Происхождение и расселение восточных славян


 

В середине 2-ого тысячелетия до н.э. предки славян проживали на территории Центральной и Восточной Европы. В это время происходит процесс размежевания племен индоевропейской семьи, во время которого предки славян праславяне расселяются на территории от Одера до Карпат и далее на юго-восток (к востоку от германцев).

В начале 1-ого тыс. до н.э. здесь оформляются племена лужицкой культуры, характеризующиеся славяно-балтской общностью. На этой основе позже возникают первые праславянские племенные союзы, в т.ч. венеды (II-ой век до н.э. – зарубинецкая и пшеворская культуры). Какая-то часть праславян была втянута в сферу влияния скифов и вытеснивших их сарматов. Со славянами связана и более поздняя черняховская или киевская культура (III-IV вв. н.э.), племена которой входили в объединение антов (возможно с неславянскими племенами). В первой половине III века германские племена готов (жителей Южной Швеции – Готии) разгромили римскую армию императора Дация, вытеснив ираноязычных скифов и сарматов, утвердились в устье Дуная, где промышляли грабежом. В IV в. Царь готов Германарих подчинил себе почти всю Восточную Европу (племена вестготов и остготов, финнов и славян), создав большой племенной союз и приняв христианство.

В 375 году кочевники-гунны из Монголии, находившиеся на стадии «военной демократии», нанесли непоправимый удар по готам и антам. При царе Аттиле гунны вторгались в Западную Европу и доходили до Константинополя. К середине Vв. гунны создали огромную державу от Волги до Дуная, подчинив жившие здесь племена. Держава Аттилы просуществовала до его смерти (453 г.), т.к. 70 его незаконнорожденных детей не смогли поделить наследство. Кроме того, постоянно вспыхивали восстания подвластных народов, которые поначалу поддерживали гуннов в борьбе с коварными готами (царь готов Винитар заманил к себе 70 славянских старейшин во главе с Божем (Бусом) и распял их (в «Слове о полку Игореве» - «время Бусово»)). Разбитые Византией и теснимые волжскими булгарами, они были отброшены за Днепр и стали предками чувашского народа.

«Великое переселение народов» затронуло и антов, т.к. значительная их часть была увлечена на запад. В VI в. на территории от Эльбы до Днепра появилась пражская археологическая культура – первая из достоверно доказанных славянских культур. Племена этой культуры заложили основу славянского союза дулебов. Одновременно славяне подверглись новому нашествию со стороны тюркоязычных племенных союзов (аваров, булгар, хазаров), возникших после распада Тюркского каганата. Монгольское племя аваров (в русских летописях «обры») заняли место гуннов, но в VIII в. под ударами германцев и славян их государство рухнуло («погибоша аки обры»). Их место заняли хазары. В борьбе против тюркских племен славяне объединяются в новый союз племен во главе с полянами.

Проблема происхождения восточных славян рассматривается в историографии неоднозначно. Помимо археологических данных исследователи пользуются письменными источниками.

Древнегреческий историк Геродот (ок.484-425 гг. до н.э.) в IV книге «Истории», описывая поход персидского царя Дария I , упоминал о скифах, выделяя у них 3 группы: «царские» скифы (живущие в низовьях Днепра и Дона), скифы-кочевники (правобережье Дона) и скифы-пахари (причерноморские степи и лесостепь на территории современной Украины). Советский историк Б.А. Рыбаков считал, что скифы-пахари являлись далекими предками восточных славян.

Римские историки I в.н.э. Плиний Старший и Тацит, описывая войны Рима с германцами, называли их восточных соседей - славян венедами (до сих пор термин употребляется в эстонском языке) и определяли территорию их расселения от Балтики до Карпат.

Византийский историк VI в. Прокопий Кесарийский упоминает о племенах антов, указывая их прежнее имя – венеды.

Готский историк VI в. Иордан считал, что венеды и есть славяне.

