Мавританский стиль ландшафтного дизайна
Історія ланшафтного мистецтва.
Египет.
В истории общества создание историко-культурных ландшафтов, и в частности появление садово-паркового искусства, отмечалось еще в Древнем Египте около 4 тысяч лет до нашей эры.
Особого размаха садово-парковое искусство достигло в период расцвета древней столицы Египта - Фив. В Фивах строили роскошные виллы, окруженные садами. Многочисленные растения специально привозили из других стран, в частности из Пунта (территория современного Сомали).
За три тысячелетия существования египетского государства вместе с развитием градостроительства, архитектуры и растениеводства формировалось и садовое искусство. Сады создавались при храмах, дворцах и жилых домах состоятельной части населения. Вместе со священными рощами и озелененными улицами они составляли зеленое оформление городов, которые имели прямолинейную сетку плана. Улицы, ориентированные на дворцы и храмы, играли роль парадных дорог для процессий и имели значительную ширину (до 40 м), рассчитанную на движение большого числа людей. По обеим сторонам располагались ряды пальм. При подходе к храму дороги часто украшали фигурами сфинксов, иногда в сочетании с пальмами. Использование такого приема давало ритмическое чередование стволов, затененных участков дороги, скульптурных изображений.
На территории храмового комплекса эта дорога становилась продольной композиционной осью, являющейся одновременно и осью симметрии архитектурной композиции. На нее как бы нанизывались пространства и объемы, которые по мере продвижения последовательно изменялись в размерах в сторону увеличения или уменьшения. В самом комплексе постоянная смена впечатлений достигалась за счет ритмического чередования открытых, освещенных солнцем внутренних дворцов с темными пространствами интерьеров храма, его колонных залов и последовательного изменения их размеров при движении.
Геометрическая сетка планов городов, осевое построение храмовых комплексов, канонизированное использование принципа симметрии определили характер египетского сада, который сформировался как регулярный с четко выраженной главной осью. В качестве примера приводится план строения египетского сада площадью 1 га. Сад имеет квадратную форму, обнесен стеной. Вход отмечен пилонами и является началом оси, замыкающейся домом, расположенным в глубине сада. Композиционная ось - крытая аллея, или так называемая пергола, увитая виноградом и образующая тенистый свод. Симметрично осевой дороге размещены четыре прямоугольных бассейна и две беседки. По периметру - рядовые посадки. Рассмотренный сад-образец регулярного стилевого направления. Его специфической чертой является наличие ограждающей и внутренних стен, окружающих отдельные участки: входную площадку, перголу, водоемы, посадки. Сад давал тень и прохладу, обеспечивал плодами и цветами, здесь же находились священные растения - лотос, папирус и др. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались интродуценты - инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.
Композиционным центром ансамбля всегда являлось главное здание, расположенное среди большого количества водоемов, часто внушительных размеров (60x120 м). В прудах росли водные растения, плавали рыбы и птицы. По сохранившимся документам, подтверждается, что все элементы сада — пруды, аллеи, виноградники, цветочные клумбы, открытые павильоны — были стилистически взаимосвязаны, что позволяет предполагать, что сады создавались по заранее разработанному плану.
В Древнем Египте сады в ландшафтном дизайне формировались по следующим принципам:
1. Регулярный план. Он включает использование симметрии, т.е. осевое построение композиции.
2. Формируются замкнутые композиции.
3. Водоемы – главная часть сада.
4. Ритм используется как композиционный прием.
5. Аллейные и рядовые посадки.
6. В ассортименте растений используются экзоты.
Древнеегипетский сад характеризовался органичным слиянием религиозных, утилитарных и эстетических функции.
Месопотамия.
При общей регулярности, обусловленной оросительной системой, сады Месопотамии не были поделены на симметричные четырехугольники, посадки были расположены более свободно. Сады в Ниневии с богатым ассортиментом деревьев и кустарников можно считать прототипами современных ботанических садов. Самый знаменитый ансамбль — висячие сады Семирамиды, расположенные на озелененных ступенчатых террасах из сырцового кирпича, — был создан в правление Навуходоносора (VI в. до н.э.). К сожалению, от этого грандиозного устройства не осталось никаких следов, тем не менее такой прием проектирования встречается на протяжении всей истории садово-паркового искусства в самых разных странах и в несколько измененных формах дошел до наших дней в виде садов на крышах.
