Карен Хорни – социокультурная теория
Отвергала положение Фрейда, что физическая анатомия определяет личностные различия между мужчиной и женщиной.
Решающий фактор развития личности – социальные отношения между ребенком и родителями. Основная потребность ребенка – потребность в безопасности, если она не удовлетворяется возникает базальная враждебность Õ базальная тревога (ощущение беспомощности во враждебном мире) Õ невроз.
Невротические потребности (удовлетворение этой потребности становится для невротика способом жизни) = стратегии компенсации базальной тревоги: (1)в любви и одобрении, (2)в руководящем партнере, (3)в четких ограничениях. (4)в обладании властью, (5)в эксплуатировании других, (6)в общественном признании, (7)в восхищении собой, (8)стремление быть лучшим, (9)в самодостаточности и независимости, (10)в безупречности и неопровержимости.
Все эти потребности она объединила в 3 стратегии межличностного поведения:
от людей – обособленный тип – «Если я отойду, со мной все будет в порядке»
против людей – враждебный – «У меня есть власть, никто меня не тронет»
к людям – уступчивый – «Если я уступлю, меня не тронут»
Утверждала, что мужчины испытывают зависть к женской способности рожать и кормить детей (¹ положению Фрейда о зависти женщин к пенису в проживании комплекса Электры). Женщины испытывают неполноценность из-за экономической, политической и психологической зависимости от мужчин.
Вопрос 10. Гештальтпсихология (М.Вергеймер, В.Келер, К.Коффка, К.Левин и др.)
Гештапьтпсихология - психологическое направление, существовавшее в Германии с начала 10-х до середины 30-х гг. XX в. Создала целостный подход к изучению психики и сознания, выдвинув в качестве первого основного принципа принцип целостности, противопоставила его механическому принципу психологии элементов. Под "гештальт" представители этого направления понимают целостное образование, обладающее своеобразным качеством формы, несводимым к свойствам входящих в его состав частей.
Гештальтпсихология - приблизительный перевод с немецкого - психология формы.
История гештальтпсихологии берет начало в Германии в 1912, когда М.Вертгеймер исследовал т.н. «фи-феномен» – иллюзию движения, которая возникает, когда неподвижные объекты видны в быстрой последовательности смены различных позиций. Такой эффект «движущейся картинки» создает, например, последовательное включение–выключение неоновых или электрических ламп в обрамлении неподвижной рамки. Этот феномен хорошо иллюстрирует положение о том, что целое больше своих частей и в нем присутствуют качества, которые нельзя найти в его составляющих. Так, в приведенном примере движение характеризует феномен в целом, но, если исследовать его составные части, никакого движения в них заметить нельзя. К Вертгеймеру вскоре присоединились В.Кёлер и К.Коффка, благодаря которым гештальт-подход проник во все области психологии.
В противовес представлениям ассоцианистов о том, что образ создается через синтез отдельных элементов и свойства целого определяются свойствами частей, гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов (в связи с этим часто подчеркивается роль гештальтпсихологии в становлении системного подхода в науке). Т.е. восприятие не сводится к сумме отношений, свойства фигуры, которую мы видим, не описываются через свойства ее частей.
Гештальтпсихологи пытались обнаружить законы, по которым фигура выделяется из фона - как структурированная целостность из менее дифференцированного пространства, находящегося как бы позади фигуры (понятия фигуры и фона - важнейшие для ГП).
Явления фигуры и фона отчетливо выступают при рассмотрении так называемых двойственных изображений, где фигура и фон как бы самопроизвольно меняются местами (происходит внезапное "переструктурирование" ситуации).
Согласно гештальтпсихологии, для человека существуют два отличных друг от друга мира: мир физический, лежащий "за" переживаниями, и мир наших переживаний (ощущений). Гештальтпсихология рассматривала этот последний мир в двух отношениях: как физиологическую реальность (процессы в мозге как отражения воздействий внешнего мира) и как психическую (феноменальную) реальность, которые связаны между собой отношениями изоморфизма (взаимно-однозначного соответствия).
Следовательно, психологические законы сводились в гештальтпсихологии к законам физиологии мозга. Вместе с тем гештальтпсихология не отказывается и от изучения феноменов сознания методом самонаблюдения. Само сознание понималось как некое динамическое целое, "поле", каждая точка которого взаимодействует со всеми остальными (по аналогии с электромагнитными полями в физике). Единицей анализа этого поля выступает гештальт как целостная образная структура, несводимая к сумме составляющих его ощущений.
