Вопрос 14. Виды ощущений (по Б.Г.Ананьеву).Сенсорная организация человека.
ОЩУЩЕНИЕ – это отражение отдельных свойств предметов объективного мира при непосредственном воздействии на органы чувств(анализаторы). Анализатор – нервный аппаратвосприятия, анализа и синтеза раздражителей.
ОЩУЩЕНИЕ - это простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств предметов и явлений материалъного мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии материальных раздражителей на соответствующие рецепторы. Рецепторы – специализированные окончания, преобразующие раздражения в нервное возбуждение.
Специфическая черта ощущений - отражение отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира.
Применяя сеченовскую концепцию ассоциации ощущений, Ананьев выделил два основных класса ощущений:
1) интрамодальные (например, зрительно-зрительные, тактильно-тактильные и т.д.)
2) интермодальные (например, зрительно-тактильные, обонятельно-вкусовые и т.д.).
Несомненно, виды ощущений и их взаимосвязь находятся в причинной зависимости от форм движения материи в их взаимосвязях и взаимопереходах. Обращает на себя внимание дублирование сенсорных функций в процессе отражения одной и той же формы движущейся материи, но в разных ее свойствах и отношениях.
Так, тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные ощущения отражают определенные моменты и свойства механического движения различных тел, в том числе и тела человека. Зрительные, слуховые, вибрационные, температурные связаны с различными формами молекулярного движения, а обоняние и вкус - с химической природой вещества и химической реакцией как особой химической формой движущейся материи. Интерорецепция, вкусовые, болевые, температурные ощущения специфически связаны с основными явлениями жизнедеятельности - биологической формой движения материи.
v механические формы движения - тактильные, вибрационные, мышечные, вестибулярные
v молекулярные формы движения - зрительные, слуховые, вибрационные, температурные
v химические формы движения - обонятельные, вкусовые
v биологические формы движения - интероцептивные, болевые, вкусовые, температурные ощущения
В совместной деятельности различных анализаторов имеется объективный порядок постоянных взаимосвязей, определяемых общностью объектов отражения в их взаимодействии и взаимопроникновении. Можно наметить известный порядок «цепочек» взаимосвязей. Эти цепочки не носят, конечно, линейного характера. Напротив, такой порядок можно выразить в сложно разветвленной цепи взаимосвязей по многим признакам.
Зрительные, тактильные, мышечно-суставные и статико-динамические ощущения составляют один ряд этой цепи. Через тактильные ощущения этот ряд соединяется с вибрациоными, а через вибрационные - со слуховыми. которые в свою очередь связываются с мышечными ощущениями (артикуляционными и голосовыми). Особый ряд в системе анализаторных взаимосвязей составляют химические чувства (обоняние, вкус, хеморецепция внутренней среды), которые связываются с другими сенсорными явлениями жизнедеятельности (особенно температурными и болевыми). Тактильные ощущения сопровождают многие другие чувственные деятельности (вкус, обоняние, слух, температурные ощущения и т.д.), что объясняется особой ролью кожи как покрова и барьера тела, а вместе с тем участника основных процессов обмена веществ. Кинестезия является обязательным членом любой ассоциации ощущения, благодаря чему процессы отражения и накопления индивидуального опыта всегда проникают друг в друга.
Классификация ощущений Ч. Шеррингтона - модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:
1. Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
2. Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
3. Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.
При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.
Ощущение – уровневый психический процесс, посредством которого происходит отражение отдельного свойства предмета при его непосредственном воздействии на органы чувств.
Виды ощущений:
à По модальности (Ананьев):
1 – зрительные 6 – тактильные (кожно-осязательные) 11 - органические
2 – слуховые 7 – мышечно-суставные (движения)
3 – обонятельные 8 - болевые
4 – вкусовые 9 – вестибулярные (между 2 и 5)
5 – температурные 10 – статико-динамические (равновесие и ускорение)
à По расположению рецептора и раздражителя (Шерингтон):
1– экстерорецепторы – раздражитель находится вне тела:
¦ Контактные (осязание,вкус)
¦ Дистантные (зрение, слух, обоняние)
2– интерорецепторы – сигналы от внутренних органов (болевые, температурные, хеморецепторы, барарецепторы (давление жидкостей)), создают валовое чувство, которое в норме не осознается.
3 – проприорецепторы – сообщают о движении и положении тела (вибрационные, вестибулярные, мышечно-суставные)
à По генетическому признаку:
1– протопатические – более древние и примитивные, меньше дифференциация и локализация
2 – эпикритические – более тонко дифференцированы, представляют собой более высокий уровень
Первичные эмпирические характеристики:
1. Модальность – «способность» отражать определенные состояния и формы материи, к воздействиям которой (свет, звук, теплота) физиологически приспособлен данный анализатор
2. Интенсивность – количественная характеристика; зависит от силы раздражителя и функционального состояния анализатора.
Диапазон чувствительности определяется разницей между верхним и нижним абсолютными порогами.
Минимальная чувствительность – нижний абсолютный порог (зависит от свойств нервной системы) – минимальная сила раздражителя, который вызывает едва заметное ощущение.
