Тема 2. Киевская Русь в X – начале XII вв.
Социально-экономическое развитие
Вопрос о природе социального строя в Древней Руси остается в отечественной науке одним из самых спорных и запутанных. Одни историки считают, что там сложились рабовладельческие отношения (В.И. Горемыкина), другие определяют это общество как переходное и доклассовое, в котором существовало несколько социально-экономических укладов, но преобладал общинный (И.Я. Фроянов). Большинство сходится в том, что в рамках Древней Руси шел процесс зарождения раннефеодального общества, значительно отличающегося от зрелого феодализма. Для развитого феодального строя свойственны монопольная собственность феодалов на землю; наличие крестьянского хозяйства, в котором производитель владел орудиями труда, скотом и пользовался частью земли, передаваемой ему феодалом. За пользование землей крестьянин нес повинности – оброк, барщину или денежную ренту. При этом производитель находился в личной зависимости от феодала. Наконец, феодальная система хозяйства отличалась своим натуральным характером, слабым уровнем торговых связей. Историки и пытаются обнаружить зарождение этих черт и, в первую очередь, феодальной собственности на землю в недрах древнерусского общества.
Этапы возникновения феодального землевладения:
1-й – Х в. – отдельные княжеские села, связанные с промыслами и коневодством больше, чем с земледелием;
2-й – середина XI в. – княжеский домен: комплекс земель населенных людьми, принадлежащий непосредственно главе государства, главе династии;
3-й – вторая половина XI – первая половина XII вв. – боярская вотчина – земельное владение, хозяйственный комплекс, принадлежащий владельцу на правах полной наследственной собственности.
Основным населением Руси являлись свободные общинники – люди(в единственном числе – «людин», отсюда – «простолюдин»). Экономическую и социальную основу общества составляла земледельческая община - вервь(видимо «веревка»,которую использовали для выделения отдельных участков). Она отвечала за общественный порядок на своей территории перед государством (за труп, обнаруженный на ее территории, она должна была заплатить или найти убийцу), платила штраф – виру за своих членов, владела землей, которую периодически распределяла между семьями. За владение, т.е. распоряжение и пользование землей, общинники платили дань князю, который постепенно воспринимался ими в качестве верховного собственника всей земли. Кроме того за преступления членов верви люди несли коллективную ответственность.
Размер дани не ограничен. Принцип сбора – с каждого дома («дыма»). Это обернулось трагедией для князя Игоря Старого (912 – 945 гг.)Не удовольствовавшись данью уже полученной с древлян, Игорь с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью. Древляне возмутились и убили Игоря. По словам византийского историка Льва Диакона, Игоря привязали к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом отпустили их, и Игорь был разорван. Поскольку его сын Святослав был довольно молод (род.в 942 г.), вдова Игоря Ольга взяла бразды правления страной в свои руки и фактически правила ей с 945 по 957 годы. Начало было омрачено варварскими, истинно средневековыми актами мести древлянам за смерть мужа. Сначала она велела закопать живыми в землю древлянских послов, приехавших сватать ее за своего князя. А двоих из них она сожгла в бане. Затем она с помощью дьявольской хитрости сожгла столицу древлян, город Искоростень. Надо сказать, что её собственная дружина эти поступки вполне одобрила.
Одно из главных деяний княгини Ольги установление первой на Руси системы сбора дани. В 945 годувведены «уставы» и «уроки», то есть постоянные величины налогов. Определены места сбора дани – погосты. С.М. Соловьев считает, что «следы этой хозяйственной деятельности видны во всех тогдашних русских землях», а не только древлянских и новгородских, как гласит летопись.
На практике даннических отношений основана выдвинутая Л.В. Черепниным концепция «государственного феодализма», трактующая дань как зародыш феодальной ренты, поступавшей «коллективному феодалу» - государству. И.Я. Фроянов видит в ней «военную контрибуцию», собираемую князем с покоренных земель.
Основными источниками доходов князя и дружины, помимо дани, продолжала оставаться военная добыча. Но уже в конце Х века появляются княжеские села, хозяйство которых носит промысловый и коневодческий характер (добываемая пушнина продавалась наряду с экспортной частью дани на рынках Константинополя, а кони были нужны для военных целей).