Данные источники позволяют утверждать, что к VI в. славяне занимали территорию от Среднего Подунавья до нижнего Днепра. Современный историк А.Н. Сахаров предполагает, что анты являлись прямыми предками восточных славян. При этом, существует две гипотезы происхождения термина «анты»: племена, живущие на краю света и самоназвание народа.

Автор древнейшей русской летописи ХII в. «Повесть временных лет» (ПВЛ) Нестор указывал места проживания восточнославянских племен: полян, дреговичей, кривичей и др. Согласно ПВЛ в середине IX в. восточные славяне занимали территорию от Балтийского до Черного морей, от Карпат до верхней Волги. Прародиной славян Нестор называет бассейн Дуная, где их появление он связывает с библейской легендой о «вавилонском столпотворении», а их приход с Дуная на Днепр с нападением воинственных соседей – «волохов».

Отечественные исследователи подошли к проблеме происхождения восточных славян следующим образом.

С.М. Соловьев и В.О. Ключевский считали, что славяне мигрировали с Дуная в Прикарпатье, откуда они в VII-VIIIвв. Расселились на восток и северо-восток от Ильмень-озера.

А.А. Шахматов прародиной славян называет бассейны рек Висла, Западная Двина и Неман. На рубеже II-III вв. они переселились на Нижнюю Вислу, а в IV в., когда племена готов ушли из Причерноморья, славяне двинулись на юг и восток, разделившись на южных и восточных.

Автор работы «Славянские древности» Л. Нидерле считал, что славяне изначально проживали на территории современных Польши, Украины и Белоруссии.

В.Б. Кобрин полагает, что «вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами (т.е. исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII-VIII вв. они уже составляли значительную часть населения этой территории».

Т.о., в V-VII вв. расселение обуславливалось давлением, оказываемым с юга (Византия и кочевники) и с Запада (германцы) и имело направления: юго-запад – северо-восток и северо-запад – северо-восток. Причем колонизация носила характер проникновения, а не завоевания. Славяне, находившиеся на более высокой стадии общественного развития, ассимилировали племена угро-финнов и балтов. Территория расселения восточных славян: от Карпатских гор на западе до Оки и Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до Среднего Поднепровья на юге.

 

Взаимоотношения с соседями

 

На северо-западе, на территории между Неманом, Западной Двиной и Балтийским морем, соседями славян были балтские племена (латыши, литовцы, пруссы, латгалы, курши), находившиеся на стадии первобытного общества и враждовавшие друг с другом. Поэтому они отступали перед славянами за Неман и Западную Двину, заимствуя их культуру.

На севере, северо-востоке и востоке проживали племена финно-угорской языковой группы (карелы, эсты, финны, коми, марийцы, мордва, удмурты, чудь, водь, ижора, весь, пермь), отсталые в общественном отношении и разрозненные народы, либо ассимилировавшиеся со славянами, либо уходившие на север и северо-восток.

На востоке, от впадения р.Белой в р.Каму до средней Волги, находилось тюркское государство Волжско-Камская Булгария (тюрки перекочевали из низовьев Волги к устью Камы). Население городов вело посредническую торговлю с арабами и хазарами и процветало до XIIIв., когда было уничтожено монголо-татарами.

На юге и юго-востоке: во II в. жили готы, с IV в. – гунны, с середины VI в. – авары, а с VII по Х вв. – кочевое тюркское племя – хазары, создавшие государство – Хазарский каганат. Хазары занимались земледелием, виноградарством, рыболовством и торговлей. Города Итиль и Саркел были крупными торговыми центрами, где торговали арабские и европейские купцы, сходились мусульмане, христиане, иудеи и язычники. Они контролировали южные территории расселения славян, что способствовало вовлечению их в торговлю (согласно археологическим находкам здесь арабских монет).

На юго-западе восточные славяне граничили с дунайскими болгарами (южные славяне) и Византией.

На западе проживали племена западных славян (поляки, чехи, словаки), а с IX вв. – племена венгров (финно-угорская группа), расселившиеся в районе среднего Дуная.

