Тема 7. Объединение русских земель вокруг Москвы в XIV – середине XV вв.


Централизованное государство– политическая организация, для которой характерно:

- подчинение большой территории одному монарху или объединение нескольких ранее самостоятельных государств;

- существование законов, признаваемых во всех частях страны;

- аппарат управления, обеспечивающий исполнение законов и реализацию решений, принимаемых центром;

- деятельность аппарата управления осуществляется лишь в рамках, установленных вышестоящей властью;

- преодоление сопротивления централизации наиболее влиятельных социальных групп путем разумного компромисса.

Темпы централизации и ее географические границы определяются:

1) объективными социальными процессами – формированием социальных групп, связанных с центральной властью;

2) наличием людских ресурсов.

Специфическими предпосылками централизации являются:

- геополитическая ситуация (наличие естественных рубежей);

- историческая связь (тяготение к центрам, связанным вассальной зависимостью);

- внешнеполитическая обстановка (необходимость решения задач национальной независимости).

Причины усиления Московского княжества

 

Степень зрелости экономических предпосылок была недостаточной, поэтому, в отличие от европейских стран, в процессе объединения русских земель преобладали политические предпосылки:

1) необходимость свержения ордынского ига и потребности обороны страны осознавались всеми категориями населения: и феодалами, и горожанами, и крестьянами, и церковью;

2) дворянство стремилось получить равные права с боярами вотчинниками, которые им могли предоставить только верховные правители, поэтому они поддерживали политику объединения;

3) горожане и купечество поддерживали центральную власть как гаранта экономической стабильности, который сумеет прекратить внутренние междоусобицы и свергнуть иноземное иго;

4) политику централизации поддерживала православная церковь, что обеспечивало идеологическое сплочение населения;

5) умелая и успешная политика претендующих на роль объединителя князей.

Князья Северо-Восточной Руси вели ожесточенную борьбу за ярлык на великое княжение. Столица фактически была перенесена во Владимир. Галицко-Волынская земля была от Владимира независима. На западе от него появляется Великое княжество Литовское.

Великое княжество Литовское было образовано в 1240 году под властью князя Миндовга под угрозой вторжения крестоносцев м увеличивалось за счет включения части русских земель. После смерти Миндовга в Литве началась борьба за власть. В 1316 году князем стал Гедимин. Он говорил по-русски (литовского письменного языка тогда еще не существовало), был женат на русской и своих сыновей женил на русских. Но это не помешало ему в 1362 году захватить часть Руси (Полоцк, Киев, Волынь), нанеся поражение ордынцам у Синих Вод. Его сыновья Ольгерд и Кейстут продолжили его политику и приняли православие. Они собрали под своей властью Южную и Западную Русь, освободили ее от татар, установили сильную власть. Литовское государство было на 70% населено русскими, поэтому оно называлось «Великое княжество Литовское и Русское».

Но в 1377 году князем стал Ягайло, который под угрозой нападения немцев и в связи с прекращением династии в Польше предложил соединить два государства. Сам он принял католичество и католицизировал языческую Литву. В 1386 году была заключена Кревская уния– создано единое польско-литовское государство. Ягайло стал польским королем Владиславом Вторым, основав династию Ягеллонов. Это прекратило распри внутри страны из-за южнорусских земель, но не прекратило агрессию. В 1395 году Витовт (сын Кейстута, двоюродный брат Ягайло, ставший литовским князем в 1392 году) заключил соглашение с Тохтамышем о разделе Руси. Фактически вся Русь должна была перейти под контроль Литвы взамен за помощь в возвращении ханского престола. При этом Витовта нисколько не смущал тот факт, что еще в 1390 году он выдал свою дочь Софью замуж за великого московского князя Василия Первого. Но в 1399 году в битве на Ворскле Витовт был разбит войсками мурзы (вельможи) Едигея, что спасло Москву от захвата литовцами. В 1409 году Тевтонский орден объявил войну Польше и Литве. Польско-литовско-русское войско, включавшее валашские, чешские, моравские, венгерские и татарские отряды, под командованием польского короля Владислава Второго столкнулось с войском под руководством великого магистра Ульриха фон Юнингена, где кроме немецких рыцарей французские рыцари, английские и швейцарские отряды. 15 июля 1410 года – Грюнвальдская битва,в результате которой было разгромлено 50-тысячное войско Тевтонского ордена и был положен конец его господству в Прибалтике. Но католичество, ущемление православия и агрессивная политика (Ольгерд в 1368, 1370 и 1372 гг. совершил три неудачных похода на Москву; Витовт в 1406-1408 гг. также трижды вторгался и захватил Смоленск) вызывали неприятие у русских. Хотя в принципе Литва могла претендовать на роль объединителя русских земель.