С разрастанием рода Рюриковичей и умножением числа дружинников дани-полюдья начинает не хватать, появляется потребность в собственных селах, обеспечивающих необходимым продовольствием княжеско-дружинную верхушку. Первые боярские владения появились как вознаграждение за службу князю. Да и сами князья владели селами постольку, поскольку управляли волостями.
В княжеских селах и боярских вотчинах работали зависимые люди. Поначалу там преобладал труд рабов (челядь -раннее название, холопы –более позднее),пополнявшихся за счет пленных и обездоленных соплеменников, вынужденных продавать свою свободу. Другими источниками холопства были женитьба на рабе, а также служба тиуном без специального договора на этот счет. Однако запрещалось обращение в рабство за долги. Хозяин полностью распоряжался жизнью раба, а за его убийство нес лишь церковное наказание. Диапазон использования их труда был очень широким – от пашни (ролейные холопы) до управления усадьбой (тиуны, огнищане –слуги князя, управляющие и судьи). «Русская правда» показывает рабов полностью бесправными. Раб не имел права быть свидетелем на суде. Наказанию за побег подвергался не только раб, но и все, кто ему помогал. Но даже обельное(полное) холопство не было однородным. Жизнь основной массы рабов оценивалась в 5 гривен. А жизнь княжеского тиуна, например, в 80 гривен, он также мог выступать свидетелем в суде.
В начале XII в. появляется новая группа зависимых людей – закупы. Чаще всего это были разорившиеся общинники, шедшие в кабалу за получение какой-то ссуды – «купы». Отрабатывая долг, закуп мог трудиться и на земле своего господина, но при этом сохранял свое хозяйство (ролейные закупы), либо выполнял обязанности слуги. Закон защищал закупа от возможного желания хозяина превратить его в обельного холопа. Закупы не имели личной свободы. Хозяин мог подвергнуть их телесным наказаниям, а попытка бегства наказывалась превращением его в обельного холопа. Но, в отличие от полного раба закуп мог выкупиться на волю, вернув «купу».Таким образом, по своему социальному статусу закуп был ближе к феодально-зависимому крестьянину.
Существовала также категория рядовичей– общинники, работавшие по договору («ряду»), отказавшиеся пойти в рабство. Возможно, ими были не пошедшие в рабство тиуны, ключники и мужья рабынь, а также дети от браков свободных с рабынями. Они часто выполняли функции мелких административных агентов своих господ. Их жизнь защищал штраф в 5 гривен.
В «Русской правде» упоминается и такая группа людей – смерды – крестьяне, находившиеся в личной или поземельной зависимости от князя. Скорее всего – это люди, работающие в княжеских селах. Смерд не имел права оставлять свое имущество прямым наследникам. Некоторые историки видят в них все земледельческое население страны (термин «крестьяне» появился лишь в XIV в.). Однако, за убийство смерда полагался штраф в 5 гривен, как и за холопа, а за убийство «людина» - 40 гривен (1 гривна = 204 г серебра).
Различные формы и степени зависимости, существующие в древнерусском обществе, значительное преобладание в нем свободных людей, свидетельствуют о его сложном переходном характере.
Особую группу составляли изгои– люди, лишившиеся своего социального статуса: общинники, изгнанные из верви, князья, не имевшие собственного княжества и т.п.
Основное население проживало в сельской местности. Города, появившиеся, главным образом, на месте погостов, были одновременно и торгово-ремесленными центрами и столицами княжеств.
Государственно-политический строй
Форма политической власти в Древней Руси определяется отечественными историками в зависимости от той или иной интерпретации социально-экономического строя.
И.Я. Фроянов считает, что на смену федерации племенных княжений во второй половине XI в. приходят города-государства с республиканским строем правления. Во главе каждого из них стояло народное вече, приглашающее или выбирающее князя для выполнения служебных функций.
Большинство историков определяет Древнерусское государство как раннефеодальную монархию во главе с великим князем киевским – защитником русской земли, ее устроителем и законодателем, верховным судьей, адресатом и распределителем дани, а также главой исполнительной власти. Киевскому князю подчинялись владетели других княжеств. К «лучшим людям» также относились светлые князья– главы племенных союзов, управлявшие волостями, и «всякое княжье»- главы отдельных племен (удельные князья). И те и другие были вассалами великого князя.
