Мимическая мускулатура человека
Мимическая мускулатура заложена в толще верхней и нижней губ и составляет основную массу щек с обеих сторон, участвуя в открывании и закрывании рта, прижимая щеки и губы к деснам и зубам и отчасти оттягивая углы рта кзади, назад или вперед. Таким образом, эти мышцы участвуют как в артикуляции, так и в мимике (см. рис. 16).
Во многих случаях мимические мышцы действуют совместно с жевательными мышцами. Например, для произношения каждого гласного рот должен открываться в определенной степени. Это достигается при помощи жевательных мыши, опускающих и поднимающих нижнюю челюсть.
Мимическая мускулатура иннервируется черепно-мозговыми нервами (соматическими), и ее движение зависит от желания человека. Группа мимических мышц (как скуловая, мышца смеха и др.) при своем сокращении тянет углы рта кверху и кнаружи, придавая лицу выражение улыбки, радости.
Рис. 16. Мимические мышцы. 1. 2. 3. 6. — мышцы, тянущие углы рта кверху и кнаружи: 4, 5. 8 — мышцы, оттягивающие углы рта книзу и кнаружи: 7 — мышца, сжимающая губы; 9 — мышца, двигающая кожу лба; 10 — мышца, закрывающая и открывающая глаз
Другая группа мимических мышц при сокращении оттягивает углы рта книзу и кнаружи. В противоположность мышцам, которые участвуют в образовании улыбки, мышцы антагонисты способствуют появлению выражения мрачности, злобы, горя или страдания.
Многие педагоги-вокалисты в пении придают большое значение улыбке, которая, по их наблюдениям, оказывает влияние на формирование звука, делая его более ярким и светлым.
Педагоги объясняют это явление следующим образом: так как психическое состояние радости выражается внешне улыбкой, то несомненно, что улыбка в какой-то мере помогает созданию радостного настроения и тем самым способствует эмоциональной окраске голоса, сообщая ему яркость, светлость. И если поющему удается координировать улыбку с психическим состояние радости, веселья, то в его голосе якобы появляются такие качества, как яркость, просветление и т. п.
Если же действует другая группа мышц, придающая лицу выражение мрачности, то при пении это якобы способствует затемнению, сомбрированию звука, отдалению его и т. п.
Кроме того в вокальной методике существует два понятия улыбки при пении. Внешняя улыбка, при которой обнажаются верхние зубы, и внутренняя улыбка, при которой имеется напряжение щек и мышц зева. Внешняя улыбка, по наблюдению ряда педагогов пения, в какой-то степени усиливает яркость, просветление звука голоса; внутренняя улыбка усиливает округлость, мягкость, полётность голоса.
К оценке изложенного мнения педагогов надо отнестись с осторожностью. Дело в том, что психическое состояние человека не всегда соответствует принятому мимическому трафарету. При отрицательных эмоциях на лице часто сохраняется улыбка, а от радости, как известно, многие плачут.
Правильно то, что психическое состояние отражается на качестве голоса, а следовательно, именно психика играет и здесь первую роль. Что касается мимики, то она является выразительной системой, и ее состояние зависит от психики, регулируется ею, а не наоборот.
Педагогу необходимо добиваться от обучающихся создания у них такого психологического состояния, которое характеризует исполняемый ими музыкально-сценический образ. Этому состоянию должен соответствовать и мимический образ. По такому пути шел Ф. И. Шаляпин, об этом же говорит и школа К. С. Станиславского.
Что касается влияния улыбок на качество певческого звука, то по поводу действия мимической мускулатуры на голос нет никаких научных наблюдений, но напряжение стенок рта, зева, может в некоторой степени изменять качественные особенности голоса (см. ниже о зевке).
Великие русские певцы Ф. И. Шаляпин и Н. И. Фигнер замечательно владели своей мимикой и в синтезе с вокальным мастерством создали непревзойденные образы.
Мимика этих артистов была настолько выразительной, что сложные чувства, обуревающие персонажей, которых они изображали, легко читались зрителями. Например, на мрачном лице шаляпинского Мефистофеля можно было прочесть ядовитую насмешку и злобу; образ фигнеровского Отелло выражал не только гнев, но и страдание горячо любящего мужа.
Великолепно владели своей мимикой в сочетании с голосовыми певческими данными и ряд иностранных певцов; Э. Карузо, Баттистини, Де-Люка и др. Сколько веселья с оттенком насмешки в лице Де-Люка, поющего арию Фигаро. Выразительны мимические образы также у современного итальянского певца Дель-Монако.
Выразительная мимика никогда не ухудшала звучания голоса этих певцов-художников. Наоборот, мимика лица и нюансы голоса сливались у них воедино и еще более ярко обрисовывали образ, который они создавали.
Дата добавления: 2023-03-24; просмотров: 469;