За великокняжеский престол борьбу вели основные соперники: Тверское княжество, Московское и Суздальско-Нижегородское. Последнее находилось на границе с Золотой Ордой и не могло претендовать на роль центра объединения русских земель. Основная борьба развернулась между Москвой и Тверью. Географическое положение обоих городов было примерно одинаковым. Исход борьбы зависел от конкретных ситуаций и был определен более умелой политикой московской династии.

Тверское княжество было выделено Ярославом Всеволодовичем из состава Переяславль-Залесского княжества сыновьям, сначала Александру, затем Ярославу (1230 – 1271 гг.). Тверской князь Михаил Ярославич(1271 – 1318 гг.) в 1304 перехватил ярлык, считая что имеет больше прав на лидерство, чем московские князья. Он пользовался полным доверием хана Тохты (был силен, благороден, верен данному слову), но потерял поддержку митрополита Владимирского Петра, который из-за интриг придворных Михаила (ложно обвиняли Петра во взяточничестве) покинул Тверь в 1305 году. После смерти в 1312 году Тохты, благоволившего к тверским князьям, к власти пришел хан Узбек, передавший в 1317 году ярлык московскому князю. В 1318 году Михаил Тверской, во время конфликта с Юрием Даниловичем Московским, стал виновником гибели жены Юрия Агафьи (Кончака, сестра хана Узбека). Михаил был вызван в Орду и там казнен. В 1325 году Дмитрий Михайлович, встретив в Орде Юрия, убил его. За самосуд над Юрием Даниловичем Дмитрий Грозные Очи также был казнен. После всех этих событий, несмотря, на то, что ярлык возвращен Твери, местные князья переориентировались на Литву, что стало губительным с точки зрения последствий для Твери.

Причины превращения Москвы в центр объединения русских земель:

1) относительная отдаленность от традиционных путей набегов монгольских ханов;

2) большое количество торговых городов;

3) относительно центральное положение среди русских княжеств;

4) слабое боярство поддерживало своих князей;

5) успешная политика московских князей (в отличие от тверских).

 

Первые московские князья

 

К середине XIII века Москва превратилась в центр удельного княжества. В 1248 году младший брат Александра Невского Михаил Хоробрый, будучи московским князем, сумел захватить Владимир, но удержать его не смог, а затем погиб в войне с Литвой. Долгое время княжество переходило из рук в руки, т.к. маленькая территория не привлекала к себе внимания.

По завещанию Александра Ярославича княжество было передано его младшему сыну Даниилу. В правление Даниила Александровича (1276 – 1303 гг.) Москва стала независимым княжеством (до этого она входила в состав Владимирского). Князю удалось удвоить территорию, отвоевав в 1301 году у рязанского князя Коломну и Серпухов, получив по завещанию бездетного переяславльского князя в 1302 году Переяславль-Залесский и, присоединив в 1303 году Можайск, а также весь бассейн р.Москва. Даниил не вмешивался в княжеские усобицы и не допускал усобиц внутри московского княжества.

Ему наследовал сын Юрий Данилович (1303 – 1325 гг.), который обладал неуравновешенным нравом и большими амбициями. Он попытался открыто заявить о претензиях Москвы на лидерство, чем положил начало борьбы с Тверью за великое княжение. В 1318 году хан Узбек, опасаясь усиления Твери, дал Юрию войско для войны с тверским князем. Но в Бортневском сражении оно было разбито. Агафья в плену умерла, чем воспользовался Юрий, обвинивший Михаила в отравлении. Оба князя вызваны в Орду. Тверского князя Михаила казнили, после чего борьба обострилась, причем ордынские ханы стремились вмешиваться в нее в своих интересах. После гибели Юрия власть перешла к его брату Ивану, который и заложил те принципы отношений с Ордой, которые превратили Москву в политического лидера.

В политике Ивана I Даниловича Калиты (1325 – 1340 гг.) воплотились принципы, сформулированные Александром Невским: внешняя покорность и тщательное укрывание собственных богатств и сил при постоянном поиске слабых мест у противников.

