Вопрос 12. Гуманистическая психология (А.Маслоу, К.Роджерс и др.).
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ -направление в западной психологии, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее данное, а “открытую возможность” самоактуализации, присущую только человеку. Гуманистическая психология в качестве самостоятельного течения выделилась в начале 60–х. гг. ХХ в. как протест против бихевиоризма и психоанализа, получив название „третьей силы“. (По мнению Маслоу, психоанализ обедняет представление о человеке, сосредоточившись на больных людях и болезненных проявлениях личности. Бихевиоризм фактически сводит жизнедеятельность к манипуляциям и тем самым низводит человека до уровня стимульно-реактивного механизма. А где же собственно человеческое в человеке? Именно это и призывал изучать Маслоу.)
Основные положения гуманистической психологии:
v человек должен изучаться в его целостности;
v каждый человек уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статистические обобщения;
v переживания человеком мира и себя в мире являются главной психологической реальностью;
v человеческая жизнь - единый процесс становления и бытия человека;
v человек открыт к непрерывному развитию и самореализации, которые являются частью его природы;
v человек обладает определенной степенью свободы от внешней детерминации благодаря смыслам и ценностям, которыми он руководствуется в своем выборе;
v человек - это активное, творческое существо.
В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. Главное в личности, согласно гуманистической психологии, устремленность к будущему, к свободной реализации своих потенций (Г.Олпорт), в особенности творческих (А.Маслоу), к укреплению веры в себя и возможность достижения “идеального Я” (К Роджерс).
Центральная роль отводится при этом мотивам, обеспечивающим не приспособление к среде, не конформное поведение, а рост конструк-тивного начала человеческого Я. Выражая протест против концепций, игнорирующих специфически человеческое в личности, гуман. психоло-гия неадекватно и односторонне представляет личность, поскольку не признает обусловленность ее социально-историческими факторами.
Абрахам Маслоу(1908 – 1970) - американский психолог, один из основателей гуманистич. психологии. Выдвинул концепцию целостного подхода к человеку и анализа его высших сущностных проявлений - любви, творчества, духовных ценностей и др. Согласно Маслоу, эти особенности, существуя в виде врожденных потенций, актуализируются под влиянием социальных условий. Маслоу создал иерархическую модель мотивации («Мотивация и личность»,1954), в которой выделил пять основных „уровней“ потребностей. Маслоу утверждал, что высшие потребности могут направлять поведение индивида лишь в той мере, в какой удовлетворены его более низшие потребности.
Маслоу описал человека как "желающее существо", который редко достигает состояния полного, завершенного удовлетворения. Полное отсутствие желаний и потребностей, если оно существует, в лучшем случае недолговечно. Если одна потребность удовлетворена, другая всплывает на поверхность и контролирует внимание и усилия человека. Когда человек удовлетворяет и ее, требует удовлетворения следующая. Жизнь человека характеризуется тем, что люди почти всегда чего-то желают.
Иерархия потребностей:
1) физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);
2) потребность в безопасности (стабильность, порядок);
3) потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе (семья, дружба);
4) потребность в уважении и признании (самоуважение);
5) потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов (реализация потенций, способностей и талантов человека).
Каждый человек обладает врожденным стремлением к самоактуализации, причем это стремление к максимальному раскрытию своих способностей и задатков выступает наивысшей человеч. потребностью. Правда, чтобы эта потребность проявилась, человек должен удовлетворить всю иерархию нижележащих потребностей. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Чем выше человек может подняться в иерархии потребностей, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье он продемонстрирует.
Маслоу вводит понятие "комплекс Ионы" - отказ от попыток реализации в полноте своих способностей. Как библейский персонаж (Иона), кот.считал себя недостойным быть пророком и попытался избежать ответственности пророчества,так и большинство людей в действительности боятся использования своих способностей в максимальной степени. При этом у человека возникает страх успеха, и он снижает уровень притяза-ний. Они предпочитают безопасность средних, не требующих многого достижений, в отличие от целей, требующих полноты собств. развития.
Абрахам Маслоу
Высшие потребности могут быть удовлетворены только после удовлетворения низших.
Категории мотивов:
Дефицитарные – нацелены на снижение напряжения, могут быть удовлетворены
Мотивы роста (метапотребности) – нацелены на повышение напряжения посредством поиска новых переживаний, принципиально не удовлетворимы до конца (истина, красота, справедливость)
Метапотребности биологически заложены в человеке, их неудовлетворение приводит к метапатололгии: апатия, цинизм, отчуждение.
Характеристики самоактуализирующейся личности:
¤ Более эффективное восприятие реальности – беспристрастно, объективно, воспринимают мир и людей такими, какие они есть; толерантность к противоречивости и неопределенности (не боится неоднозначных решений)
¤ Принятие себя, других, природы – нет сверхкритичности, принятие происходит и на уровне физиологической природы (хороший аппетит, сон)
¤ Непосредственность, простота, естественность – может быть сознательно замаскирована социальными нормами (чтобы не раздражать окружающих) Õ терпимость, но социальные нормы легко отклоняются, если это необходимо
¤ Центрированность на проблеме – приверженность задаче, призванию
¤ Независимость (потребность в уединении) – неприкосновенность внутренней жизни, не стремятся устанавливать с другими отношения зависимости Õ богатство и полнота дружбы
¤ Автономия (независимость от культуры и окружения) – полагается на свой потенциал и источники роста и развития
¤ Свежесть восприятия – оценивают по достоинству даже самые обыденные события жизни
¤ Вершинные переживания – экстатические состояния, которые переживаются в кульминационные моменты любви, творчества, слияния с природой
¤ Общественный интерес – стараются помочь другим стать лучше
¤ Глубокие межличностные отношения – в дружбе, любви (но с равными)
¤ Демократичный характер – нет предубеждений, с удовольствие учатся
¤ Разграничение средств и целей –наслаждаются средствами (физическими упражнениями), а не только целью (хорошее самочувствие)
¤ Философское чувство юмора - доброжелательное, не высмеивающее
¤ Креативность – естественная и спонтанная креативность, которая присуща детям, а не креативность талантливого художника
¤ Сопротивление окультуриванию – находятся в гармонии со своей культурой, сохраняя определенную независимость от нее
Карл Роджерс(1902-1987) – амер. психолог, один из основателей гуманистической психологии.Автор книги „Центрированная на клиенте терапия“(1954).В качестве ядра личности рассматривал Я–концепцию,представленную динамикой соотношения Я–реального и Я–идеального.
По его представлениям, в личности сосуществуют две инстанции, которые должны работать согласованно:
1) „реальное Я“, представляющее собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих,
2) „идеальное Я“, представляющее собой то, каким человек хочет быть.
Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избе-гать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Роджерс назвал эту форму “терапией, центрированной на клиенте”, что означало трактовку индивида, обращающегося за помощью к психотерапевту, не как пациента, а как “клиента”, который сам берет на себя ответственность за решение тревожащих его жизненных проблем. Психотерапевт же выполняет только функцию консультанта, создающего теплую эмоциональную атмосферу, в которой клиенту легче организовать свой внутренний (“феноменальный”) мир и достигнуть целостности собств.личности, понять смысл ее существования (“экзистенции”).
Основана на экзистенциальной философии, в центре – понятия становления личности, представление о необходимости максимальной творческой самореализации, что означает психическое здоровье.
Личность трактуется как целое, созидательное и положительное существо, несообразно переносить результаты исследований животных на человека
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 10328;