Тема 5. Культура Киевской Руси (Х – первая половина XIII века)
Культура– совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе производства. Понятие «материальная культура»включает в себя развитие техники, орудий труда, жильё, быт и т.п. Под «духовной культурой»понимают идеологические представления, систему образования, науку, литературу, искусство. На культуру народа влияет внутреннее развитие и внешнее воздействие, что приводит к синтезу культур.
Культура Киевской Руси - синтез культуры восточнославянских племен, кочевых народов степи и Византии (особенно после принятия христианства). В XII – XIII вв. значительное влияние стала оказывать западноевропейская культура, а с приходом монголо-татар резко изменились направления культурных связей и контактов.
В X – XIII вв. наблюдается три периода развития древнерусской культуры:
- культура восточного славянства, основанная на языческом мировоззрении;
- культура Киевской Руси – синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии
- культура периода раздробленности – отдельные культурно-художественные школы.
Устное народное творчество
Оно тесно связано с языческой традицией – праздниками и обрядами (встреча зимы, весны, свадьбы и т.д.). В устных произведениях проявлялся и характер народа и его мечты о лучшей жизни. Путем заклинаний они пытались повлиять на враждебные силы природы. В сказках присутствовала мысль о хорошей и, главное, сытой жизни. Былины(«старинки») были отражением истории народа. Их возникновение связано с представлением народа о княжеской власти, о его дружине и связано с идеей необходимости защиты своей земли. Большинство сюжетов былин связано со временем княжения Владимира Святославича – временем единства Руси и успешной борьбы со степняками. В основе лежат реальные исторические события, прототипами былинных героев являются реальные люди. Например, со сватовством норвежского короля Харальда, к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». В эпических произведениях, связанных с половецкими набегами, встречаются имена, известных половецких ханов, адаптированные к русскому произношению: Тугоркан – Тугарин Змеевич, Шарукан – Шарк-великан. Образ Владимира Мономаха слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович» (прообразом был приближенный князя новгородский боярин Ставр Гордянитич). На Руси былины исполнялись под игру гусляров. В самих былинах отразилось представление о Руси как о едином государстве.
Новгородские былинные герои отличаются от киевских. Популярный новгородский боярин Василий Буслаев, весь в крови, продолжает сражаться на мосту с мужиками, вызванными им на честный бой. Еще более популярен Садко, богатый купец, отправляющийся искать счастья на море. После злоключений Садко вновь попадает в Новгород с несметным богатством, которое ничто, по его же признанию, по сравнению с богатством города.
Загадки, пословицы, поговорки и афоризмы отражают природную смекалку и чувство юмора славян.
Устное народное творчество сильно повлияло на древнерусскую литературу.
Письменность
К моменту принятия христианства Русь уже имела свой алфавит: во второй половине IX века византийские монахи Кирилл и Мефодий создали искусственный глаголический алфавит («глаголицу»), который был переработан с использованием греческого письма в «кириллицу». «Повесть временных лет» начинается со «Сказания о переводе книг на славянский язык», где говорится, что три князя Ростислав, правивший в Моравии, Коцел, князь Паннонии, и Святополк, племянник Ростислава, обратились к византийскому императору Михаилу Третьему со словами: «Земля наша крещена, но нет в ней учителя». В ответ были посланы солунские (из Фессалоник) братья Кирилл и Мефодий. В 867 году они в Риме доказали право использовать славянский язык для богослужения.Собрав учеников, они стали учить их богослужению на славянском языке. И, хотя, под давлением немецких священников, в 886 году их изгнали, но дело было сделано – славяне получили письменность. «Славянский язык и русский – одно есть» - заключал свое летописное «Сказание» Нестор.
Свидетельствами дохристианской грамотности славян являются: договор Олега с греками 911 года; сосуд начала Х века, найденный в Смоленске, с подписью мастера; надписи на стенах древних соборов (граффити): «Господи помози…», «Якиме стоя усне», «Кузьма – порося» и т.п.; берестяные грамоты Новгорода (а позже и Смоленска, Пскова, Москвы).
