ХАРАКТЕРИСТИКА МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
В настоящее время ученые утверждают, что музыкальные способности не сводятся к умению точно воспроизводить мелодию (как считалось ранее), что отсутствие музыкального слуха и памяти — эпго скорее некий дефект, а их наличие — не особая способность, а лишь отсутствие дефекта слуха.
Так, например, китайцы, вьетнамцы и другие народы, языки которых являются тональными (в отличие от русского языка, являющегося тембральным), что предполагает семантическую наполненность интонации (т. е. изменение значения одного слова в зависимости от изменения интонации его произнесения), не затрудняются в воспроизведении мелодии. Но из этого не следует, что все они музыкально одарены.
Таким образом, звуковысотный слух, чувство ритма и музыкальная память являются первичным условием музыкального развития,но не определяют предрасположенность к музыкально-творческой деятельности (схема 2).
Схема 2
В ряду работ, посвященных музыкальным способностям, особое место занимают труды крупнейшего отечественного исследователя данной проблемы Б. М. Теплова, ставшие основой для продолжения разработок в этом направлении и не потерявшие своего значения и в настоящее время. |
Комплекс музыкальных способностей, необходимых для осуществления всех видов музыкальной деятельности, определяется им как «музыкальность».Кроме музыкальности Б. М. Тенлов указывает и на наличие у человека более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (но не только в ней):
■ богатство воображения;
■ эмоциональное погружение в музыкальное переживание;
■ обилие зрительных образов;
■ внимание;
■ волевые и другие особенности человека.
Качественное индивидуально своеобразное сочетание общих и специальных способностей образует более широкое понятие — музыкальная одаренность.К ее показателям относят:
■ блестящие музыкальные слух и память;
■ пластичный, скоординированный двигательный аппарат;
■ необычайную обучаемость;
■ работоспособность в музыкальной деятельности.
Музыкальные способности Б.М.Теплов делит на основные (без которых невозможен ни один вид музыкальной деятельности) и неосновные (необходимые для занятий конкретным видом музыкальной деятельности).
Главным признаком музыкальности, вслед за Б. М. Тепловым, ученые считают способность сопереживать содержанию музыки, эмоционально отзываться на нее, являющуюся проявлением универсального свойства человека — эмоциональной отзывчивости. Чем больше человек слышит в звуках, тем более он музыкален.
При этом отмечается (В.П.Анисимов и др.), что эмоциональная сторона музыкальности не исчерпывается эмоциональным реагированием на музыку, а проявляется в более общих характеристиках личности: тонкости эмоциональных переживаний, творческом воображении, художественном восприятии мира и др. Она также связана с интеллектуальной стороной музыкальности, отражающейся в памяти, слухе, и ее логической стороной — умении анализировать структуру музыкального произведения, его выразительные средства и т. д.
Кроме музыкального переживания, музыкальность, по мнению ученых (Н. А. Ветлугина, Б. М. Теплов и др.), предполагает также тонкое, дифференцированное восприятие, слышание музыки,
т. е. развитый музыкальный слух.Поэтому в структуре музыкальности выделяют две взаимосвязанные стороны — эмоциональную и слуховую. Взятые отдельно одна от другой, они не имеют смысла.
Выделяют несколько видов музыкального слуха. Звуковысотный (различение высоты звуков): его разновидности — мелодический (восприятие одноголосной мелодии) и гармонический (восприятие созвучий, многоголосия); тембровый (различение окраски звуков) и динамический (различение силы звука) слух (схема 3).
Схема 3
Существует также понятие абсолютный слух — способность человека различать звуки, не прибегая к сравнению их со звуком музыкального инструмента. Абсолютный слух является полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому его не включают в структуру музыкальности.
Поскольку основными носителями содержания в музыке являются звуковысотные и ритмические движения, эмоционально воздействующие на слушателя, Б. М. Теплов в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, выделяет те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения.
Это — музыкальный слух, в основе которого лежат две способности:
■ ладовое чувство (восприятие мелодического движения), названное перцептивным, или эмоциональным, компонентом музыкального слуха;
■ способность музыкально-слухового представления, или звуковысотный слух, которую ученый называл репродуктивным, или слуховым, компонентом музыкального слуха.
В детском возрасте характерное проявление ладового чувства — любовь и интерес к слушанию музыки.
Третья способность в структуре музыкальности—музыкально- ритмическое чувство, т.е. способность двигательно переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и воспроизводить в движении временные отношения в музыке.
Чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Эта способность проявляется в двигательной реакции ребенка на музыку, возможности координировать различные движения в соответствии с ее эмоциональной окраской.
К.В.Тарасова отмечает, что чувство ритма — сложная по структуре способность. На основании работ по музыкальной психологии (Е. В. Назайкинский и др.) автор выделяет также следующие его компоненты.
Ритмические единицы в музыке | Длительность отдельных звуков и пауз и более крупные элементы — ритмические рисунки крупного плана: мотивы и др. |
Музыкальный метр | Система соотношений акцентируемых и неакцентируемых долей (метр обозначается в нотной записи в виде размера в начале нотоносца и тактовых черт) |
Темп | Скорость музыкального исполнения, которая определяется частотой чередования основных метрических долей |
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 578;