Сохраняются элементы догосударственной организации общества – вече. Старейшины («старцы градские») участвовали в работе княжеской думы. В Новгороде оно было наиболее активно, в Киеве летописи фиксируют его созывы только в кризисные моменты, когда требовалось исправить ошибки княжеской власти.
Двоякую роль играла княжеская дружина. С одной стороны, она была носительницей принципа государственности, а с другой, - сохраняла традиции племенной демократии. Дружинники воспринимали себя не подданными, а соратниками и советниками князя. Дружина являлась законосовещательным (старшая) и военно-административным (младшая) органами при великом князе. Наиболее авторитетные, старшие дружинники, составлявшие постоянный совет («думу») князя, назывались боярами. Они выступали в роли воевод. Младшие дружинники (отроки, гриди, чадь)исполняли обязанности административных агентов: мечников(судебных исполнителей), вирников (сборщиков штрафов) и т.д. Княжеская дружина была оторвана от общины и делила между собой дань.
Вооружение свободных общинников – «воев», характерное для племенного строя, сохранялось, хотя и в уменьшающемся масштабе. Участие общинников в военных действиях зафиксировано в летописях.
Характер наследования власти был родовым (династическим). Власть великого князя не обязательно передавалась от отца к сыну. Древняя Русь воспринималась как владение всего рода Рюриковичей, что предполагало т.н. «лествичное» право наследования, т.е. передачу власти по старшинству (например, от умершего князя не к его старшему сыну, а ставшему старшим в роде следующему брату). Князь имел власть только как представитель всего рода. Земли, выделяемые тому или иному князю, после его смерти возвращались в род.
Отсутствие четкого представления о порядке наследования привело к первой династической войне в 972 – 980 гг. между сыновьями Святослава: Ярополком, Олегом, Владимиром. Ярополк (972 – 980 гг.), старший сын Святослава, стал княжить в Киеве. Поссорившись со своими братьями, он пошел войной на одного из них – древлянского князя Олега. Ярополк одержал победу, а затем вытеснить из Новгорода Владимира. Тот бежал за море и спустя два года, собрав наемную варяжскую дружину, вновь захватил Новгород, а также привлек на свою сторону бояр из окружения Ярополка. Те уговорили киевского князя вступить в переговоры, во время которых Ярополк был убит. В результате к власти приходит Владимир Святославович (980 – 1015 гг.).
Владимир Великий
После усобицы, показавшей непрочность княжеской власти, перед Владимиром встала задача укрепить государство и его территориальное единство. Князь избавился от варягов, которым был должен деньги за победу над Ярополком, заменив их русскими богатырями – героями народных сказаний – былин. Укреплены границы – поставлены на юге крепости и «заставы богатырские» (сторожевые башни).
В 980 г. Владимир предпринял попытку унификации языческой религии с целью усиления великокняжеской власти в государстве. В Киеве перед княжеским теремом было создано языческое капище с идолами 9 языческих богов (Хорс, Перун, Мокошь и др.) Т.о., Владимир создал языческий пантеон, который должен был стать общим для единого государства. Но, для большинства язычников, это означало, что отныне надо принимать нередко чужих и враждебных богов и отказываться от своих прежних, родоплеменных. Это вызвало протест населения и усилило племенной и социальный сепаратизм. Было очевидно, что только единобожие могло сплотить страну и освятить авторитет единоличной княжеской власти.
Принятие христианства вводило бы Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность христианизированных соседей, относящихся к язычникам, как к нелюдям.
Сказывались и личные соображения Владимира, и эпизоды его жизни. Наверняка, он принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое: братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, заставили Владимира задуматься о духовном очищении, которое бы могло оставить о нем добрую память. Вероятен и сугубо прагматический подход князя: принятие христианства позволяло жениться на сестре византийского императора, что поднимало его авторитет и укрепляло княжескую власть.
Важен был и т.н. «выбор веры», т.к. от этого во многом зависел весь ход русской истории.