Особенности правления Ивана Калиты:

1) быстрый рост численности населения и экономический подъем (большинство приходивших людей расселялись в лесах и не учитывались ордынцами, а князь на 2-3 года освобождал их от уплаты налогов);

2) Иван Калита принял участие в подавлении антиордынских выступлений в других княжествах, восстания в Твери (1327 год), чем заслужил доверие ордынцев. Поводом для восстания стало незначительное событие: на торгу ордынцы из свиты баскака Чолханаотняли лошадь у местного дьякона. Тот позвал на помощь и вся свита вместе с Чолханом («Щелканова рать») была перебита. Тверской князь Александр Михайлович призвал к борьбе с монголами. С ордынским карательным отрядом в 50000 человек Иван Калита опустошил тверскую землю. Князь Александр бежал во Псков (в 1337 году хан разрешил ему вернуться в Тверь, но по доносу Калиты, вызвал тверского князя вместе с сыном в Орду и казнили («розоимаша» по частям – расчленили), а большой колокол тверского Спасского собора сняли и перевезли в Москву);

3) князь добился того, чтобы сбор дани со всех русских княжеств был передан в руки Москвы, что повлекло за собой отмену баскачества. По выражению В.О. Ключевского, «московский князь как сборщик хана бил свою братию – князей – не мечом, а рублем». Причем немалая часть «выхода» оседала в подвалах Кремля, обнесенного в 1339 году дубовыми стенами. Иван был бережливым хозяином, старавшимся увеличить свои богатства. В своем завещании он заботливо пересчитывает все купленные им села и золотые сосуды. На эту черту указывает его прозвище «Калита», т.е. мешок с деньгами, скопидом (по мнению Н.М. Карамзина, прозвище из-за того, что Иван носил всегда при себе мешок с деньгами для раздачи нищим);

4) в 1328 годув Москву из Владимира (еще в 1299 году киевский митрополит Максим, спасаясь от монголов, перебрался во Владимир)была перенесена кафедра митрополита, что превратило Москву в религиозный центр Руси. После событий 1305 года в Твери митрополит Петрпостоянно жил в Москве, а митрополит Феогност сделал ее официальной резиденцией. Именно благодаря поддержке Петра в 1311 году князю Юрию Даниловичу удалось захватить Нижний Новгород. Митрополита Петра похоронили в освященном им же Успенском соборе, ставшем усыпальницей высших церковных иерархов. А стоящий рядом Архангельский собор стал местом успокоения московских князей. Такое соседство для средневекового человека было очень символично;

5) существенно увеличилась (главным образом за счет покупки) территория княжества: вассалами Москвы признали себя Ростовское, Галицкое, Костромское, Белозерское княжества, а затем и Владимир;

6) со времени Калиты ярлык на великое княжение почти всегда оставался в руках Москвы, что позволило прекратить татарские набеги и разорение княжества. Как писал летописец, « бысть тишина христианам и престаща татарове воевать Русскую землю». Н.М. Карамзин так писал о том времени: «Отечество наше сетовало в уничижении, головы князей все чаще падали в Орде по единому мановению ханов; но земледельцы могли спокойно трудиться на полях, купцы ездить из города в город с товарами, бояре наслаждаться избытком. Кони татарские уже не топтали младенцев, девы хранили невинность, старцы не умирали на снегу»;

7) с Ивана Калиты начинается новый порядок передачи власти – по вертикали (отец – сын);

8) положено начало «открытости» московского общества: к сильному князю стекались бояре из Твери, Чернигова, Киева и даже из Орды (мурза Чет).

Политику Калиты продолжили его сыновья. В 1340 – 1353 гг.правил Симеон Гордый, которому удалось временно примириться с Тверью. Симеон не уступал в благоразумии отцу и следовал его правилам: задаривал ханов, льстил им, но строго вел себя с русскими князьями. Власть его утвердилась и в Новгороде, чему способствовал его поход на Торжок в 1341 году. При Симеоне на печатях великого князя было написано: «Печать князя великого Семенова всея Руси» (до этого титул «всея Руси» использовался только митрополитами). И его печать и прозвище отражали всю меру притязаний Москвы. Он строго управлял удельными князьями и получил прозвище «Гордый». К началу 50- годов создалась благоприятная обстановка для начала освободительной борьбы от ненавистного ига: Тверь затихла, с Орденом – мир, в Орде – междоусобица. Но, уже с 1346 года из Китая стала надвигаться совершенно другая опасность.