Книги ценились высоко, их называли «источниками мудрости», «реками, напояющими вселенную». Стоили они дорого, т.к. их было мало и делали их из очень ценного материала – пергамена – выделанной телячьей, бараньей или козлиной кожи. На Руси пергамен первоначально называли «кожами», «харатьями» и т.д. Приготовление пергамена требовало большого умения и мастерства. Шкура животного обрабатывалась золой и поташом, тщательно очищалась от мяса, шерсти и щетины, растиралась мелом для обезжиривания, выглаживалась пемзой и выстругивалась ножом для получения ровной поверхности. Писали книги медленно, торжественно, используя гусиные или лебединые перья. Господствовало так называемое «уставное письмо», для которого характерна геометричность правописания букв. Обычно они писались в границах двух горизонтальных линеек, перпендикулярно к строке. Буквы не были связаны между собой, а слова не отделялись друг от друга. Украшали книги великолепными цветными миниатюрами.
Летописание
Среди древнерусской литературы особое место занимает летописание (около 150 книг). Летописи– исторические повествования, разделенные по годам. До XVI века это была основная форма исторического повествования.
Причина развития летописания – образование Древнерусского государства. По выражению академика А.А. Шахматова, «рукой писца управляли политические страсти и мирские интересы».
Первая летопись, по мнению академика М.Н. Тихомирова, появилась в 1007 году, когда состоялось перенесение в Десятинную церковь мощей княгини Ольги. При этом историческую основу летописания составило «Сказание о русских князьях»(Х век), написанное в Киеве вскоре после крещения Руси и носившее нецерковный характер. С середины XI века в Киево-Печерском монастыре создается новый летописный свод – «Повесть о начале Русской земли» (1093 г.) («Начальная летопись»), которая не сохранилась.
Около 1113 года Несторомсоздана «Повесть временных лет» (сохранилась только в списках). Название она получила по первым словам: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Цель произведения определил сам автор: «Откуда есть пошла Русская земля». Нестор стремился показать русскую историю на фоне мировой – от сотворения мира до XII века. Согласно Нестору, славяне были потомками одного из трех сыновей Ноя – Иафета. Летопись, безусловно, отражала интересы великокняжеской власти, но автор указывает, что князь должен править по спарведливости. Однако, Владимир Мономах приказал переработать ПВЛ, что и было сделано в 1116 году монахом Сильвестром, т.к. требовалось показать Святополка II в неблаговидном свете. С этого времени стало подстраивать летопись под действующего князя.
С началом раздробленности развитие летописания определяют новые местные центры. В создании своих летописей заинтересованы князья, церковь, города. Они были им нужны как политические документы для обоснования своих прав и притязаний в борьбе с противниками.
Раньше других феодальных центров местное летописание складывается в Новгороде. Древнейшая новгородская летопись – «Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку» (Новгородская первая летопись). В ней рассказывается о событиях в Новгороде с 1015 года и повествование выдержано в четком и ясном описании городских событий. Особое значение придается событиям 1136 года, связанным с изгнанием князя. С этого момента летописание окончательно отрывается от Киева и княжеской власти и больше похоже на хронику городской жизни – содержатся сведения об урожае, о погоде, об уличных происшествиях, о пожарах и ценах на рынке. Причина такого отличия еще и в том, что летопись писалась не в монастыре, а в среде белого духовенства, близкого к мирской жизни. Но содержание грешит неверными оценками событий в стране, что объясняется большим влиянием местнических интересов авторов.
Киевское летописание продолжается в Выдубицком монастыре. Созданный там в 1200 году Выдубицкий летописный свод носит характер «великокняжеского». Авторы по-прежнему считают Киев центром русских земель и призывают князей к единению, верности старшему князю, сопротивлению половецкому нашествию.