Согласно летописной легенде к Владимиру в Киев явились представители трех монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Князь отверг ислам под предлогом того, что он запрещает употребление вина. «Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти», - так, якобы, он ответил на соблазны мусульман. Иудаизм он не принял по причине отсутствия у евреев собственного государства, в результате чего они были рассеяны по всей земле. Не принял он и предложение, сделанное посланцами папы римского, сославшись на то, что и его бабка отвергла католичество. Только проповедь представителя православной византийской церкви произвела на него благоприятное впечатление. Но Владимир не спешил с решением и отправил в разные страны своих послов. Вернувшись, они назвали греческую веру самой лучшей, а греческие храмы и церковную службу – самыми красивыми.
Очевидно, что за этой легендой скрываются реальные факты, остановившие выбор Руси на православной форме христианства:
1) прочные культурные и экономические связи с Византией, наличие собственной влиятельной православной общины;
2) православная церковь (в отличие от католической) подчинялась светской власти, что соответствовало восточнославянской традиции, согласно которой князь был и главой религиозного культа;
3) православие было более терпимым к местным традициям;
4) уже предпринимались попытки христианизации Руси:
- в середине IX в. монахи Кирилл и Мефодий пытались вести проповеди;
- в 957 г. Княгиня Ольга крестилась в Константинополе.
Это доказывало, что православие было наиболее приемлемой формой религии.
В 988 году во взятом у византийцев Херсонесе (Корсуни) Владимир и его дружина приняли христианство. Вернувшись в Киев, великий князь разрушил пантеон и призвал киевлян принять крещение: «Кто не со мной, тот против меня».
1 августа 988 года Владимир крестил киевлян, а затем начался процесс христианизации Руси. Она протекала противоречиво. Некоторые регионы, например, Новгород, приходилось крестить «огнем и мечом». Язычество долго сохранялось в сознании людей. Православная церковь, приспосабливаясь к местной среде, соединила праздники поклонения языческим богам с культами святых. Так, праздник Ивана Купалы слился с днем Иоанна Крестителя, Перуна – с днем Ильи Пророка. Сохранился и чисто языческий по происхождению праздник масленицы. Т.о. шел процесс срастания традиционных языческих и православных ценностей. К Христу долгое время относились не как к единому богу, указывающему своей жизнью путь к спасению, а местному божеству, к которому обращались с просьбой о практической помощи в земных делах. Широкое распространение получил культ Богородицы, как покровительницы всего живого. В итоге происходил синтез православия и язычества, приведший к складыванию «двоеверия» или русского православия. Языческие элементы сохранялись долгое время: было принято давать два имени – христианское, имеющееся в святцах, и языческое. Считалось, что это обеспечит человеку покровительство и Бога и языческих божеств. Владимир так и вошел в историю под своим языческим именем, а не как после крещения Василием.
Во главе русской церкви был митрополит, назначаемый константинопольским патриархом. В подчинении митрополитов находились епископы – управляющие церковью на определенных территориях – епископствах. В их распоряжении находились городские и сельские священники – т.н. белое духовенство. Черное духовенство – монахи вели совсем иную, чем простые люди, жизнь, посвященную служению Богу (отсюда их название – иноки). В монастырях создавались летописи, разрабатывались церковные уставы, регулирующие и церковную и семейно-бытовую жизнь людей. Долгое время церковь существовала за счет десятины – десятой части от всех налогов, отчисляемой со времен правления Владимира в ее пользу. Постепенно у нее появляются, в основном за счет дарений князей, а позже и бояр, собственные села и земли. Первые известные вотчины (вторая половина XI в.) принадлежали церкви.
Переход к христианству имел огромное историческое значение. Крещение позволило преодолеть языческий изоляционизм восточных славян, объединило их в древнерусское общество, создав духовную основу государственности. Став христианином, человек более ощущал себя русским православным, чем частью локального коллектива (семьи, общины). Христианская церковь выполняла роль «смягчителя нравов» средневекового общества, осуждая как социальные протесты «низов», так и чрезмерную тягу к богатствам и насилие со стороны «верхов». При этом она формировала уважение к власти, воспитывала терпимость к ближнему. Таинства способствовали упорядочению общественных отношений. Православная церковь укрепляла светскую власть, доказывая ее божественное происхождение, что открывало дорогу деспотии. Принятие христианства привело к качественным сдвигам в культуре. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Византия познакомила Русь с достижениями античной культуры. Зародилось каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись. Храмы становятся центрами духовной жизни, символами могущества и святости Руси. Таким образом, христианизация способствовала формированию русской цивилизации, ставшей разновидностью христианского европейского мира.