Различные формы гештальтов изучались в гештальтпсихологии на материале восприятия кажущегося движения, формы (в т.ч. отношений "фигуры-фона"), оптико-геометрических иллюзий. Были выделеиы так называемые факторы восприятия, которые способствуют группировке отдельных элементов физического мира в соответствующем ему "психологическом поле" в целостные гештальты: "фактор близости", "фактор сходства", "фактор хорошего продолжения" (объединяются в гештальт те элементы изображения, которые в совокупности образуют "напрашивающиеся", наиболее простые конфигурации), "фактор общей судьбы" (объединение в один гештальт, например, трех движущихся в одном направлении точек среди множества других, движущихся в разных направлениях) и др. В основе принципов группировки лежит более общий закон психологического поля - закон прегнантности, т.е. стремление этого поля к образованию наиболее устойчивой, простой и "экономной" конфигурации. С точки зрения гештальтпсихологии данные законы представляют собой всего лишь феноменальное выражение различных электрических процессов в головном мозге (образование токов различной направленности, "насыщение" отдельных участков мозга электрическими зарядами и т.п.).
При разработке проблем мышления гештальтпсихология подвергла острой критике бихевиористские взгляды на мышление как образование "навыков" путем проб и ошибок и ввела в психологический оборот такие понятия, как проблемная ситуация, инсайт, а также новый метод экспериментапьного исследования мышления - метод "рассуждения вслух", который уже выходил за рамки исходных феноменологических установок гештальтпсихологии и предполагал подлинно объективное исследование процессов и мышления (М.Вертгеймер, К.Дункер и др.). Однако при объяснении "продуктивного мышления" у животных и творческого мышления у человека гештальтпсихология неправомерно отрицала роль активности и прошлого опыта субъекта в процессе решения творческих задач, считая возникновение такого решения результатом все тех же процессов образования "хороших гештальтов" в "здесь и теперь" складывающемся "психологическом поле".
В 20-е годы XX в. К.Левин предпринял попытку дополнить и углубить модель психического мира человека, предложенную гештальтпсихологией, введя в нее "личностное измерение". К.Левин объяснял множество психологических феноменов в терминах разработанной им на основе принципа целостности теории поля.
Гештальт-психологи (Вертгеймер, Кёлер, Коффка) сосредоточились на ощущении, Левин — на мирооощущении. В то же время основные положения гештальт-психологии нашли отражение в его теории. А именно следующие.
1. Образ мира, явления (иными словами — гештальт) создается не путем синтеза отдельных элементов, отдельных ощущений. Он возникает сразу как целостный феномен. То есть гештальт не является простой суммой частей, а представляет собой целостную структуру. Разумеется, в структуре можно выделить и исследовать отдельные части, но нельзя сказать, что целое определяется особенностями частей, напротив — каждая часть зависит от целого, от своей в него включенности.
2. Образ создается в «данный момент» (ad hoc) посредством инсайта, прошлый опыт в его создании существенной роли не играет. Этот тезис явился основным объектом критики гештальт-психологии в целом и теории Левина в частности. На это Левин возражал, что образы прошлого конечно же могут актуализироваться «в данный момент» и повлиять на поведение человека, но это совсем не такое влияние, которое акцентируют сторонники психоанализа и бихевиоризма.
3. Принцип изоморфизма, утверждающий тождество закономерностей в разных науках (например, психологические закономерности тождественны физическим). Следуя именно этому принципу, Левин использовал систему описания психических явлений, принятую в физике, химии, математике.
Согласно Левину, жизненное пространство каждого человека включает все влияния, воздействующие на организм в данный момент. Эти влияния, которые Левин называл психол. фактами, включают в себя внутренние «события», такие как голод или уста-лость, и внешние события, например социальную ситуацию, а также (что, впрочем, менее важно) воспоминания о прошлом опыте.
Графически личное жизненное пространство он представлял в виде эллипса. Сам же человек может быть представлен в форме кружка, расположенного внутри эллипса. Каждый психол. факт выступает частью эллипса. Каждой части может быть придана валентность соответственно тому, благоприятно ли это воздействие (+) или неблагоприятно (–). Сочетание всех валентностей и составляет основу для побуждения к действию.
После прихода к власти гитлеровцев гештальтпсихология как школа распалась в результате эмиграции большинства гештальтпсихологов. Идеи гештальтпсихологии оказали значительное влияние на развитие необихевиоризма, психологии восприятия, когнитивной психологии, системного подхода в науке, отдельных направлений психол. практики (в частности, гештальттерапии) и др.
Вместе с тем критики гештальтпсихологии (среди которых были Л.С.Выготский, Лейпцигская школа и др.) отмечали антиисторизм и антигенетизм гештальтпсихологии, фактическое отрицание прошлого опыта в процессе образования гештальтов, сведение психологических закономерностей к принципам физиологической работы мозга.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 2297;