Галицко-Волынская летопись(XII век) сохранилась в составе Ипатьевской летописи. В ней описывается «бещисленыя рати и великыя труды и частыя войны и многия крамолы и частая восстания и многие мятежи», т.е. отражена сложная и запутанная борьба феодалов за власть. В летописи много места отведено крупнейшим политическим деятелям Галицко-Волынской земли Роману и Даниилу. Автор прославляет их и с раздражением говорит о боярах. Т.е., главная идея – пропаганда идеи сильной княжеской власти, которая сможет положить конец междоусобицам.
В 1177 году при Успенском соборе Владимира создан Владимирский летописный свод, проводивший идею политического господства Владимира.
Летописцы этого времени отражают русскую культуру и историю во все многообразии, вырабатывают местные литературные традиции и приемы, создают более полную картину развития русских земель.
Литература
Поначалу литература была, в основном, переводная: богослужебная, жития(прославление деяний святых), апокрифы(нехристианская литература), повести и романы. Примером могут служить изборники(сборники статей из разных книг)1073 и 1076 гг. Первый переписан с болгарского оригинала, и по открывающей сборник похвале можно предполагать имя заказчика – «великий в князих Святослав». Изборник 1076г. – старейшая русская книга для чтения, в которой основное место занимают поучения о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Среди исторических сочинений выделяется перевод византийской «Хроники Георгия Амартола» (ее использовал Нестор при написании ПВЛ).
Апокрифы (от греч. «потаенный») нетрадиционно излагали библейские сюжеты популярным был апокриф «Хождение Богородицы по мукам», где рассказывалось о том, как Богородица в сопровождении ангела нисходит в ад и там видит мучения грешников.
С развитием государственности и, особенно после принятия христианства, появляются и древнерусские произведения. Из более чем 130 рукописных книг XI – XII века, хранящихся ныне в архивах, около 80 – богослужебные.
Из книг религиозного содержания выделяются «Остромирово Евангелие»(написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира писцом Григорианом), «Жития святых Бориса и Глеба».
Изумительным памятником русской письменности является «Мстиславово евангелие», написанное около1115 года по поручению новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Оно было написано сыном священника Алексой для основанной Мстиславом Благовещенской церкви в Новгороде. Текст евангелия написан красивым уставным письмом и имеет многочисленные заставки и миниатюры, а также роскошный переплет.
В период раздробленности в проповедях, поучениях сказаниях ведущее место занимают далекие от реальной жизни «истины веры и благочестия». Среди памятников церковной литературы XII века выделяются сочинения Кирилла Туровскогои Климента Смолятича. Кирилл Туровский, образованный и опытный проповедник, «русский Златоуст», следуя канонам византийского красноречия, в вопросно-ответной форме, старался в Библии показать «сокровенный» смысл. Его «Поучение о слепце и хромце», направленное против Андрея Боголюбского и ростовского епископа Федора, свидетельствует об активном участии Кирилла в междоусобной борьбе.
Климент Смолятич, второй после Иллариона митрополит, в своих посланиях также на первый план выдвигал политические интересы в происходящей междоусобице.
На рубеже XII – XIII вв. сложился большой компилятивный памятник церковной литературы – Киево-Печерский патерик(т.е. сборник поучений, рассказов, житий святых), проводящий идею главенства монастыря над другими. Его авторы Симони Поликарпбыли когда-то монахами, но его историю писали уже, видимо, во Владимире. Богатство содержания, выразительный язык, переплетение действительности и фантазии (например, о бесах, которые таскают бревна для монастыря, ворочают жернова и молотят пшеницу) сделали патерик распространенным на Руси.