Максимальная чувствительность – верхний абсолютный порог – максимальная сила раздражителя, дальнейшее увеличение вызывает болевые ощущения.
Разностный порог – минимальная величина прироста к силе действия раздражителя, которая вызывает едва заметное изменение (ослабление/усиление) ощущения (зависит от модальности).
3. Пространственная – ощущения позволяют точно локализовать объект в пространстве
4. Временная – определяется длительностью ощущения, зависящей от времени действия раздражителя и от его силы. Каждое ощущение имеет свой определенный латентный период, но существует и межиндивидуальная вариативность.
Эффект последействия – ощущение продолжается после окончания действия раздражителя. Возникает последовательный образ, пока он соответствует по светлоте и цветовому фону – положительный после-образ, когда начинает изменяться (со временем) – становится отрицательным.
5. Пространственно-временная – отражение движения
Значение ощущений:
Источник материала для мышления (при ограничении сенсорных импульсов наступает сенсорная депривация)
Участвуют в регуляции удовлетворения потребностей (удовлетворена потребность Õ снижается чувствительность)
Участвуют в регуляции обменных процессов, обеспечивают гомеостаз
Обеспечивают связь с внешним миром
Вопрос 15. Психологичсское значение дистантных ощущений. Отражение пространства при парной работе дистантных анализаторов.
Ощущение - это функция определенного анализатора, филогенетически сформировавшегося как сложное приспособление мозга к отражению определенного вещества и определенной формы движения материи.
Чувственное познание - это источник всего процесса познания. Состав и структура чувственного отражения образуют сенсорную организацию, зависящую от образа жизни и деятельности (животного организма). В зависимости от этого складывается определенное взаимодействие анализаторов, их соподчинение, относительное соподчинение одних чувствующих систем над друими, а также общее направление каждой из них.
Факторы развития сенсорной организации человека:
1) непосредственное влияние трудовой деятельности людей на повышеше чувствительности (сенсибилизацию) тех анализаторных систем, которые включены в акт труда;
2) прогрессивное развитие орудий труда, технических средств, расширяющих поле чувственного познания, опосредетвующих развитие и соответствующих видов чувсгвительности;
3) обратное влияние логического мышления, имеющее своим источником чувственное познание, на совершенствование способов этого познания.
1) базальные ощущения - тактилъно-кинестетическое (осязание)
2) ведущие - зрение, слух - от них идет максимальная информация
3) сквозные ощущения - кинестетические (движение). Они сопровождают все группы ощущений.
У человека все эти модальности существуют связно. Все они организованы в систему (Сеченов). Система иерархизована и развитае ее происходит в деятельности.
Ананьев Б.Г. Теория ошущений.
Сенсорная организация - естъ отражение среды обитания, образа жизни и способа деятельности. Ядром сенсорной организации являются группы анализаторов, свойственные данной среде обитания.
В процессе воздействия человека на природу изменилась и его сенсорная организация: следствиями труда явился переход к прямохождению, вертикальному положению тела и специализации конечностей. Это привело к сенсорным новообразованиям вестибулярных и кинестетических функций.
Вертикальное положение тела повлияло на строение поля зрения человека, изменило обьем и направление обозреваемой среды.
Преобразование двигательного аппарата и двигательного авализатора также внесло изменения в сенсорную организацию человека. Именно с деятельностью рук связаны изменения всей сенсорной организации человека, т.к. рука - это комплекс рецепторов, образующих активное осязание (тактильная рецепция, кинестезия, терморепепция кожи). С речью качественно преобразовался слух. Речевой слух - новая форма слуховой рецепции.
С изменением пищевого объема и вкусовой сигнализации изменилась и хеморецепция всей кожи человеческого тела, температурная и болевая рецепция.
Дистанционные ощущения в процессе эволюции развились позже контактных: вибро и хеморецепция -> обоняние, слух, зрение (как повышение адапгивных возможностей организма)
ОТРАЖЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА - функция парных анализаторов (напр., при монокулярном зрении изображение носит плоскостной характер)
КОНВЕРГЕНЦИЯ - сведение зрительных осей обоих глаз при приближении предмета (при фиксации глубины пространства)
ДИВЕРГЕНЦИЯ - разведение зрительных осей при удалении предмета.
Классификация ощущений Ч. Шеррингтона — модель дифференциации ощущений на основе анатомического расположения рецепторов. Было выделено три основных класса ощущений:
4. Экстерорецептивные, возникающие при действии на рецепторы, которые расположены на поверхности тела;
5. Проприорецептивные, или кинестезические, возникающие при действии на рецепторы, расположенные в мышцах, сухожилиях и суставных сумках, и свидетельствующие о движении и относительным положении частей тела;
6. Интерорецептивные, или органические, обусловленные обменными процессами во внутренней среде организма.
При этом экстерорецептивные ощущения подразделяются на дистантные (зрительные, слуховые), контактные (осязательные, вкусовые) и обонятельные, занимающие промежуточное положение между этими подклассами экстерорецепции.
Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 6420;