1352 - 1353 гг. были страшными для всей Европы. Эпидемия чумы (в результате миграции с востока на запад азиатской крысы-пасюка) достигла и Москвы. В Германии вымерло 75% населения, в Англии – 60%, в России – 40. От нее умерли Симеон, его сыновья и младший брат Андрей. Московский престол и великое княжение достались второму сыну Калиты Ивану II Красному (по отзывам современников – Кроткому)(1353 – 1359 гг.). В отличие от своего властолюбивого отца и грозного брата, он был тихим и слабым правителем. Летопись говорит, что Иван Иванович «был государь тихий, кроткий, милостивый и нечестолюбивый. Жил во всякой тишине, а потому и спокойствие отовсюду имел». Летописцы, видимо опираясь на народную молву, называют князя Ивана Милостивым. Он спешил втихомолку укрепить свое княжество, поощряя переселение людей, ремесел и промышленности поближе к Москве. В годы его правления усилилась вражда московских бояр, дошедшая до политических убийств и массовых отъездов. Князь практически не занимался государственными делами, предоставив их митрополиту Алексию. Именно Алексий несколько раз ездил в Орду, чтобы поддерживать миролюбивые отношения с ханом. Он исцелил от слепоты жену хана Тайдулу (болела трахомой), за что она помогла отговорить хана от очередного набега на Русь. Княжил Иван недолго и умер в 33 года, оставив княжить 9-летнего сына Дмитрия.

 

Москва и Золотая Орда во второй половине XIV века. Дмитрий Донской

 

В 1313 году хан Узбек под влиянием ордынских мусульман принял ислам и потребовал того же от своих подданных под страхом смертной казни. Это, по сути, был государственный переворот, т.к. по Ясе хан не имел права вмешиваться в вопросы веры. Многие отказались, за что были подвергнуты репрессиям. Тогда они бежали на Русь. Отношения союза с Русью сохранялись до середины XIV века, когда сын Узбека Джанибек в союзе с Симеоном Гордым противостоял проникновению в Поволжье католиков-генуэзцев и выбил их из крепости Кафы. Но эпидемия чумы изменила характер отношений.

В Москве после смерти Ивана Красного на престол взошел Дмитрий Иванович (1359 – 1389 гг.). Но фактически правил митрополит Алексий, продолжавший политику Ивана Калиты и содействовавший ассимиляции татар, шедших на русскую службу. Митрополит Алексий, в миру Елферий. Происходил из боярского рода. По преданию, его крестил сам Иван Калита. Алексий был первым уроженцем Москвы на митрополичьем престоле и сразу выбрал линию поддержки московского князя. Во время объезда своей епархии он был схвачен литовцами и брошен в темницу, откуда бежал. Но к Литве у него было сугубо негативное отношение. Находясь во главе правительства, Алексий не забывал интересов церкви, считая, что возвышение московских князей возвышает и церковь.

Однако в борьбу за власть вмешались суздальско-нижегородские князья, выступавшие за союз с татарами-мусульманами. В 1359 году суздальский князь Дмитрий Константинович получил ярлык от хана. Митрополит Алексий ходатайствовал перед ханом за Дмитрия Ивановича, а его посол Сергий Радонежский направился в Нижний Новгород и закрыл храмы до тех пор, пока князь не подчинится Москве.

В 1366 году конфликт был улажен. Суздальский князь отказался от великого княжения и выдал свою дочь Евдокию замуж за Дмитрия Ивановича. Дмитрий же в 1367 году закончил укрепление столицы, а именно завершено строительство белокаменного Кремля.

Однако, вновь подняла голову Тверь. Весной 1375 года в Тверь из Москвы перебежали купец Некомат, торговавший с Востоком и сын московского тысяцкого Иван Вельяминов. Тверской князь послал их в Орду – просить великого княжения. Перебежчики успешно справились с поручением, и 13 июля ярлык был в руках Михаила Александровича Тверского. Не желая терпеть соперничества, московский князь пошел походом на Тверь. В нем приняли участие его двоюродный брат Владимир Андреевич Серпуховской, Дмитрий Константинович Нижегородский, ярославские и некоторые другие князья. 8 августа Тверь испытала первый штурм, после чего началась осада. Князь Михаил Тверской, понимая бесперспективность борьбы с такой силой, «добровольно» признал себя 1 сентября 1375 года«братом молодшим» (вассалом) московского князя. Именно об этом говорилось в специально составленной докончальной грамоте(договоре). Кроме того, там же говорилось: «А поидут на нас татарове или на тобе, битися нам с одиного против их. Или мы поидем на них, и тобе с нами с одиного поити на них», т.е. она имела ярко выраженный антиордынский характер.

Одновременно в 1368 и 1370 гг. литовский князь Ольгерд совершил походы на Москву, но белокаменные стены сдержали штурм.