Памятником древнерусской публицистики является «Слово о законе и благодати», написанное первым киевским митрополитом Илларионом в 40-е годы XI века. Главная идея – равноправие Руси с другими христианскими народами. Автор был соратником Ярослава Мудрого, который отстаивал независимость Руси и Русской церкви от Византии. Князь советовался с Илларионом о том, как применять византийское право на Руси. Используя все средства византийского красноречия, автор прославляет новое христианское государство - Русь, на которую теперь снисходит благодать христианского учения. Илларион был не только общественным деятелем, но и любителем уединенной молитвы. Он первым выкопал под Киевом келью-пещерку, в которой любил молиться. На этом месте возник Киево-Печерский монастырь. «Житие» же основателя и первого игумена (настоятеля) монастыря Феодосия Печерского(написано Нестором) было образцом для подражания всем, кто решил посвятить свою жизнь служению богу.
Из литературы периода раздробленности выделяется изумительный памятник гражданской литературы - «Слово о полку Игореве», рассказывающее о походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Летописец характеризует описываемое им время, как «рать без перерыва». Русские князья не только воевали друг с другом, но и для достижения победы прибегали к помощи половцев. Так, Игорь Святославич в 1180 году вместе с Кончаком, своим будущим врагом, выступал против киевского князя Рюрика Ростиславича. В апреле 1185 года князь задумал «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломом Дону». И даже затмение, встревожившее его как недоброе предзнаменование, не остановило поход. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором же Игорь попал в плен, а войско потерпело полное поражение. Поражение Игоря от половцев – это поражение всей Руси. Сила поэтического таланта автора во все многообразии проявилась в описании похода. Заключительная часть произведения заканчивается гимном Русской земле. «Слово» возникло сразу же после похода и написано в 1187 – 1188 гг.Главная мысль – необходимость единения русских земель.Этот призыв – пламенная агитация, обращение к воинской чести, скорбь о бедствиях Русской земли. Для автора Русская земля – единая, целая; русские князья, все равно Ольговичи или Мономаховичи, сильные, могучие. Автор – человек образованный, с большим поэтическим даром, знал хорошо прошлое и настоящее Руси, уклад княжеской жизни, военное дело. Т.е., вероятнее всего, он сам был дружинником и участником похода.
Судьба этого памятника печальна. Единственный известный список «Слова» находился в составе особого сборника – Хронографа, принадлежавшего известному собирателю древностей А.И. Мусину-Пушкину, который в 1800 году подготовил и издал «Слово». Но единственный экземпляр подлинника сгорел в московском пожаре 1812 года вместе с домом Мусина-Пушкина. Осталась копия с него, сделанная для Екатерины Великой, черновики, связанные с подготовкой «Слова» к изданию, и первое печатное издание.
Другим значительным произведением XIII века является «Моление» («Послание») Даниила Заточника. Автор, служилый человек из Ростово-Суздальской земли, из заточения обращается к переяславльскому князю Ярославу Всеволодовичу о милости. Он, видимо хорошо владея книжным материалом, выступает за сильную княжескую власть, образно сравнивая ее с властью орла над птицами, льва над зверями, осетра над рыбами. О боярах же, а также о монахах и холопах автор отзывается явно недоброжелательно. Заключительная часть «Моления» выражает тревогу за независимость Руси.
Особое место занимает «Поучение Владимира Мономаха» (1117 г.), который был ревностным защитником единства Руси. Это произведение было написано уже престарелым князем, за плечами которого была долгая трудная жизнь. Князю было, что рассказать своим потомкам, чему их научить. Он требует соблюдать христианскую мораль – быть «кротким», не обижать вдов и сирот, покоряться старшим. Князь должен житьв мире с другими князьями, не притеснять младших сородичей, избегать кровопролития, не поддаваться гордыне и не предаваться лени, во все дела вникать сам. «Поучение» - единственный пример морального и политического наставления, написанный в древности не духовным лицом, а государственным деятелем
В Новгороде было написано очень интересное произведение «грешным монахом Антонова монастыря Кирик дьяконом» под названием «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Счет ведется от сотворения Адама в годах, месяцах, неделях, днях и часах. По году 6644 от этого времени исследователи вычислили год написания – 1136(в Киевской Руси счет лет шел «от сотворения мира» и для перевода на современное летосчисление нужно вычесть из указанной даты число 5508). Трактат Кирика –новгородца – замечательный пример уровня развития математических знаний.
