Музыкальные сенсорные способности как основа музыкально-эстетического развития дошкольников
Основными носителями содержания в музыке являются звуко-высотные и ритмические движения. Их сенсорная основа заключается в узнавании, сопоставлении движущихся звуков (различных по высоте, динамике, длительности, тембру) и их воспроизведении.
По мнению психологов (Л. А. Венгер, А. В. Запорожец и др.), сенсорные способности (ощущение, восприятие предметов и их свойств) — это перцептивные ориентировочные действия, опосредствованные сенсорным эталонами. При восприятии формы такими эталонами являются геометрические фигуры, при восприятии цвета — решетка цветов спектра и т. д.
Свои виды эталоны имеют в слуховом восприятии — это фонемы родного языка, звуковысотные отношения.
Различение свойств звуков составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей, на основе которыхформируются более сложные образования. Так, длительность лежит в основе музыкального ритма. Высота, тембр и динамика — основа звуковысотного, тембрового и динамического слуха.
Таким образом, под сенсорными музыкальными способностями понимаются качества, которые развивают слуховое восприятие, лежащее в основе познания музыки (В. П. Анисимов, О. П. Радынова и др.).
Это выражают следующие характеристики:
■ различение свойств музыкальных звуков;
■ различение их выразительных соотношений;
■ качество обследования музыкальных явлений, предполагающее узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту;
■ выделение из комплекса других звуков;
■ различение их выразительного звучания;
■ воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте;
■ комбинирование звуковых сочетаний;
■ сопоставление с принятыми эталонами.
В соответствии с этим музыкально-сенсорное воспитание предполагает (Н. А. Ветлутина, О. П. Радынова и др.):
■ формирование слухового внимания детей;
■ концентрацию внимания на разнообразных звуковых сочетаниях;
■ умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов.
Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется, по мнению ученых, при специальной организации процесса воспитания и обучения — в восприятии, пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В то же время ни один вид музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. В музыкальной деятельности, как и во всех видах детской деятельности, все начинается с познания предмета через чувственное начало, т. е. без участия анализаторов, в частности слуховых, ребенок не сможет развиваться и получать знания о звуковом составе слышимого. Поэтому в музыкальной деятельности, как и в
любой другой, чувственный, т. е. сенсорный, опыт является основой всех ее видов.
Сенсорный музыкальный опыт — это наличие развитых слуховых ощущений, представлений, как действенно-наглядной ориентировки в звуковысотных, ритмических, тембровых и динамических соотношениях, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, обеспечивающий качество эмоционального и сознательного переживания музыки, а посредством этого и эмоциональное, сознательное отношение к явлениям окружающей жизни.
Схема 6
Схема 5 |
Обобщая, отметим, что ученые указывают на важность и значимость музыкально-сенсорного развития, в процессе которого происходит:
■ целостное развитие органов чувств ребенка;
■ формирование сенсорных процессов, лежащих в основе всестороннего развития ребенка;
■ побуждение к эмоциональным эстетическим переживаниям, что ведет к преобразованию по законам красоты окружающего мира, к активному мышлению, т.е. развитию личности ребенка.
Это связано с тем, что все перечисленные свойства звука присущи не только музыкальным звукам, но и звукам речи, шумам, голосам птиц и т. д. Поэтому благодаря сформированности звуковых ощущений, тонкости различения звуков ребенок понимает не только музыку, но и звучащий мир вокруг (Ю. Б. Алиев, О. П. Радынова и др.). Если же развития
сенсорных способностей к восприятию звуков не происходит, у детей оказываются слабо развиты слуховое внимание и слуховая память. Кроме того, они немузыкальны, у них нет желания и умения слушать музыку, получать от этого удовольствие, они не понимают, что с помощью музыки, с помощью звуков можно выразить свои собственные чувства.
Дата добавления: 2020-10-01; просмотров: 1042;