Международное положение Москвы во второй половине XIV века было сложным и неоднозначным. В Орде шла ожесточенная борьба за власть(1357 – 1381 гг. – «великая замятня»),в результате которой сменилось 25 ханов, а государство разделилось вдоль Волги на две части. На рубеже 60-70-х гг. власть в Правобережной Орде захватил темник Мамай, не являвшийся Чингизидом. К этому времени московские князья окончательно закрепили за собой великокняжеский ярлык. Москва начала проводить самостоятельную внешнюю политику.

Мамай, нуждаясь в ресурсах для борьбы с ханом Правобережной Орды Тохтамышем и желая подчинить Москву, заключил союз с Великим князем Литовским Ягайло. В Москве сложились две партии: промамаевская (во главе – духовник князя Дмитрия Ивановича коломенский священник Митяй) и партия противников союза с Мамаем и Литвой (во главе – митрополит Алексий и настоятель Сергий Радонежский). Сторонники второй партии опасались того, что будет разрушена система взаимоотношений с Ордой, созданная Александром Невским. После смерти Митяя, претендовавшего на освободившийся пост митрополита, позиции последних укрепились. Сергий Радонежский благословил Дмитрия Ивановича на борьбу с Мамаем. Весь вопрос заключался лишь в том, успеет ли Дмитрий Иванович объединить земли и русских людей Северо-Восточной Руси прежде, чем Мамай сможет мобилизовать ордынские силы для подавления московской «крамолы». Одним из блестящих достоинств Дмитрия было умение слушать советников, выбирать нужное и полезное, не считаясь с амбициозными советниками. Главным военным советником (и родственником – он был женат на сестре Дмитрия) князя был воевода Дмитрий Волынский-Боброк. Чтобы выработать тактику схватки с Ордой, нужно было знать ее тактику. Первая тактическая задача – отразить стрелковый удар. Ее решили просто: против стрелков надо выставить своих стрелков. Вооруженных самострелами и арбалетами. Главная проблема: как отразить фронтальную атаку в конном строю? Решено было: конные полки выполняют роль боевого охранения и резерва, а в центре – пехотное построение шеренгами – «железная стена».

В 1373 году в разведывательных целях Мамай напал на Рязань. Дмитрий Иванович «со всей силой княжества великого» вышел на берег Оки. Прийти на помощь рязанцам он пока не решился. Но и монголы не рискнули начать поход.

В 1376 годуМосква отказалась платить дань Мамаю.

В 1377 годувоеводой Дмитрием Боброкомбыл разгромлен ордынский город Булгар. Успешный поход позволил поставить под контроль Москвы судоходство по Волге, что удваивало доходы княжества. Мамай послал в Суздальско-Нижегородское княжество послов с предложением договориться о союзе, но нижегородский епископ Дионисий настроил народ против послов. Они перебиты. На помощь нижегородцам были присланы московские полки, но, прибыв на р.Пьяну, московские ратники предались пьянству и охоте и сняли доспехи. «Пьяни при Пьяне», - горько иронизировал летописец. Мамай послал войска Араб-шаха (Арапши), который застал русских врасплох на р.Пьяне (недалеко от Нижнего Новгорода) и разгромил их. Затем татары взяли Нижний Новгород и учинили там жестокую резню. В ответ воевода Боброк зимой 1377-1378 гг. нанес удар по мордовским князьям, союзникам Мамая.

Войска Мамая продолжали поход и мурза Бегич подошел к р.Воже.

11 августа 1378 года – битва на р.Воже.Русские дали татарам переправиться и ударили по флангам. Впервые была применена тактика «железная стена». Это была первая победа русских над татарами. Мамай явно недооценил силы Москвы, иначе бы сразу повел в поход всю Орду, а не только войска мурзы Бегича и пяти темников против объединенных сил Северо-Восточной Руси под командованием Дмитрия Ивановича. Как только Мамай узнал о поражении Бегича, он приказал готовить все силы, которые находились в тот момент в его распоряжении. Столкновение становилось неизбежным.

 

 

Куликовская битва

 

Победа Москвы побудила Мамая попытаться создать антимосковскую коалицию, к которой он привлек литовского князя Ягайло (кузен и соперник Ольгерда), у которого было 80 тысяч воинов, и рязанского князя Олега (формально он был с Мамаем в союзе, но сообщал Дмитрию обо всех передвижениях татар. О том, что рязанский князь был не против союза с Москвой говорит и факт, что в 1386 году сын Олега Рязанского Федор женился на дочери Дмитрия Донского). Кроме того, были наняты генуэзские и немецкие рыцари-наемники, а также мобилизованные за генуэзские деньги осетины и черкесы. Всего Мамаю удалось собрать около 200 тысяч воинов.