Развитие письменной культуры периода раздробленности свидетельствует о создании многих культурных центров, отражающих местные политические идеи, особенности языка, литературную манеру письма.
Школа и просвещение
Древняя Русь, особенно город, была достаточно хорошо знакома с письмом. Грамотные люди не были редким исключением.
Летопись рассказывает о существовании специальных школ, учрежденных для распространения грамотности.
Уже Владимир после принятия христианства проявлял заботу об учении, «посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы, в которых обучалось более 300 детей «от старост до поповских». При Андреевском монастыре в Киеве была школа где «младых девиц» обучали « писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».
Источники позволяют сделать вывод, что на Руси были школы двух видов: в одних, при монастырях, преподавали чтение, письмо, пение, богословие, т.е. готовили церковнослужителей; в других, для «лучших людей детей» давали, кроме вышеуказанных знания по философии, риторике, грамматике. Но, очевидно, что самым распространенным было индивидуальное обучение.
Распространение грамотности сопровождалось и созданием библиотек. По приказу Ярослава Мудрого было собрано «книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». Эти книги положили начало библиотеке при соборе св.Софии в Киеве. Это была не единственная библиотека. В Новгороде собирательницей и хранительницей книг была новгородская София. Соборная библиотека была и в Полоцке. Библиотеки собирались и крупными монастырями.
Архитектура и живопись
Русские мастера, в течение веков возводившие в городе и деревне различные жилые и хозяйственные постройки, хоромы феодалов, городские башни, стены, мосты, накопили большой опыт и выработали свой архитектурный стиль.
Скандинавские источники называют Русь страной городов – Гардарики. Летописи сообщают о бесспорном существовании в Х веке 24 городов. К концу XII века их было уже 238. Выбор места диктовался военными соображениями. Крепость обычно располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. Так и делился древний город: на аристократический, более защищенный детинец(центральную часть) и подол– торгово- ремесленную. В город вели ворота, количество которых зависело от его размеров. В Киеве было 5 ворот. Самые торжественные – Золотые, над которыми сооружена надвратная церковь.
Первоначально все постройки были деревянными. Именно таким был 13-купольный Софийский соборв Новгороде, построенный еще в 989 году. С развитием феодального государства росли и требования к сооружениям, которые должны были подчеркивать мощь и величие великокняжеской власти, а также православной веры.
Каменное строительство возникло под воздействием Византии. На Руси получила распространение крестово-купольная композиция – прямоугольный объем, расчлененный 4 столбами, на которых покоился центральный световой барабан. Прямоугольные в плане концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, сделанными из кирпича и камня. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды– полуокружные выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма в поперечном направлении на нефы– межрядные пространства. Таким образом создавался основной трехнефный крестово-купольный храм. Для расширения храма в западной его стороне часто ставились два дополнительных столба, а в случае надобности столбы прибавляли и в поперечном направлении, создавая еще два межрядных пространства и превращая храм в пятинефный. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность.
Первые каменные сооружения в Киеве появились во времена Владимира Святославича. В 989-995 гг. была построенаДесятинная церковь, на содержание которой шла десятая часть всех доходов князя. Владимир придавал большое значение храму, построенному русскими мастерами вместе с греками, и считал его княжеским. Вскоре после постройки трехнефный храм был расширен. За счет боковых пристроек церковь стала пятинефной. Храм был украшен 25 куполами, в его отделке широко применялись мрамор, мозаика и фрески. На площади у храма были поставлены статуи, вывезенные из Корсуни. Церковь была разрушена монголами в 1240 году.