Определенную угрозу представляли варяги (русы) – норманны, выходцы из Скандинавии, приходившие из-за моря с целью грабежа. Иногда нанимались на службу. Уровень общественного развития варягов был гораздо ниже, чем у славян.

Отношения с соседями были довольно неоднозначные.

 

Хозяйство

В силу природно-климатических условий, при которых существующая техника не давала необходимый избыток прибавочного продукта, славяне миновали рабовладельческую стадию развития. Отсутствие больших земельных площадей для оросительного земледелия или отгонного скотоводства также не создавало необходимые предпосылки для массового применения труда рабов.

Главным занятием восточных славян было земледелие. Использовали две системы: подсечно-огневую – в лесах (соха) и переложную – в лесостепях (рало, опиравшееся на полоз, а с IX в. – плуг). При подсечно-огневой системе настоящей пахоты не велось – землю только рыхлили. В VIII в. произошел перелом в хозяйстве, связанный с развитием железообработки и распространением пашенного земледелия в лесостепях, основанного на использовании плуга с железным лемехом и тяглового скота. Основные культуры: пшеница, ячмень, просо, севернее – овес и рожь. Из огородных культур преобладали репа, капуста, свекла, морковь, редька и чеснок, из технических – лен и конопля. Немаловажную роль имели скотоводство, лесные промыслы (особенно бортничество), охота и рыболовство. Развиваются ремесла, которые, правда, еще не отделились от земледелия.

Особое значение имел торговый путь «из варяг в греки»: из Константинополя (Царьграда) по Черному морю в Днепр, затем волоком в Ловать, оттуда до оз. Ильмень и Ладоги и из Невы в Балтийское море. Торговля шла и через Хазарский каганат по Балтийско-Волжскому пути, по которому в Европу поступало арабское серебро. Постепенно стали появляться погосты – места торговли, больше всех на Днепре.

 

Религия

 

Славяне были язычниками (так в Европе называли нехристиан, не знавших латинского языка). Язычество – религия, возникшая на стадии родовых отношений, основанная на поклонении силам природы и духам предков. Её характерные черты: политеизм (многобожие), обожествление природных стихий и идолопоклонство (капища (от «капь» - изображение, идол) – места идолопоклонства и жертвоприношений). Особенности язычества восточных славян: отсутствие развитой мифологии, жесткой иерархии богов, особого сословия жрецов (волхвы и кудесники не были замкнутой кастой).

Вселенную славяне представляли в виде большого яйца, внутри которого располагались девять небес-сфер. Сердцевиной была Земля, состоящая из Верхнего мира – мира живых и Нижнего – мира мертвых. Картину всего мира отражало Мировое дерево, состоящее из трех частей: крона – божественный мир, ствол – мир людей, корни – мир мертвых (отражением является Збручский идол).

Существовали два основных вида верований: поклонение силам природы (Перун – творец, производитель дождей, податель пищи, бог грома и молнии; Стрибог – бог ветра; Велес – покровитель скота, богатства и власти; Сварог – бог неба, посредник между небом и землей, научивший людей ковать оружие и обрабатывать землю) и культ предков.

Занятия славян определили характер и годовую цикличность основных праздников: зимнее солнцестояние (25 декабря – 6 января) – Коляда (христианские Рождество и Крещение), весеннее равноденствие (21 марта) – Масленица, летнее солнцестояние (23 июня) – Иван Купала, осеннее равноденствие (23 сентября) – праздник Рода.

В глубокой древности у славян был широко распространен культ Рода и рожаниц, тесно связанный с поклонением предкам. Род – божественный образ родовой общины вмещал всю Вселенную – небо, землю и подземное обиталище предков. В дальнейшем славяне все более поклонялись великому Сварогу и его сыновьям – Даждьбогу – богу солнца и Стрибогу. Со временем все большую роль начинает играть Перун, особо почитаемый как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Он не являлся главой пантеона богов, но в период усиления князя-военачальника и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

На мифологию славян оказали влияние различные народы. Их мир был «населен» многочисленными берегинями, русалками, лешими, оказывавшими непосредственное влияние на их жизнь.