Неслучайно, что народ величал Владимира «Красно Солнышко», церковь - «Святым», а история – Великим.
Ярослав Мудрый
Главной целью Владимира было укрепление центральной власти. Именно с этой целью он поставил своих сыновей управлять волостями. Но возникала проблема их взаимоотношений с центральной властью и друг с другом, т.к. все стремились к независимости от Киева и испытывали неприязнь друг к другу, т.к. все были от разных браков. Ярослав, правивший Новгородом, отказывался платить дань, что вызвало гнев Владимира и он собирался в поход на непокорного сына. Туровский князь Святополк («сын двух отцов» - его мать-гречанка была беременна от Ярополка, когда Владимир женился на ней) стремился договориться и с поляками (был женат на польской принцессе) и с печенегами, за что Владимир посадил его в тюрьму. Мстислав, правивший в Тмутаракани, также проявлял нежелание подчиняться. Борис ростовский, любимый сын великого князя, в 1015 году ушел в поход на печенегов.
1015 -1019 гг. –правление Святополка Окаянного, вторая усобица между русскими князьями. После смерти Владимира 15 июля 1015 года Святополк вышел из тюрьмы и провозгласил себя великим князем. По его требованию дружина Бориса вернулась из похода на печенегов в Киев. Вскоре по приказу Святополка (по версии автора ПВЛ) были убиты Борис, Глеб муромский и Святослав древлянский, за что князь и получил прозвище Окаянный (от «Каин»). Ярослав не стал дожидаться расправы с собой (о готовящемся убийстве ему сообщила сестра Предслава) и повел новгородцев в поход на Киев. В декабре 1015 года в битве у Любеча киевско-печенежские войска Святополка были разбиты наголову. Он бежал в Польшу к своему тестю польскому королю Болеславу Храброму. Ярослав вступил в Киев, где предпринял попытку восстановления язычества и сжег все церкви. Но население не приветствовало этот шаг и его власть не была прочной. В 1018 году польский король вместе со Святополком двинул свои войска на Киев. В битве на Буге войска Ярослава разбиты, сам он бежал в Новгород. Затем собирался укрыться в Швеции у своего тестя, но новгородцы «порубили» ладьи и призвали к новому походу. Святополк, рассорившийся и с Болеславом и с печенегами, и с киевлянами все-таки выступил навстречу Ярославу. В 1019 году состоялась битва на р.Альте, в которой киевский князь был разбит и бежал в Польшу, где и умер от ран. Ярослав же вступил в Киев. Но ему не желал подчиняться Мстислав Тмутараканский. В 1024 году у Лиственя (близ Чернигова) произошло сражение между соперниками. Хотя победа Мстислава Удалогобыла полной, он предложил мир: под его власть переходили Тмутараканское и Черниговское княжества (левый берег Днепра), а правобережье оставалось за Ярославом.. В 1036 году Мстислав умер, не оставив наследников, и Ярослав «принял власть над всей Русью».
1019 – 1054 гг. –правлениеЯрослава Мудрого (христианское имя – Юрий (Георгий)). С именем Ярослава связан расцвет Древнерусского государства. О могуществе Руси говорят династические связи, которые были установлены с европейскими и византийским дворами. Сам Ярослав был женат на шведской принцессе Ингигерде, его сыновья на польской, византийской и немецкой принцессах. Дочери стали королевами Венгрии, Норвегии и Дании, Франции.
Подобно отцу, Ярослав рассадил своих сыновей на престолы в городах, «выстроенных» по значимости. В основу порядка наследования положен горизонтальный принцип, т.е. старшинство выстраивалось не по линии «отец – старший сын», а «старший брат – следующий брат».
Ярослав, достигнув власти, показал себя неутомимым строителем и поборником православия. При нем были воздвигнуты в Киеве Софийский собор и Золотые ворота (всего 400 церквей и несколько городов).
Не желая уступать Византии, князь, не спрашивая воли константинопольского патриарха, назначил своего митрополита – писателя-монаха Иллариона.