Древнейшим хорошо сохранившимся памятником архитектуры является киевский Софийский собор. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого, когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь. Собор был задуман не только как главный храм создавшейся русской митрополии, но и как центр общественной и культурной жизни, символ могущества Ярослава Мудрого. «ПВЛ» рассказывает о закладке собора под 1037 годом. Очевидно, он строился несколько лет. В 1051 году в Софийском соборе был торжественно провозглашен русским митрополитом Илларион. При разгроме Киева Батыем собор был разграблен. Перестройка 1685-1707 гг. сильно изменила первоначальный облик. Внутри храм был перестроен, а снаружи побелен и параболическим куполам придана характерная для Украины грушевидно-барочная форма. В первоначальном виде собор представлял огромное пятинефное крестово-купольное здание, окруженное с севера, запада и юга открытой одноэтажной галереей. На рубеже XI – XII вв.на галерее был надстроен второй этаж. Вокруг храма пристроили новую одноэтажную галерею. Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефов. Центральный был шире других. Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, причем центральная имела пятигранную форму. В центральной апсиде помещался алтарь, в северной – жертвенник (место хранения вина и хлеба для причащения), в южной – диаконник (место хранения сосудов, риз и церковных принадлежностей). 13 параболических куполов, покрытых свинцом, венчали храм. Около центрального, на уступ ниже размещались 4 купола меньшего размера, остальные 8 группами по три располагались в юго-западной части и по одному – около боковых апсид. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие.Закомары– полукруглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода. Кровля при закомарном покрытии укладывалась непосредственно на своды. Киевская София сооружена из «плинфы» (кирпича) и камня. Фундамент наружных стен делался из крупных камней на растворе, внутренние стены покоились на каменном фундаменте, сложенном насухо, без раствора. Стены выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы, причем ипользовался метод «утопленной плинфы», когда ряды кирпича были несколько углублены в стену, а образовавшиеся промежутки были заполнены цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватом оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид. Мозаика покрывала всю центральную часть храма, особенно прекрасны изображения Марии-Оранты (молящейся) и Христа-Вседержителя. Всего в мозаичной палитре обнаружено около 130 оттенков. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками, где наряду с церковными сюжетами удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. В храме совершались культовые и светские церемонии (например, вступление князя на престол). В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека. Храм служил также местом захоронения князей и митрополитов. В 1054 году в мраморной гробнице был захоронен Ярослав Мудрый, в 1125 году – Владимир Мономах.
Вслед за киевской Софией строятся также Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская Софиявозникла в 1045-1050 гг. По своему композиционному построению она близка к киевской. Но, вместо многокупольной пирамидальной громады здесь 5 куполов, сгруппированных в центре. Полоцкая София, построенная во второй половине XI века, с 7 куполами, повторяла архитектурные особенности киевского и новгородского соборов Софии. Появление трех однотипных соборов Софии подчеркивало единство Руси. Важным этапом в развитии киевской архитектуры стала постройка главного собора Печерского монастыря – Успенской церкви (1073 – 1078 гг.), с которой началось распространение однокупольных храмов, основного типа храмов в период раздробленности.
Архитектура XII – первой половины XIII вв.сохраняет известные черты общности: храмы имеют крестово-купольную основу, апсиды, мощные барабаны и купола. Вместе с тем складываются и местные особенности стиля:
- новгородские постройки отличаются строгими пропорциями, простотой и лишены всяких украшений;
- ростово-суздальская школа, наоборот, характеризуется изумительной декоративной выразительностью. Если большинство новгородских храмов построены из кирпича, то здесь использовался для строительства белый камень – известняк, который легко поддавался резьбе. Элементы романского стиля объясняются участием в строительстве храмов архитекторов из Священной Римской империи;
- в памятниках Чернигова и Полоцка заметно стремление переработать крестово-купольную систему, найти башеннообразное решение верхней части храмов.