Во время культовых ритуалов богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре.

Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.

 

Разложение первобытнообщинного строя

 

До VI в. у восточных славян господствовал родоплеменной строй. Его основные признаки: родовая община, основанная на кровном родстве; совместный коллективный труд; наличие общей собственности на орудия труда и продукты производства; социальное равенство; родоплеменная демократия.

Прокопий Кесарийский (VI в.) пишет: «Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому относительно всех счастливых и несчастливых обстоятельств у них решения принимаются сообща». Скорее всего речь идет о собраниях (вече) общинников, на которых решались важнейшие вопросы жизни племени, в т.ч. и выбор вождей «военных предводителей». При этом в вечевых собраниях участвовали только мужчины-воины.

Но уже с VIII в. начинается процесс интенсивного разложения первобытнообщинного строя, вызванный следующими причинами:

1) совершенствование орудий труда (развитие ПС);

2) имущественная и социальная ( в т.ч. классовая ) дифференциация;

3) распад родовой общины на отдельные семьи и её преобразование в соседскую;

4) переход к территориальной организации населения;

5) учащение войн;

6) усиление военной организации племен;

7) воздействие религии;

8) переход к «военной демократии»

«Военная демократия» - это форма государственности на стадии разложения родоплеменного строя, когда возникает власть наследственного князя, ограниченная вече и имеющая большие остатки родовых отношений.

9) возникновение государства

 

Складывание племенных союзов

 

Ярким проявлением кризиса родоплеменного строя было появление у восточных славян союзов племен, занимавших территорию 40-60 км в поперечнике. Автор ПВЛ Нестор повествует о 15 племенных союзах: поляне, поселившиеся в Среднем Поднепровье, «в полях», и потому так прозвавшиеся; древляне, жившие от них к северо-западу в дремучих лесах; северяне, обитавшие к востоку и северо-востоку от полян по рекам Десна, Сулла и Северный Донец; дреговичи – между Припятью и Западной Двиной; полочане – в бассейне р.Полоты; кривичи – в верховьях Волги и Днепра; радимичи и вятичи, по летописи, произошли от рода «ляхов» (поляков), и были приведены, скорее всего, своими старейшинами – Радимом, который «пришел и сел» на р. Соже (приток Днепра) и Вятко – на р.Оке; ильменские словене обитали на севере в бассейне озера Ильмень и р.Волхов; бужане или дулебы (с Х в. они назывались волынянами) в верховьях Буга; белые хорваты – в Прикарпатье; уличи и тиверцы – между Днестром и Дунаем. Археологические данные подтверждают границы расселения славянских союзов, указанные Нестором.

Т.о., название того или иного союза объясняется либо местностью (поляне, дреговичи), либо легендарными прародителями (радимичи, вятичи), либо географическим расположением (северяне).

Летописец отмечает наличие у племенных союзов, правда не у всех, «княженье». Так, в отношении полян им записано «Сказание о князьях полянских», основателях города Киева: Кие, Щеке, Хориве и их сестре Лыбеди.

Наряду с названием союзов применяется и сводное название народа – славяне. Существует несколько гипотез происхождения данного термина:

1) самоназвание народа (от слова «слава»);

2) «разумеющие слово», т.е. говорящие на одном языке (антоним – «немцы», т.е. немые, не понимающие славянский язык)

3) видоизмененное латинское название «склавины» и др.

 

Образование Древнерусского государства и норманнская теория

 

Государство –политическая система организации классового общества, регулирующая отношения между различными социальными группами. Оно имеет: аппарат управления, органы защиты и правопорядка, разработанные юридические и моральные нормы, регулирующие жизнь общества.

Основные признаки государства:

1) наличие территории, границы которой государство определяет и защищает от нападения извне;

2) наличие особой категории управленцев, выделенной из общества (аппарат чиновников, армия, полиция и т.д.)

3) сбор налогов для содержания публичной власти;

4) суверенитет;

5) наличие правотворчества.