При нем широкое распространение получили книги и создавались школы. Он создал и первый свод законов – «Правду Ярослава», основу «Русской правды».
Авторитет Ярослава Мудрого был настолько высок, что он был первым из русских князей, кого называли царем.
«Русская Правда» - древнерусский свод законов (РП)
Это сложный юридический памятник, состоящий из нескольких документов XI – XII вв. Под этим названием известны 3 документа (редакции):
- «Краткая Правда» (XI в.), состоящая из «Правды Ярослава» (1016г.) и «Правды Ярославичей» (1072г.), а также нескольких дополнительных статей (например «Правосудие митрополичье»);
- «Пространная Правда» (XII в.), состоящая из двух документов: «Суд Ярослава» и «Устав Владимира Мономаха» (1113 г.);
- «Сокращенная Правда» (XII в.), основанная на «Пространной» и на некоторых, недошедших до нас документах.
РП отражала сложные процессы , происходящие в Руси. Перерастание родовой общины в земледельческую приводило к потере многими людьми своего социального статуса и защиты со стороны родовых коллективов. Они вынуждены были искать покровительство у князя и его окружения, попадая при этом в ту или иную степень зависимости. Т.о., разложение рода, появление социальных изгоев, увеличение числа преступлений против личности усиливало власть князя, что и нашло отражение в РП, пришедшей на смену традиционному неписаному правилу.
В «Правде Ярослава» в ст.1 Краткой редакции говорится о праве кровной мести за убийство свободного «мужа». С одной стороны, эта норма свидетельствует о сохранении значительных элементов родоплеменных отношений. Но с другой, некоторые положения этой статьи (ограничение круга родственников, имеющих право мстить, введение альтернативного штрафа за убийство в 40 гривен) свидетельствуют о распаде этих отношений и усилении власти князя.
В «Правде Ярославичей» кровная месть уже запрещена. Вместо нее – вира (штраф в пользу князя) и головничество (штраф за убийство в пользу родственников). За убийство княжеского слуги (тиуна, огнищанина, конюшего) или дружинника – 80 гривен (стоимость 40 лошадей), за убийство простолюдина – 40. Если убийца не найден или община не хочет выдавать головника(убийцу), а также в случае непреднамеренного убийства на пиру или в драке, вервь платит дикую виру(вносят долю в соответствии с имущественным положением). Если совершено умышленное убийство с целью ограбления, община виры не платит, но должна выдать его «на поток(под арест или в ссылку) и на разграбление(конфискация)». Кроме того, появляются новые социально неравноправные группы людей – смерды и холопы. Их жизнь защищается вирой в 5 гривен (ремесленника – 12, рабыни – 6, пахотного (ратайного, следившего за полевыми работами) тиуна - 12). Цена раба-пленного, считавшегося военной добычей, законом не регламентировалась. Убийство господином собственного холопа вообще не считалось преступлением. За все виды преступлений взимались денежные штрафы (кроме гривен использовались куны–шкурки куницы, служившие денежной единицей, векши– шкурки белки, мелкие денежные единицы, ногаты-1/20 гривны). Запрещены самосуд, обращение в рабство за долги (закуп становится холопом в случае попытки бегства от господина до уплаты ссуды или кражи).
В «Уставе Владимира Мономаха» зафиксировано появление новой группы зависимых людей – закупов. Причем, во избежание ими холопства, им предоставлено право ухода на заработки для возвращения купы, а также установлена ответственность за обращение закупа в полного холопа. Регулируется право собственности: в случае смерти смерда при отсутствии сына-наследника все имущество уходит князю, но, при наличии у смерда дочери, князь обязан обеспечить ее приданым. В подобном же случае с «княжим мужем», дочь все наследует. Содержатся и законы, ограничивающие ростовщичество (снижен максимальный ростовщический процент (рез).
В «Правосудии митрополичьем» регулируются семейные отношения. Поводами для развода мужа с женой были следующие обстоятельства: если муж застал жену с чужим мужчиной, если жена замышляет отравить или обокрасть своего мужа, а также не сообщает ему об известном ей заговоре против него, не спит с ним, ходит с чужими людьми на пир или на игрище, если жена слепа или безнадежно больна. Те же основания действуют и в отношении мужа. Т.е, налицо примерное равенство прав полов.