Князь Дмитрий также готовился к решающей схватке, его призыв получил общерусский характер и был одобрен церковью не только в лице митрополита, но и от признанного духовного лидера Сергия Радонежского. На призыв Москвы ответили практически все русские княжества (Новгород, Рязань и Тверь формально сохранили нейтралитет, но дружины в общерусское войско прислали).

Объединенные войска (всего около 150 тысяч, из них 20 тыс. – конница) подошли к Коломне, где 15 августа был проведен смотр и разработан план действий. Дмитрий, князья и воеводы решили, что бой надо дать за Доном, так как река не позволит окружить русское войско. Кроме того, быстрый переход не позволит Мамаю объединиться с войсками Ягайло. Литовские князья разделились, большинство осудили Ягайло, сыновья и родственники Ольгерда пришли с дружинами к Дмитрию. Тохтамыш, союзник Дмитрия, двигался к Сараю, вынуждая его торопиться.

Московское войско двигалось в полной тишине. 30 августа завершилась переправа через Оку, а 6 сентября войско подошло к Дону, где Дмитрий и замыслил встретить Мамая. Таким образом, впервые после битвы на Калке, русские вышли навстречу татарам в степь. Место для битвы было выбрано не случайно. Вся география Куликова поля благоволила русскому войску: речные и болотистые фланги, возвышение на месте стана русских войск. Мамай двигался к Куликову полю со стороны р.Красивая Меча. В ночь с 7 на 8 сентября русские войска переправились через Дон и встали в боевой порядок в водоразделе между Смолкой и Нижним Дубиком.

Левый фланг русского войска, на который должен был пасть основной удар татар, переходил в топкие болота Смолки, за левым флангом находились резерв и Засадный полк (10 тысяч воинов – чисто татарский прием).

Правый фланг был также защищен болотистыми берегами Непрядвы и тяжеловооруженными псковской и полоцкой конными дружинами. В центре большой рати были сведены все городские полки. Передовой полк составлял часть Большого полка, задача же Сторожевого полка заключалась в завязывании боя и возвращения в строй. Таким образом, татары могли атаковать только в полосе 4-5 км и только с юга со стороны Красного холма.

Утром 8 сентября 1380 годазаревели боевые трубы, но стоял такой густой туман, что битва началась только в 11 часов. По легенде, бой начался с поединка Пересвета с Челубеем (согласно легенде, Дмитрий Иванович перед битвой посетил Троицкий монастырь и получил благословение Сергия Радонежского, который по просьбе великого князя послал с ним «помощь небесную»: двух иноков-богатырей – Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Смысл предания о поединке в сражении с неверными в защиту православия). На сравнительно небольшом поле сошлось более 100 тысяч воинов, «от великиа тесноты задыхахуся». Монголы, используя численное преимущество, пошли в атаку. Передовой полк был уничтожен, но Большой полк и полк Правой руки держались. Полк Левой руки, чтобы снять численное превосходство татар, предпринял сложный маневр: воины отступили, заманив правый фланг Мамая в засаду. Засадный полк уничтожил прорвавшихся татар, а затем русские взяли в окружение главные силы врага. Около 3 часов дня татары побежали с поля, смяв свою пехоту.

Причины победы русских:

1) Дмитрию Ивановичу удалось объединить перед решающей схваткой почти всех русских людей;

2) Военная реформа оправдала себя полностью;

3) Рядом с князем, который сражался как простой воин в Передовом полку, сражались поистине выдающиеся полководцы: князь Владимир Андреевич Серпуховской (после битвы назван Храбрым), воевода Дмитрий Боброк (командовал Засадным полком), боярин Михаил Бренк (обменявшийся перед боем доспехами с Дмитрием Ивановичем и возглавлявший Большой полк);

4) Митрополит Алексий и игумен Сергий Радонежский смогли под эгидой русской церкви собрать всех гонимых людей под единое знамя освобождения;

5) Дмитрий одержал победу над двумя противниками. Войско Ягайло все время было у Дмитрия за спиной, но маневр русских не позволил им соединиться с Мамаем. Ягайло, находившийся в 30-40 км от Куликова поля, узнав о поражении Орды, повернул вспять.

Потери огромны. В летописях говорится о том, что убитых хоронили шесть дней. В строю осталось лишь 30 тыс.воинов.

