Вооруженное восстание в Петербурге
Однако в течение вечерних часов ситуация резко изменилась, и декабристы уже не могли что-то изменить.
В ночь с 13 на 14 декабря наследник престола великий князь Николай Павлович собрал сенаторов и членов Государственного совета и привёл их к присяге. Около 6-7 часов утра 14 декабря они уже разъехались, тем самым, сведя планы декабристов, на «нет». Одновременно Якубович отказался командовать войсками, которые должны были брать Зимний дворец. Булатов не смог поднять гарнизон Петропавловской крепости на мятеж. Таким образом, восстание имело больше шансов не быть, нежели состояться.
Трубецкой понимал, что вместо военной операции получится невнятная импровизация: либо продолжать (бессмысленно), либо сложить оружие (но молодые офицеры были настроены слишком решительно и могли его самого убить за такое предложение). Поэтому он не пришел на площадь, рассчитывая, что в этом случае восставшие одумаются.
Только к 11 часам утра 14 декабря Александру и Михаилу Бестужевым, Дмитрию Щепину-Ростовцеву удалось вывести из казарм лейб-гвардии Московский полк. При этом был убит полковник барон Фредерикс. Солдатам сказали, что надо поддержать законного императора Константина, и они шли с криками «За Константина и Конституцию!», полагая, что конституция - это жена Константина. 780 солдат выстроились в каре вокруг памятника Петру I, недалеко от здания уже пустого Сената.
К 12 часам Николай Павлович подтянул первые правительственные части. Военный губернатор столицы Милорадович предпринял попытку остановить заговорщиков и уговорить солдат вернуться в казармы. Оболенский попытался нанести удар штыком авторитетного среди солдат генерала, а Каховский смертельно ранил Милорадовича выстрелом из пистолета. Генерала отвезли на квартиру, где он около 16 часов умер. Не удалось убедить восставших ни петербургскому митрополиту Серафиму, ни младшему из великих князей Михаилу Павловичу, в которого попытался выстрелить В. Кюхельбекер.
Около 13 часов дня к мятежникам присоединились матросы лейб-гвардии Морского экипажа (примерно 100 человек под руководством Николая Бестужева), а несколько позднее – солдаты лейб-гвардии Гренадёрского полка под руководством поручиков Н.А. Панова и А.Н. Сутгофа.
К 15-16 часам все восставшие собрались (примерно 3 тыс. солдат и 30 офицеров) на Сенатской площади. К этому времени Николаю I удалось собрать около 9 тыс. пехотинцев и 3 тыс. кавалеристов конногвардейского полка. Вся артиллерия была в руках войск, верных правительству. Однако две кавалерийские атаки на мятежников завершились безрезультатно. Николай I не решался действовать более активно, но начинало смеркаться, и генералы стали его торопить. Император отдал приказ применить артиллерию.
После 17 часов вечера ударили залпы картечи. Мятежники бросились через Неву к Петропавловской крепости, но ядра взломали лёд под ногами заговорщиков – началась паника. К ночи восстание было разгромлено.
Погибло около 1300 человек (официально - около 200), из них более половины – «чернь», собравшаяся на площади.
Часов в 7 вечера часть декабристов снова собралась на квартире Рылеева. Договаривались о тактике поведения на допросах, прощались. Рылеев поручил декабристу Н. Оржицкому предупредить о поражении восстания в столице членов Южного общества. Позднее начались аресты.
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 387;