Суд сохраняет довольно архаичные черты, например, ордалию– испытание огнем, железом и водой. Для доказательств в суде использовались показания свидетелей – видоков и послухов. Видок– очевидец преступления, а послух – человек, слышавший о случившемся от кого-либо, либо это поручитель за одного из участников процесса.
РП законодательно закрепила установившиеся феодальные порядки. Она защищала жизнь и имущество княжеских дружинников и слуг, свободных сельских общинников и горожан, устанавливала положение феодально-зависимых людей, обязательственное и наследственное право и т.д.
Владимир Мономах
1054 – 1113 гг. –третья усобица между русскими князьями – сыновьями и внуками Ярослава Мудрого.
Этапы третьей усобицы:
1-й этап:1054 – 1073 гг. – совместная борьба сыновей Ярослава с полоцкими князьями.
В 1054 годуначалосьправление Изяслава, старшего сына Ярослава Мудрого. Изяслав, в соответствии с волей своего отца, поделил земли со своими братьями. И первые десять лет его правления прошли относительно спокойно. Как писал Н.М. Карамзин, «дети Ярославовы еще не нарушали завещания родительского и жили дружно». Фактором, дестабилизирующим обстановку в стране, стало вторжение половцев. Куманы (или кипчаки), которых русские называли половцами (от «полова» - порубленная солома (они были голубоглазыми и светловолосыми)), тюркские племена, проживавшие в Х веке на территории Северо-Западного Казахстана, еще в 1055 году вытеснили на юго-восточных границах Руси печенегов и заняли огромную территорию («Половецкую степь») от Сырдарьи и Тянь-Шаня до Дуная. В 1061 году они впервые напали на территорию Руси, разбив войско Всеволода Переяславского, брата Изяслава. С тех пор набеги стали регулярными.
В этих условиях решил заявить свои претензии на киевский престол полоцкий князь Всеслав Бречиславович, правнук Владимира Великого. В 1067 году он захватил и разграбил Новгород. Изяслав призвал на помощь братьев и вместе они (Изяслав, Всеволод и Святослав Черниговский) выступили против Всеслава, захватили Минск. В битве на р.Немиге мятежный князь был разбит. Все убитые были похоронены в братской могиле, Всеслав же спасся. Изяслав пообещал ему, что не причинит зла, если мятежник явится на переговоры. Но, как только Всеслав с двумя сыновьями вошел в шатер киевского князя, они были арестованы и отправлены в киевскую тюрьму.
В сентябре 1068 года, во время очередного набега половцев, братья были разбиты в сражении на р.Альте. Изяслав вернулся в Киев с остатками войска. Киевляне требовали выдать оружие для продолжения борьбы. Возмущенный нахальством жителей, князь отказался это сделать. Это вызвало мятеж (по мнению И.Я. Фроянова это был политический переворот, направленный именно против Изяслава, который не защитил Русь от половцев и нарушил крестоцеловальную клятву в отношении Всеслава Полоцкого). (1 ноября Святослав Черниговский в битве на р.Снови разбил половцев и те надолго ушли в степь). Киевляне освободили из тюрьмы Всеслава и провозгласили его «своим государем». Изяслав был вынужден бежать из Киева. Его имущество было разграблено, как общее достояние, временно находящееся в пользовании князя. Князь отправился в Польшу, где правил король Болеслав II, сын Марии Доброгневы, сестры Ярослава Мудрого. В 1069 году Изяслав и Болеслав с войском пришли на Русь. Они дошли до Белгорода, когда Всеслав выступил из Киева им навстречу, но в сражение так и не вступил из-за явно превосходящих сил противника. Изяслав жестоко расправился с мятежниками.
2-й этап:1073 -1093 гг. – борьба между старшими Ярославичами, сыновьями Ярослава Мудрого.
В 1073 году Святослав и Всеволод, зная о слабом положении Изяслава в Киеве, пошли на него походом и изгнали из столицы. Тот снова бежал в Польшу. Святослав становится великим князем, но в 1076 году умирает. Борьба за власть вновь обостряется. Изяслав вернулся в Киев.