 

Значение Куликовской битвы:

1) Москва стала общепризнанным лидером русских земель, как организатор победы над Мамаем;

2) Куликовская битва стала общенациональным подвигом, который сплотил русских людей. Было положено начало формированию общенационального самосознания: «представители княжеств возвращались с поля боя русскими» (Л.Н. Гумилев);

3) Русский народ поверил в свои силы, увидев, что победа над Ордой возможна.

Вернувшись в Москву, Дмитрий сразу заложил церковь Всех Святых на Кулишках и вскоре начал строительство мужского Высокопетровского монастыря. Повторной битвы не произошло, т.к. Тохтамыш смог уничтожить противника и объединить Золотую Орду под своей властью. Осенью 1380 года он обменялся с Дмитрием посольствами, но Русь не возобновила выплату «выхода».

Но в 1381 году Тохтамыш отдает ярлык на великое княжение Ягайло. В1382 году хан совершил набег на Москву.

Существует две точки зрения на причины этого набега:

1) Тохтамыш хотел восстановить господство Орды над Москвой и заставить ее платить дань (Н.И. Павленко, В.Б. Кобрин);

2) Набег был вызван тем, что нижегородские князья обманули Тохтамыша. Желая сохранить свою независимость от Москвы, они заявили, что Дмитрий Донской заключил союз с врагом Тохтамыша литовским князем Ягайло (Л.Н. Гумилев).

Не ощущая в себе силы начать открытое вторжение, Тохтамыш напал на Русь крадучись, рассчитывая на внезапность. Дмитрий поручил защиту Москвы митрополиту Киприану и сыну Андрея Ольгердовича князю Остею, оставив в Кремле княгиню Евдокию. Донской был уверен в том, что Москва устоит перед Тохтамышем и отправился в Кострому собирать полки. Но собрать армию оказалось делом непростым. По словам летописца, «обретеся в князех розность, и не хотеху пособлять друг другу». Рознь была вызвана, с одной стороны, тем, что далеко не все князья были довольны возвышением Москвы, а с другой, тем, что одно дело биться с самозванцем Мамаем, и совсем другое – с законным «царем» Тохтамышем.

23 августа к Москве подошли передовые ордынские отряды и сожгли посад. 24 августа город осадили главные силы. Три дня ордынцы безуспешно бросались на стены (русские впервые использовали пушки-тюфяки(от перс. «тупанг» - трубка, кованые русские пушки, которые могли сделать до 5 выстрелов порохом и картечью)) и прибегли к коварному приему. Тохтамыш послал к воротам нижегородских князей Василия и Семена, сыновей Дмитрия Суздальского. Остей вышел для переговоров в сопровождении духовенства, его схватили и убили, побили священников и ворвались в открытые ворота. Татары учинили страшный разгром: «не на что было смотреть, была разве что земля, и пыль, и прах, и пепел».

Овладев Москвой, Тохтамыш бросил отряды на грабеж русских городов, но, под Волоколамском, один из отрядов был уничтожен Владимиром Андреевичем Серпуховским, что напугало хана, и он отступил в Орду. Московскому князю во избежание нового конфликта пришлось отправить своего двенадцатилетнего сына Василия в заложники и возобновить выплату «выхода».

Снова монголам удалось предотвратить чрезмерное усиление Московского княжества, начавшего сближение с западно-русскими феодалами Литвы. Постоянно ордынцы стравливали Русь и Литву, не желая их усиления. В 1383 году из-под влияния Москвы выведен Великий Новгород. А Ягайло вынужден идти на территориальные уступки Ордену. Это создало базу для сближения Москвы и Вильно.

В 1384 году был заключен московско-литовский договор о военном союзе. Но Кревская уния разрушила этот союз.

19 мая 1389 года умер Дмитрий Донской. Он впервые передал Великое княжение Московское и Владимирское своему сыну как наследственное владение без волеизъявления Орды. Правда, остальные земли Дмитрий разделил между другими детьми, что в дальнейшем создало основу для тяжелейшей феодальной войны. Кроме того, Дмитрий завещал: «А переменит Бог Орду, и дети мои не имут давати выхода в Орду».

19 августа на московский престол вступил Василий I Дмитриевич. Летом 1390 года в торжественной обстановке состоялось бракосочетание Василия и Софьи Витовтовны. Этот брак был попыткой воспрепятствовать упрочению унии. Но этот процесс оказалось невозможным остановить из-за вынужденного отвлечения внимания на события в Орде.