Предпосылки возникновения государства:

1) развитие хозяйства, в т.ч. пути «из варяг в греки»;

2) складывание системы корпоративного землевладения Рюриковичей;

3) «военная демократия»;

4) внешняя угроза;

5) формирование древнерусской народности.

В своем развитии Древнерусское государство прошло ряд этапов.

Первый этап – VIII – середина IX вв. : вызревание предпосылок, складывание межплеменных союзов и их центров – княжений, которые упоминаются у восточных авторов (арабский энциклопедист Х века ал-Масуди писал о существовании у славян (конкретно у дулебов) в это время политического объединения, которое он назвал Валинана). В трудах других арабских авторов содержатся сведения о трех центрах восточного славянства: Куявии (Куябе), Славии и Артании. Первый некоторые отечественные историки отождествляют с Киевом, второй – с Новгородом или его более древним предшественником. Месторсположение Артании продолжает вызывать споры. К IX в. восходит появление системы полюдья, т.е. сбора с общинников в пользу князя дани, которая в то время, носила, скорее всего добровольный характер и воспринималась как возмещение за военные и управленческие услуги.

На втором этапе (2-ая половина IX - середина Х вв.) процесс складывания государства ускоряется во многом благодаря активному вмешательству внешних сил – хазар и варягов. ПВЛ говвворит о набегах воинственных обитателей Северной Европы, вынудивших ильменских словен, кривичей и финно-угорские племена чуди и веси платить дань. На юге же хазары собирали дань с полян, северян, радимичей и вятичей.

Нестор отмечает, что в 862 году славяне сумели изгнать варяг за море. Но вскоре между ними вспыхнула распря, «и пошел род на род и воевати почаша сами на ся» (скорее всего речь шла о соперничестве племенных союзов Севера и их знати, между которой шла борьба за главенство). В этих условиях, не желая отдавать первенство кому-либо из своих, славяне и финно-угры со словами : «Земля наша велика и обилна, а наряда (порядка) в ней нет. Да поидете княжить и володеть нами» решили обратиться к соседям-варягам, называвшимся Русью, и их князю – Рюрику, с братьями Синеусом и Трувором. Приглашение было принято, Рюрик сел в Новгороде (862 – 879 гг.) (по другим сведениям – в Старой Ладоге), Синеус – в Белоозере, Трувор – в Изборске (некоторые исследователи подвергают сомнению наличие братьев у Рюрика, считая, что летописец принял за имена слова «со своим родом и верной дружиной», т.е.пользовался непроверенными фактами). Через два года после смерти братьев Рюрик стал править единолично. В 882 году его преемник князь Олег (879 – 912 гг.),собрав большую рать, ядром которой была варяжская дружина, взял Смоленскхитростью захватил Киев, убив правивших там Аскольда и Дира – норманнов, ушедших ранее от Рюрика. В Киеве Олег провозгласил «Да будет Киев матерью городам русским» (вымысел летописца, вполне отражавший стремление Олега перенести сюда столицу, т.к. отсюда было ближе к Византии и к кочевникам, от которых надо было защищать население)После этого он освободил славянские племена от хазарской дани и подчинил своей власти.

882 годтрадиционно считается датой создания Древнерусского государства.

Третий, завершающий этап складывания государства (вторая половина Х века) связан с реформами Ольги и Владимира.

Основываясь на ПВЛ, сформировались две теории происхождения славянского государства:

1) «норманнская теория» (И.Г. Байер, Г.Ф. Миллер – немецкие ученые XVIII в., состоящие на русской службе): восточные славяне в результате своей отсталости не смогли создать государство и вынуждены были обратиться за помощью к норманнам – варягам, давшим этому государству и свое имя – Русь. Данная теория преследовала конкретные политические цели:

а) объяснение монархической формы правления. Подчеркивался мирный характер призвания варягов славянами, якобы исконно настроенными монархически;

б) оправдание засилья иностранцев в государственном аппарате России.

