ТЕМА 16. Нравственность


Мораль + право = нравственность.

Мораль – это свобода человека в себе. Право – это свобода человека для себя. В своём единстве они образуют нравственность – духовную основу существования общностей людей. Нравственность – это живая конституция общества, которая развивается вместе с ним.

Формы нравственности:

- семья,

- гражданское общество,

- государство.

 

Семья

Семья – это первая форма нравственности. Она основана на любви. Цель семьи - производство единичной жизни человека. В семьях мы рождаемся, вырастаем, женимся и растим детей, восстанавливаем себя после работы, стареем и умираем.

Определения семьи:

а) брак,

б) семейное имущество,

в) дети.

Брак. Семья представляет собой чувственную форму общности, в основе которой лежит любовь индивидов друг к другу. Естественной основой семьи является природная принадлежность людей к одному биовиду. Природное единство, поднятое в чувстве любви и взаимного доверия на духовный уровень, составляет вторую – нравственную – основу семьи.

Субъективным основанием при заключении брака является наличие взаимного влечения будущих супругов друг к другу. (Брак между кровными родственниками не соответствует своему понятию, поскольку то, чему надлежит соединиться, должно быть прежде разделено.) В отдельных случаях определяющее значение при заключении брака может принадлежать соображениям имущественного или династического характера, или карьерным устремлениям, или политическим целям. Однако в таких случаях брак рассматривается уже не как самоцель, а как средство достижения каких-то других целей.

Добровольное заявление будущих супругов о желании образовать семейный союз, зарегистрированное соответствующим общественным органом, делает брак действительным. Торжественная церемония бракосочетания – акт регистрации, обряд венчания, свадьба – играют роль внешнего знака, накладываемого на вновь образовавшийся нравственный союз.

Интимная глубина отношений супругов может быть достигнута только тогда, когда они имеют равную возможность полностью отдавать себя друг другу. Это значит, что формой, наиболее полно соответствующей понятию брака, является моногамия (единобрачие).

После заключения брака упраздняется юридическая самостоятельность супругов по отношению друг к другу. Семья становится одним лицом, а супруги – его равноправными представителями.

Семейное имущество. Семья представляет собой продолжительно существующую общность людей, которые нуждаются в постоянном владении имуществом и, соответственно, в юридическом закреплении своих прав на него.

Добрачное имуществосупругов становится при заключении брака их общей собственностью. Нажитое в процессе совместной жизни имущество также становится общей собственностью всех членов семьи. Ни один член семьи не имеет в ней своей особенной собственности, но каждый из них имеет право на её долю.

Брачные договоры, в которых оговариваются доли супругов в общем имуществе семьи, имеют то оправдание, что в них предусматривается возможность последующего распада брака как в случае развода, так и в случае смерти одного из супругов.

 

Дети. Своё реальное выражение любовь супругов обретает в детях. Дети – это воплотившаяся в единство генов любовь родителей. Причём родители любят своих детей больше, чем дети родителей. Родители видят в детях своё бесконечное продолжение, тогда как дети видят в родителях своё преходящее начало, от которого они должны оттолкнуться и образовать свои собственные семьи.

Новорождённое дитя – это человек в себе, задача которого состоит в том, чтобы стать также для себя – разумным и свободным существом. На этом основано право детей на содержание, воспитание и образование на средства родителей. Отсюда же вытекает и непреложная обязанность родителей содержать, воспитывать и образовывать своих детей.

Отношения между родителями и несовершеннолетними детьми строятся на принципах совместного неравного самосознания, где самостоятельность собственного Я ребёнка ещё не признана. (См. тему "Самосознание".) В силу этого дети нуждаются в воле родителей и воспитателей, посредством которой до их сознания может быть доведено нравственное содержание того мира, в котором им предстоит жить. А это значит, что все рассуждения о том, что дети должны иметь право делать лишь то, что им самим нравится, противоречат потребностям развития ребёнка.

Только пройдя через послушание, только научившись принимать и исполнять команды взрослых, ребёнок способен стать командиром самому себе и другим.

 

Родив и воспитав детей, родительская семья исчерпывает свою функцию. Далее она уже не развивается, а только длиться, сохраняясь как нравственный союз заботящихся друг о друге супругов.

Распад семьи. В случае утери супругами чувства любви и доверия в отношениях между ними может наступить момент, когда вопрос о расторжении брака становится неотвратимым. Как недопустимо принуждать людей к вступлению в брак, так недопустимо и принуждать их к его сохранению, когда между ними наступает полное отчуждение.

При расторжении брака необходимо участие третьей стороны, которая призвана отстаивать интересы самой семьи и детей. Только такой заинтересованный в сохранении института семьи общественный орган (церковь, загс, суд) должен быть наделён правом давать согласие на развод.

Являясь первичной формой общности людей, семья содержит в себе систему своих особенных определений: муж – жена, папа – мама, сын – дочь, брат – сестра, бабушка – дедушка, зять – сноха, и т.д. Но свою подлинную особенность все члены семьи обретают лишь в обществе. Таким всеобщим поприщем реализации особенности граждан является гражданское общество. Оно разрывает узы семьи и делает её членов самостоятельными лицами, чуждыми в значении граждан друг другу.

 



Дата добавления: 2020-12-11; просмотров: 367;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.