Политика в области просвещения. Цензурные уставы. С.С. Уваров
Рассматривая выступление 14 декабря 1825 года как пагубное последствие воспитания Николай I сделал попытку укрепить цензуру и реформировать систему просвещения.
В 1826 году был введен новый цензурный устав, который содержал около 230 параграфов. В обществе он получил название «чугунный», т.к. контроль возлагался не только на содержание произведение, но и на литературные вкусы. Власти считали, что русская действительность не дает оснований для зарождения крамольных мыслей – все дурное идет с Запада. Министру народного просвещения было поручено «умножение числа умственных плотин» против европейских идей.
В результате началась борьба с передовой журналистикой: в 1831 году былазакрыта «Литерная газета» Дельвига, в 1832 году - журнал «Европеец», в 1834 – журнал «Московский телеграф» Полевого. После опубликования в журнале «Телескоп» письма Чаадаева он был закрыт, а главного редактора Надеждина сослали в Вологду.
Устав был неотъемлемой частью николаевской системы, поскольку литераторам было запрещено писать о чиновничестве вообще. Это давало кратковременный результат, т.к. не мешало проникновению оппозиционных идей, но пресекало взгляды, дружественные правительству.
Политика правительства в области просвещения имела два направления:
1) распространение образования – создание специальных учебных заведений для удовлетворения нужд государства (военных, технических и т.д.;
2) придание просвещению желательного для правительства характера.
В 1827 году вышел указ министра народного просвещения адмирала А.С. Шишкова, который запрещал принимать детей крепостных крестьян в гимназии и университеты.
В 1828 годусостоялось принятие нового школьного устава, который усилил сословность в образовании и увеличил разрыв в преемственности между программами в образовании (для детей крестьян – годичная церковно-приходские школы, для детей мещан и купцов – 3-годичные училища, для детей дворян и чиновников – 7-годичная гимназия). В школах восстановили плату за обучение и телесные наказания. Гимназии с классическим образованием готовили детей дворян и чиновников к поступлению в университет, а уездные училища не давали права поступления в гимназию и тем более в университет. Т.о., гимназии были отделены от уездных училищ с целью предотвратить размывание дворянства разночинцами. Однако наплыв разночинцев в гимназии все более возрастал, а процент дворян неуклонно сокращался.
В 1835 годубыл введен новый университетский устав, который ограничил автономию университетов: они перестали быть научно-методическими центрами, был ликвидирован университетский суд, введён гласный надзор за студентами, восстановлена студенческая форма, возросла плата за обучение.
В 1837 году была введена дополнительная параллельная цензура уже прошедших изданий и усиливались наказания для цензоров, пропустивших прогрессивное издание (ссылка или отрешение от должности).
Даже новый министр просвещения (1833 – 1849 гг.) граф Сергей Семёнович Уваров, бывший до этого Президентом Российской академии наук, создатель «теории официальной народности» за попытку вступится за сохранение университетов в 1849 году был отправлен в отставку.
Граф Уваров имел прекрасное образование, был знатоком античной культуры. Происходя из небогатой семьи, расчетливо женился. При Александре I слыл либералом, за что едва не поплатился карьерой. Но при Николае I, во имя карьеры, изменил свои взгляды – стал ярым реакционером, но не заслужил полного доверия. Поэтому, как только он оступился, его убрали.
Регламентация духовной жизни общества особенно ярко проявилась в религиозной сфере. При Николае Павловиче усилились религиозные гонения на униатов и старообрядцев. В 1820 – 1850-х гг. были созданы секретные комитеты по борьбе с расколом, активно проводилась насильственная христианизация народов Поволжья. Всех раскольников и сектантов поделили на три категории: «менее вредных» (поповцев, не отрицающих церковную организацию и священство, признающих царскую власть), «вредных» (беспоповцев, которые молились за здравие царя и принимали брак) и «вреднейших» (прочих беспоповцев и сектантов – молокан, духоборов, субботников, хлыстов и т.д.).
В 1839 году вышел указ о ликвидации униатской церкви.
В 1853 годувышел указ об уничтожении раскольничьих скитов и молелен.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 446;