Крайние норманисты делали вывод об извечной отсталости славян, якобы не способных к самостоятельному историческому творчеству.

Вместе с тем это была первая научная попытка изучения генезиса российской государственности.

2) «антинорманнская (славянская) теория» (М.В. Ломоносов): государство Киевская Русь возникло в результате длительного развития восточнославянского общества. До призвания варягов у восточных славян существовали раннегосударственные образования – племенные княжения (у полян – с центром в Киеве, у древлян – в Искоростене, у полочан – в Полоцке). Уровень развития варягов не был выше, чем у славян. Этническое же происхождение правящей династии носит второстепенный характер, т.к. варяжская знать повсюду легко и быстро ассимилировалась с местным населением (норманнская династия в Англии).

Некоторые дореволюционные и большинство советских историков, правда, с разных методологических позиций оспаривали «норманнскую теорию». Так, академик Б.А. Рыбаков доказывал, что варяги появились в Восточной Европе тогда, когда Киевское государство (якобы возникшее в VI в.) уже сложилось и использовались лишь как наемная военная сила. Летописные сведения о мирном «призвании варягов» он считал поздней, вымышленной под влиянием политической конъюнктуры, сложившейся в Киеве в эпоху правления Владимира Мономаха, вставкой. «Русь» же, по его мнению, - производное от реки Рось (правый приток Днепра южнее Киева).

Современные исследователи (Сахаров, Павленко), преодолевая крайности норманизма и антинорманизма, пришли к следующим выводам: процесс складывания государства начался до варягов, сам факт их приглашения на княжение свидетельствует о том, что эта форма власти была уже известна славянам. Рюрик – реальная историческая личность (возможно славяно-балтского происхождения), будучи приглашенным в Новгород на роль арбитра и, может быть, защитника от «заморских варягов» (свеев), захватывает власть. Его появление в Новгороде (мирное или насильственное) никак не связано с зарождением государства. Норманнская дружина, не обремененная местными традициями, активнее использует элемент насилия для сбора дани и объединения славянских племенных союзов, что в определенной степени, ускоряет процесс складывания государства. Одновременно происходит консолидация местной княжеско-дружинной верхушки, ее интеграция с варяжскими дружинами и славянизация самих варягов. Олег, объединив Новгородскую и Киевскую земли и сведя воедино путь «из варяг в греки», подвел экономическую базу под складывающееся государство. Этноним «русь» северного происхождения. И, хотя летопись относит его к одному из норманнских племен, но, скорее всего, это собирательное имя (от финского ruotsi – гребцы), под которым скрывалась этносоциальная группа, состоящая из представителей различных народов, занимающихся морским разбоем и торговлей. Тогда, с одной стороны, становится понятным распространение этого термина среди восточных славян, а с другой – быстрая ассимиляция самих варягов, принявших к тому же местные языческие культы и не державшихся за своих богов.

Суровость климатических условий Восточной Европы, оторванность от центров античной цивилизации задерживали и замедляли процесс складывания государства у восточных славян. Оно формировалось в результате сложного взаимодействия внутренних и внешних факторов, что и позволило ему появиться, основываясь лишь на одной общинной основе. Германские же племена, восприняв достижения римской цивилизации, раньше и быстрее подошли к государственным формам организации общественной жизни.

Одной из особенностей древнерусского государства было то, что с самого начала оно было многоэтническим по составу. В дальнейшем это будет способствовать тому, что главными силами, обеспечивающими внутреннее единство, станут государство и православная религия.

Образование государства имело важное историческое значение для восточных славян. Оно создавало благоприятные условия для развития земледелия, ремесел, внешней торговли, влияло и на формирование социальной структуры. Например, выполнение властных функций в более поздний период способствовало превращению князей и бояр в землевладельцев.

Благодаря образованию государства формируется древнерусская культура, складывается единая идеологическая система общества. В рамках древнерусского государства происходит складывание единой древнерусской народности – основы трех восточнославянских народов: великорусского, украинского и белорусского.

 

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 321;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.033 сек.