 

Роль церкви в борьбе с монголо-татарским игом

 

Монголо-татары не облагали церковь налогами, т.к.:

1) считали, что это позволяет им сохранять власть;

2) соблюдали принцип «Ясы» - веротерпимость.

Церковь все время сохраняла свое единство. В 1271 году во Владимире прошел Собор духовенства Северо-Восточной Руси, где было решено укреплять единство, т.к. только церковь могла дать начало новому русскому объединению. Но существенным вопросом был: какой город станет центром Русской православной церкви (РПЦ)?

В 1299 году митрополит поселился во Владимире, а с 1328 года – в Москве. Иван Калита всячески содействовал росту авторитета церкви: при нем построено в Москве 7 новых храмов, а добровольное крещение было обязательным условием поступления на русскую службу.

Православие стало главным объединяющим началом. Неслучайно, что в XIV веке появляется выражение «Святая Русь». По сути, это означало второе крещение «околомосковской» Руси, т.к.:

1) на северо-востоке русских окружали многочисленные нерусские, неправославные народы, которые могли свести на «нет» трехсотлетнюю деятельность РПЦ;

2) здесь значительная масса русского населения оставалась язычниками, сочетая отправление языческих культов с грубыми выпадами против христианской веры;

3) Византия – главный ориентир Руси с Х века – находилась в состоянии религиозного раскола, а, после взятия ее крестоносцами (1204 год), окончательно ослабев, в поисках союзников против турок-османов, готова была подчиниться Риму. Это означало, что византийские первосвященники были готовы принять католический «символ веры», сохранив основные формы восточных церковных обрядов. Православные священники и монахи, отвергавшие унию с папой, подвергались гонениям в столице. Поэтому они стали уходить на окраины империи, в т.ч. на гору Афон, где создали новую форму религиозной жизни – исихазм(греч. – «покой, безмолвие»). Исихасты принимали обет молчания и говорили только в самых необходимых случаях.

Строгое следование православным обычаям соответствовало интересам РПЦ, тем более, что византийцы открыли проливы для генуэзцев, вместе с которыми проникали на Русь и католические пастыри. Поэтому исихазм получил широкое распространение.

Деятельность РПЦ по объединению народа в единое государство велось по двум направлениям:

1) политическая деятельность митрополитов. Митрополит Алексий (в миру Алексей Плещеев) при Иване Красном и малолетнем Дмитрии был фактически главой государства. В 1354 году патриархом Филофеем был возведен в митрополиты Киевские и всея Руси. Его заслуги в единении русских земель были очень скоро оценены после его смерти (умер в 1378 году). В 1428 году он был причислен к лику святых. Хотя его преемник Киприан таким авторитетом не пользовался, но союз князя и митрополита стал уже свершившимся фактом;

2) подвижническая (просветительская) деятельность. Исихазм, взятый русскими монахами на вооружение как орудие распространения православия, был положен в основу деятельности монашеских общежитий. Монахи проходили длительную подготовку у опытного старца, выполняли самую разную работу, строго постились. Достигнув нравственного совершенства, отвергнув себя во имя порученного ему дела, подвижник с благословления старца уходил в лес и основывал там монастырь или вступал в братию. Количество пустынных монастырей стало постепенно превышать число городских. Одним из таких подвижников был Сергий Радонежский (1321 – 1391 гг.)(в миру – Варфоломей, сын ростовского боярина Кирилла). Его отец разорился и переехал в Радонеж. А сыновья Стефан и Варфоломей искали утешение в трудах святости. Они ушли в глухой лес в 10 верстах от Радонежа. Стефан вскоре не выдержал одиночества и ушел в Богоявленский монастырь в Москве, а Варфоломей остался. Постепенно к нему присоединилось еще 12 пустынников и, через 14 лет их пустынной жизни, по просьбе братьев, Сергий принял сан игумена монастыря, выросшего вокруг построенной монахами церкви Святой Троицы (1337 год – основание монастыря). Здесь, по словам В.О. Ключевского, Сергий проявил себя как «создатель русского национального характера». В «Житии» рассказывается о строгости в жизни, о тихих и кротких речах Сергия, о том, что ангелы помогали ему вести службу. Кроме того, Сергий видел пророческие сны и слышал «голоса». Именно он благословил Дмитрия Донского на битву, а когда тот вернулся, пересказал ему весь ход сражения. Его ученики основали более 30 монастырей. За свои деяния Сергий вскоре после смерти (умер в 1391



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 316;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.033 сек.