Секретный комитет 6 декабря 1826 года. Бюрократизация управления
Большой неожиданностью для императора стала измена представителей дворянства, на которое все императоры смотрели как на единственную социальную опору самодержавия. Поэтому первоочередной задачей политического курса Николая Павловича стало укрепление полицейско-бюрократического аппарата. Этот аппарат должен был стать продуманной системой государственной опёки над обществом.
На все важнейшие посты были расставлены генералы. Даже обер-прокурором Синода был назначен гусарский полковник (на своей должности дослуживший до генерала) Н.А. Протасов.
6 декабря 1826 года из виднейших сановников империи был создан Секретный комитет во главе с графом В.П. Кочубеем, целью которого было изучение найденных в кабинете покойного Александра I многочисленных проектов, касавшихся изменений в различных отраслях управления и выработке на их основе ограниченных реформ. Комитет работал 4 года и подготовил ряд законодательных проектов, автором большинства которых был Сперанский.
Самые важные проекты:
1) сословная реформа: дворянство должно приобретаться только наследственно и «по высочайшему пожалованию» ;
2) административная реформа: упрочение самодержавия путем более четкого разграничения функций между ветвями власти.
В дальнейшем оба эти проекта получили продолжение.
Вместе с тем, находясь под впечатлением восстания 14 декабря 1825 г., когда часть дворянства выступило против абсолютизма, Николай I ставил задачу подчинить все сферы управления своему личному контролю, минуя соответствующие министерства и ведомства. В результате были существенно ограничены компетенции Сената и Государственного совета.
Собственная Его Императорского Величества канцелярия, созданная при Павле I в 1797 году, была трансформирована в высший орган управления государством.
В её составе появилось 6 отделений:
1-ое – личная канцелярия для рассмотрения прошений и контроля за исполнением постановлений (оно существовало и раньше, как вся Канцелярия);
2-ое – совершенствование законодательства (создано в январе 1826 года);
3-е – надзор за законностью (трансформировалось в политическую полицию) (создано 3 июля 1826 года);
4-ое – занималось управлением учебными, воспитательными и благотворительными заведениями (ведомство матери Николая Марии Фёдоровны);
5-ое – ведало подготовкой реформы управления государственными крестьянами,
6-ое – занималось управлением присоединёнными территориями Северного Кавказа.
Главным органом политического сыска стало 3-е отделение во главе с главноуправляющим. В 1827 г. при 3-ем отделении был создан Корпус жандармов (1827 – 1917 гг., с 1836 г. – Отдельный корпус жандармов), а главноуправляющий 3-им отделением был одновременно шефом корпуса жандармов, а управляющий – начальником штаба корпуса. В штате 3-его отделения в 1827 году было 16 человек, в 1841 – 42, в 1878 – 52 человека. Отделение включало 5 экспедиций: 1-ая контролировала деятельность революционеров, 2 – раскольников и сектантов, 3-я контролировала деятельность проживающих в России иностранцев, 4 – деятельность уголовников и фальшивомонетчиков, отслеживала крестьянские дела и бунты, 5 наблюдала за прессой. Вся страна была поделена на 8 жандармских округов (кроме Финляндии, Войска Донского и Польши) во главе с жандармскими генералами. После ликвидации 3-го отделения в 1880 году все функции и Корпус жандармов были переданы Департаменту полиции.
Наиболее известны следующие представители 3 его отделения:
1) Александр Христофорович Бенкендорф (1783 – 1844 гг.). Первые представители его семьи находились на российской службе со времён Елизаветы Петровны. В Петербург прибыли в свите Марии Фёдоровны, невесты наследника престола Павла. Александр Христофорович оказался прирождённым воином, получив к 1821 году звание генерал-лейтенанта. Тогда же он сделал подробный доклад Александру I о деятельности Союза Благоденствия, но император оставил его без внимания.
Карьера на новом поприще началась с 14 декабря 1825 года, когда Бенкендорф командовал частью правительственных войск, а затем вошёл в состав Следственной комиссии. Здесь он понял слабость российских карательных органов и необходимость создания авторитетного министерства полиции в интересах общественного блага. Говорили, что Николай I подарил ему платок со словами: «Чем больше слёз утрёшь, тем лучше». После событий 1825 года император поручил ему надзор за Пушкиным.
Как писал Н.Я. Эйдельман, «Бенкендорф искренне не понимал, что нужно этому Пушкину, но чётко и ясно понимал, что нужно высшей власти. Поэтому, когда Пушкин отклонялся от правильного пути к добру, генерал писал ему вежливые письма, после которых не хотелось жить и дышать».
Бенкендорф искренне объяснял П.Я. Чаадаеву, что прошлое, настоящее и будущее России – прекрасно, а кто думает иначе, тот сумасшедший.
В 1832 году он получил графский титул и всей своей государственной карьерой обязан безграничной преданностью царю. Между тем, именно он в 1839 году в докладе царю сказал: «Крепостное право есть пороховой погреб под государством»;
2) Первым начальником штаба Отдельного корпуса жандармов был Леонтий Васильевич Дубельт (1792 – 1862 гг.). В 1807 году вступил в военную службу прапорщиком, участвовал в войнах с Наполеоном, был ранен под Бородино. Был членом трёх масонских лож. После восстания 1825 г. его подозревали в связях с декабристами, но он сумел оправдаться. В 1830 г. перешёл на службу в Корпус жандармов. Именно Дубельт окончательно сформировал аппарат жандармерии. Благодаря его усилиям служба в Корпусе перестала восприниматься обществом как занятие, недостойное порядочного человека. На службу к Дубельту охотно шли армейские офицеры из дворян. А.И. Герцен называл его «благородным жандармом». В 1856 г. вышел в отставку.
С целью укрепления центрального управления шёл дальнейший процесс унификации административно - территориального деления России:
- в 1831 году ликвидирована политическая автономия Царства Польского после подавления польского восстания;
- в 1835 году было опубликовано «Положение о евреях», закрепившеее установление в 1791 году «черты еврейской оседлости»;
- в 1838 году была ограничена автономия в Бессарабии, дарованная Александром I в 1818 году.
Для более эффективного управления страной Николай считал необходимым создать хорошо отлаженную бюрократическую систему:
1) был значительно увеличен штат аппарата чиновников: к середине века он возрос с 16 до 70 тысяч. Сам царь говорил, что «Россией управляют столоначальники»;
2) все более регламентировалась и расширялась система делопроизводства, которую возглавлял лично император;
3) появилось много новых министерств и ведомств, которые параллельно курировали отдельные отрасли.
Бюрократизация имела двоякий эффект. С одной стороны, она действительно на какое-то время могла обеспечить порядок в стране. Тем более, что большое влияние в госаппарате имели военные. С другой стороны, армия чиновников, получая задания и оценку своей деятельности лично от монарха, оказались в положении слепых и нерассуждающих исполнителей. Царь не имел возможности проследить за работой аппарата, что порождало коллективную безответственность, взяточничество, приписки. В 1842 году в империи было 300 тыс.незаконченных «дел», на которые ушло 3 млн. листов бумаги. Официальная пропаганда твердила о полном благополучии, критика была запрещена, что еще более усугубляло положение дел в стране.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 861;