходили на положение «жен ссыльнокаторжных». Свидания с мужьями разрешались по 1 часу два раза в неделю в присутствии офицера. Полина Гебль в 1828 году обвенчалась с Иваном Анненковым. На время венчания с него сняли кандалы, а по окончании обряда одели тотчас же и отвезли его в тюрьму.

Подвиг декабристов и их жен был воспет Н.А. Некрасовым в поэме «Русские женщины».

Не все декабристы прекратили сопротивление на каторге. В 1828 году член «Общества соединенных славян», бывший поручик Сухинов попытался на Зерентуйском руднике поднять вооруженное восстание, но предатель выдал его планы. Сухинова приговорили к 300 ударам кнута, клеймению и расстрелу, но перед казнью он покончил жизнь самоубийством.

Декабрист М.С. Лунин также был активным сторонником продолжения сопротивления и на каторге. Широко известны его «Письма из Сибири», в которых он рассказывал о судьбе декабристов.

Уже осенью 1827 года большинство ссыльных декабристов было переведено в Читу, а осенью 1830 года для них была выстроена тюрьма усиленного режима на Петровском заводе близ Иркутска. Именно там многие из них провели остатки своей жизни. С узников сняли кандалы, из которых Николай Бестужев сделал женщинам кольца, которые те с гордостью носили.

Декабристы продолжали и работать, и учится, что являлось лучшим доказательством их безупречного служения Отчизне. Они открывали новые курсы, школы и библиотеки. Для помощи друг другу они создали «Большую артель для пропитания узников». Многие из них были переведены на статус ссыльнопоселенцев или, в соответствии с особым указом, по собственному желанию, могли пройти службу на Кавказе.

В 1856 году в связи с коронацией Александра II была объявлена амнистия: декабристам разрешалось выехать из Сибири. В живых осталось около 34 человек, но и из них вернулись немногие: Трубецкой, Волконский, Пущин, Якушкин, Оболенский, Батеньков, Матвей Муравьев-Апостол.

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 366;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.