РАЗВИТИЕ СПОСОБНОСТЕЙ КАК ПРИОРИТЕТНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ
Чтобы правильно организовать процесс музыкального воспитания, необходимо определить содержание основополагающих понятий музыкальной педагогики: музыкальность, музыкальные способности, музыкальная одаренность, так как от этого зависит и стратегия педагогических действий в этом направлении.
В современной психологии способности рассматриваются как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием выполнения какой-либо продуктивной деятельности. При этом нельзя до выполнения человеком этой деятельности судить о наличии или отсутствии способности.
2.1.1. Способности — индивидуальные особенности личности
Большинство авторов разделяют способности на общие и специальные.
Общие способности | Система интеллектуальных свойств личности, обеспечивающая легкость и продуктивность в овладении знаниями и в познании действительности. Они носят универсальный характер, т. е. присущи всем и являются основополагающими в обеспечении успешности той или иной деятельности (например, музыкальной) |
Общие и специальные способности дополняют и обогащают друг друга. Причем общие способности могут развиваться в любой деятельности, в том числе и музыкальной. Поэтому можно говорить о том, что чем выше развиты общие способности, тем больше создается внутренних условий для развития специальных способностей, и наоборот (Б.Г.Ананьев, С. Л. Рубинштейн, Б.М.Теплов и др.).
Способности не даются человеку в готовом виде при рождении, а формируются при жизни в деятельности. Они не сводятся к наличию умений или знаний, но объясняют легкость их приобретения. Так, выявившиеся у ребенка музыкальные способности не гарантируют того, что он будет музыкантом. Для этого необходимо специальное обучение, настойчивость педагога и ребенка, наличие музыкального инструмента и т.д., без которых способности могут так и не развиться.
В связи со сказанным следует отметить, что в музыкальном образовании назревает проблема, связанная с развитием личности ребенка в целом, включающая не только музыкальное развитие, но и осуществление с его помощью общего развития, так как от этого зависит то, насколько ярко проявятся музыкальные способности.
2.1.2. Задатки — предпосылки развития способностей
Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденности задатков. Их связывают с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов (слухового и др.), сила и подвижность нервно-психических процессов. Так Б. М. Теплов (психолог, всесторонне раскрывший проблему общих и специальных, в частности, музыкальных способностей) говорит о слабости и подвижности нервных процессов как о природной основе развития музыкальных способностей, предопределяющей характер моторных (двигательных) и эмоциональных реакций человека. Задатками для развития музыкальных способностей выступают также определенные свойства систем организма — особое строение
голосового аппарата, толщина и длина голосовых связок, особенности строения органов слуха, рук и т. д.
В самом широком плане задатками музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и аффективные функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.).
Однако прогнозировать развитие музыкальных способностей только на основе задатков нельзя, так как ключевым моментом в этом является социальный опыт усвоения звуковой информации, практика обучения — овладение человеком соответствующей деятельностью (Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. А.Леонтьев и др.), т. е. развитие музыкальных способностей (как выражение общих способностей) человека определяют задатки (моторная и эмоциональная реактивность) и социальный опыт (музыкальное образование).
Психологи отмечают, что склонности — тяготение ребенка к определенной деятельности — это первый признак зарождающейся способности.
Задатки, по мнению исследователей, многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от требований, предъявляемых деятельностью, обществом, эпохой.
Так, например, по мнению А. А. Мелик-Пашаева, единой основой всех видов художественных способностей является эстетическое отношение к миру, когда человек воспринимает чувственный облик предметов иявлений как выражение их внутреннего состояния, т. е. они «очеловечиваются», наделяются душой, внутренней жизнью, характером — всем, что свойственно человеку.
Именно эти особенности характерны для детей до 9 —10 лет, пока игра и сказка занимают главное место в их жизни. Это объясняется психофизиологическими особенностями этого возраста: эмоционально-образным типом мышления, связанным с преобладающей ролью в деятельности правого полушария.
А. А. Мелик-Пашаев считает, что эстетическое отношение к миру, т. е. острая эмоциональная отзывчивость на все, что познаваемо чувствами, свойственно каждому. Это то качество, которое роднит человека искусства и ребенка,«очеловечивающего» все окружающее, ко всему относящегося как к живому.
Поэтому сегодня художественная деятельность рассматривается как наиболее соответствующая природе детства, т. е. природосо-образная для развития ребенка. Ученые говорят о том, что дети одарены ко всем видам художественного творчества. Это — возрастная одаренность, сензитивность к развитию способностей во
всех видах художественной деятельности, в том числе и музыкальной.
Конечно, не все дети станут художниками или музыкантами, но опыт художественно-творческой деятельности может быть перенесен на другие виды деятельности, пока недоступные им в полной мере. В противном же случае не будут использоваться возможности возрастной сензитивности и художественных видов деятельности, что отрицательно скажется на развитии ребенка в целом.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 572;