В 1078 году в битве на Нежатиной Ниве Всеволод разбил Изяслава, который вскоре погиб при таинственных обстоятельствах. 1078 -1093 гг. – правление Всеволода Ярославича, который раздает земли своим сыновьям, что приводит к конфликту с другими родичами.
3-й этап:1093 - 1113 гг. – борьба между внуками Ярослава Мудрого.
1093 – 1113 гг. –правление Святополка II Изяславича. В это время борьба между князьями принимает все более ожесточенный характер. Но, в условиях постоянной половецкой опасности, князья ищут выход из казалось бы тупиковой ситуации в проведении переговоров. Инициативу проявил Владимир Всеволодович Мономах.
1097 год – съезд князей в Любече.Его решения:
1) «Кождо да держит отчину свою». Устанавливался новый принцип владения: князья не должны были переходить из одного города в другой, княжества превращались в наследственные владения. Исключение –Киевское, Волынское, Черниговское, Смоленское и Переяславское, остававшиеся в собственности всего рода и передававшиеся по старшинству (фактически Русь превращена в конфедерацию);
2) совместная борьба против половцев;
3) нарушитель договоренностей отвечал перед всем съездом.
Династическое разделение Руси между ветвями рода Рюриковичей должно было сохранить единство перед лицом внешней опасности и привести к затуханию междоусобицы. Но, вскоре после съезда, Святополк II и князь Давыд Волынский обманомзахватили и ослепили теребовльского князя Василько Ростиславича.
1100 год – Витичевский съезд. Были подтверждены решения Любечского съезда. Давыд Игоревич, как зачинщик расправы над Василько, был лишен княжества. Это дисциплинировало остальных князей и позволило сосредоточиться на борьбе с половцами.
1103 год – Долобский съезд.Принято решение о совместном походе на половцев. Владимир Мономах предложил идти в поход до начала полевых работ, пока половецкие кони еще не успели набраться сил и не способны уйти от погони. Объединенные дружины Святополка Киевского, Владимира Мономаха и других князей в сражении при Сутени обрушились на противника. Несмотря на численное превосходство, неготовые к бою половцы, обратились в бегство. Во время преследования погибли 20 ханов. В руки победителей попала огромная добыча: пленники, стада, кибитки, оружие. Освобождено много русских пленных. Одной из двух основных группировок был нанесен тяжелый удар.
1111 год по инициативе Владимира Мономаха состоялся еще один поход на половцев. Весной русские войска направились к столице половцев – Шаруканю. Жители города не решились сопротивляться, и вышли навстречу русским с дарами. Находившиеся здесь пленники были освобождены. Половецкие войска решили окружить русских в районе р.Сальницы, но Владимир Мономах после тяжелого сражения прорвал окружение и благополучно ушел.
В 1113 годуумер Святополк II, прозванный в народе Сребролюбивым (за жадность и беспредел, творимый евреями-ростовщиками). Сразу же после его смерти киевляне пригласили на престол прославившегося своей мудрой политикой и удачными походами против половцев Владимира Мономаха, князя Переяславского. Часть знати сделала ставку на черниговского князя Олега Святославовича. Узнав об этом, киевляне взбунтовались, подвергли разгрому дом тысяцкого, и потребовали приглашения Мономаха. Князь, идя навстречу требованиям горожан, принял «Устав», защищающий бедноту от произвола ростовщиков и порабощения.
1113 – 1125 гг. –правление Владимира Мономаха (прозвище от деда по материнской линии византийского императора Константина Мономаха (греч.»единоборец»). Во время его правления титул киевского князя означал не номинальную, а реальную власть. Его мудрость стала залогом спокойствия на Руси, а немалые вооруженные силы гарантом безопасности южных границ. Мономах был милостив к мятежникам, но за повторную усобицу карал беспощадно. Владимиру удалось приостановить распад Древнерусского государства. Его эпоха – время расцвета литературы и искусства на Руси, а его «Поучение» не только первые мемуары, но и наставление по обучению и воспитанию будущего воина и полководца.
1125 – 1132 гг. –правление Мстислава Великого, сына Мономаха. Ему удалось продолжить политику своего отца и сохранять единство Руси. Но, после его смерти, центробежные процессы приобрели необратимый характер. Русь вступала в новый период своего существования – феодальную раздробленность.
Внешняя политика
Основными задачами государства во вн<
Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 374;