Среди памятников этого периода выделяется церковь Спаса на Нередицев Новгороде (1198 г.), построенная князем Ярославом Владимировичем, правнуком Владимира Мономаха. Небольшой по размеру крестово-купольный храм не отличается геометрической точностью линий и форм. Толстые стены грубой каменно-кирпичной кладки были кривы, плоскости неровны. Хорошо продуманные пропорции храма создавали впечатление архитектурной законченности здания. Здесь находились бесценные фресковые росписи стен, столбов, сводов, арок, куполов.
На берегу реки Трубеж стоит Спасо-Преображенский соборПереяславля-Залесского, построенный Юрием Долгоруким, которому Галицкий князь передал в распоряжение артель приднестровских мастеров.именно здесь впервые была использована белокаменная кладка, ранее не применяемая в русских землях. Небольшой четырехстолпный храм, гладкая поверхность белых стен которого, расчленена по вертикалям лопатками с двойными уступами. Нижний ярус стен лишен оконных проемов.
Украшением Владимира стали белокаменные ворота, обшитые внутри медными листами, созданные в 1164 году – Золотые ворота– центральный въезд в город (грандиозное сооружение высотой с семиэтажный дом). Крытые сводчатые каменные лестницы вели на боевую площадку и верх башни, в центре которой находилась Ризположенская церковь, служившая наблюдательным сторожевым постом города.
Постройка Успенского собораотносится к 1158-1161 гг. Он замышлялся как главный храм владимирской епископии и как символ владимирской независимости. Строила храм артель европейских мастеров романской архитектуры, присланная императором Фридрихом Барбароссой. Пять золоченых глав, роскошная наружная и внутренняя отделка, тонкие и изящные столбы внутри создавали впечатление высоты и богатства города. Ткани, золото, драгоценные камни и живопись свидетельствовали о могуществе владимирских князей. Центральное место, слева от врат, занимала знаменитая икона Владимирской Богоматери, вывезенная из Киева Андреем Боголюбским. Он же, подражая Владимиру Святому, выделил собору крупные земельные владения и десятую часть своих доходов. В галереях предполагалось разместить захоронения владимирских князей и епископов, для чего были заготовлены ниши – аркасолиив стенах. В северо-восточном углу поместили гробницу Андрея Боголюбского, напротив, у алтарной стены – захоронение Всеволода Большое Гнездо. После пожара 1185 года, здание было перестроено и приобрело ступенчатый силуэт. В 1238 году собор, в котором укрылась княжеская семья, епископ и часть горожан, был подожжен татарами, но не разрушился.
С культом Богородицы связана постройка шедевра мировой архитектуры – церкви Покрова на Нерлипод Боголюбовом. Расположенная на холме у озера, церковь словно вырастает из земли, отражаясь в водной глади. К этому же времени относится сооружение княжеской резиденции Андрея Боголюбского на высоком берегу Клязьмы. Замок князя был связан деревянными переходами с церковью.
Строительство церквей продолжил Всеволод Большое Гнездо. На его княжеском дворе был сооружен Дмитровский собор(1154-1197). Верхняя половина храма покрыта затейливой резьбой: из 566 резных камней лишь 46 изображений связаны с христианской символикой. Много орлов, барсов, крокодилов, сказочных животных, с которыми было принято сравнивать княжескую власть. Например, со львом или даже крокодилом. Аркатурный (состоящий из арок) пояс как бы отделяет «земную» часть от «небесной». Пилястры – выступающие из стен столбы с четырехугольным сечением – делят стены церкви на широкие части, завершающиеся закомарами.
Южнорусская архитектура представлена значительно хуже, т.к. Киев теряет свой великокняжеский статус.
Наряду с зодчеством, фресками и мозаиками развивался такой вид искусства, как иконопись. Икона(от греч.eikon – изображение, образ) – сакральное изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых или ангелов, а также событий Священной истории.
Согласно учению церкви, икона есть зримое выражение догмата Боговоплощения. По преданию, первая икона Христа появилась во время его земной жизни. Художественная форма иконы, ее виды, техника, традиция народного почитания восходят к культуре античности. Для почитания в храмах и домах христиан писали иконы Христа, Богоматери и святых, для храмов – образы храмовых праздников и святых (изображения событий Библии или святого, которому посвящался храм) и иконы для алтарной преграды, или иконостаса. Наибольшее распространение получили иконы, исполненные натуральной темперой– красками на яичном желтке на досках. Копии-списки константинопольских икон получили распространение во всех странах православного мира, в т.ч. и на Руси. Но, столкнувшись с языческим мировосприятием восточных славян, каноническое искусство претерпело изменения.
Уже в XI веке строгая аскетическая иконопись Византии под кистью русских художников превращалась в портреты, близкие к натуре, сохраняя условности иконописного письма. Особенно прославился Печерский монах Алимпий, про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр был зело».
«Знамение» - новгородская икона Божией Матери – древнейшая русская чудотворная икона Богоматери, почитаемая как покровительница Новгорода уже в XII веке. В сказании рассказывается, что 25 февраля 1169 года, во время осады Новгорода Андреем Боголюбским, икона была вынесена на городскую стену. Одна из стрел осаждавших попала в изображение Богоматери, икона повернулась ликом к городу, из очей потекли слезы. Пораженные этим чудом, суздальцы стали нападать друг на друга, и были побеждены новгородцами. Сейчас икона находится в Софийском соборе Новгорода.
Позднее складывается новгородская школа живописи, для которой характерны ясность идеи, реальность изображения, доступность. Иконы XII века «Ангел Златые власы», где чувствуется трепетная и красивая человеческая душа, и «Спас Нерукотворный», где Христос со своим выразительным изломом бровей, предстает грозным, все понимающим судьей, являются настоящими шедеврами мирового значения.
В начале XIII века становится известной ярославская школа иконописи, создавшая немало превосходных произведений, например икону «Ярославская Оранта», где Богородица показана как мать-заступница, несущая людям любовь и сострадание.
Владимирская икона Божией Матери– главная чудотворная икона России была исполнена талантливым греческим художником в начале XII века и прислана в Киев, откуда ее увез Андрей Боголюбский. В 1160-е гг. было составлено первое сказание о чудесах иконы (исцеление людей от болезней, помощь князю Андрею). В 1395 году, во время нашествия на Москву Тимура Владимирскую икону принесли для моления о покровительстве и спасении города. На месте встречи (сретения) иконы в Москве был поставлен Сретенский монастырь. В 1480 году икона, чудесно избавившая столицу, была перенесена в Успенский собор Москвы.
Смоленская икона Божией Матери (Одигитрия) – главная святыня Смоленска была принесена на Русь из Константинополя в 1046 году византийской принцессой Анной, матерью Владимира Мономаха. С 1514 года, после присоединения Смоленска к Москве, икона стала общерусской святыней, почитаемой как чудотворная.
Таким образом, в период раздробленности получают развитие все виды художественного творчества, в т.ч. и художественное ремесло.
Художественное ремесло
Развитию ремесла способствовал быстрый рост городов.
В системе натурального хозяйства прежде всего обособилось наиболее сложное металлургическое производство. Русские кузнецы производили самые разнообразные предметы из металла от лопат до затейливых замков с ключами сложного рисунка. Но особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. На Руси, кроме распространенных по всей Европе широких, длинных и массивных мечей, выделывали узкие, с медным навершьем, узорчатым перекрестьем и кольцом для темляка. Боевым оружием были и топоры. До нашего времени дошел декоративный топорик Андрея Боголюбского – железный, покрытый серебром с золотым узором и чернью, с изображением дракона, птиц и буквы «А». Овальные или миндалевидные
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 396;