История ландшафтного дизайна берет свои истоки с периода расцвета государств Ассирии и Вавилонии (Государства Двуречья). Этот период именуется как Ассиро-Вавилонская культура (8-7 в.в. до н.э.) Основным строительным материалом был сырцовый кирпич. Это был непрочный материал, поэтому он явился причиной быстрого исчезновения памятников архитектуры. Города Двуречья имели округлую, а позднее прямоугольную форму, их окружало кольцо крепостных стен, иногда двойное или тройное. В развитии композиции в архитектуре применялось поперечное развертывание пространства. Для этого периода характерно строительство на террасах. Это искусственные насыпные платформы, которые возвышаются над поверхностью улиц. Этот принцип применялся при строительстве храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. Они представляли собой ряд убывающих, поставленных одна на другую квадратных или прямоугольных платформ. Верхняя платформа завершалась как правило храмом. На выступающих частях нижних платформ по периметру высаживали растения в специально устроенные ямы, которые наполнялись растительной землей.
Особой известностью пользовались «висячие сады» Семирамиды. Они были созданы во дворе Южного дворца (605-562 гг. до н.э.) Навуходоносора II. Сады представляли собой ряд возвышающихся террас. Сад примыкал к северо-восточному углу городских стен. Его южная часть выходила к дворцовым покоям. Устраивался он в виде четырех ступенчатых террас, которые сужались кверху. На нижних террасах сажали деревья, а на верхних – кустарники и цветы. Идея создания террасированных садов, или «висячих садов», оказалась достаточно плодотворной. Далее она нашла свое развитие в садах Персии, Италии, России («верховые» сады Московского Кремля в конце 17 в.).
Также в Ассиро-Вавилонской культуре существовал обширный парк, созданный ассирийским царем Саргоном II в 8 веке до н.э. у города Хорсбада. В нем были высажены деревья, привезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, самшит, некоторые плодовые. Существовали и обширные парки, предназначенные для охоты и прогулок верхом. Эти парки являются прообразами лесопарков.
Персия и Индия.
Эти государства отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый «чор-бак» — четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.
Древняя Греция.
В древних государствах европейского Средиземноморья наблюдаются различные тенденции в композиционном использовании рельефа как ландшафтной составляющей. Они связаны с общими различиями в художественной культуре. В частности, греческому подходу в архитектуре и искусстве свойственно стремление к гармонии с природой, к максимально возможной слитности с окружающими ландшафтами. Акрополи и театры эллинистических городов Пелопоннеса и Малой Азии (Афинский акрополь, амфитеатры Эфеса, Приены и др.), составлявшие центры городских композиций, часто выглядят как скульптурное завершение тех скал, на которых они расположены. Например, особенно выразительно были использованы особенности рельефа в Приене, где склон горы естественным образом формирует террасу для площадей и общественных зданий.
Такая планировка связана не только с особенностями культурных традиций. Известно, что изначально поселения как материковой части Древней Греции, так и островов в основном располагались непосредственно на морском побережье. Но в периоды военных набегов разорению подвергались именно они как наиболее легкая добыча. Поэтому города стали строиться на некотором удалении от побережья в гористой местности, что, естественно, предполагало обязательное использование рельефа в городской планировке. Эта тенденция прослеживается в основном на островах Эгейского и Средиземного морей в более поздний период (с VI—VII вв. н.э.) в связи с частыми арабскими набегами.
Благодаря завоевательным походам Александра Македонского, общество античной Греции оказалось под влиянием культуры и традиций Египта, Индии и Персии. Садово-парковое искусство не являлось исключением. Греки привнесли в проектирование культурных ландшафтов и новую тенденцию — более свободное композиционное решение. Поскольку греческому искусству изначально было свойственно стремление к гармонии с природой, сады и парки уподоблялись живому организму, находящемуся в тесной связи с природным окружением и человеком. В данном контексте следует отметить основные принципы градостроительства Аристотеля (IV в. до н.э.), считавшего, что проектирование и населенного пункта, и парка должно рассматриваться не только как комплекс технических вопросов, но и с точки зрения художественности: «Город должен строиться так, чтобы обеспечить людям безопасность и в то же время сделать их счастливыми».
В древнегреческий ландшафтный дизайн было включено азиатское садовое искусство.
Древняя Греция характеризовалась такими типами озеленения, как герроны (священные рощи), философские сады и частновладельческие сады. Герроны носили чисто мемориальный характер: скульптуры, архитектурные сооружения, лесные массивы с источниками. Священные рощи носили мемориальный характер, со временем они превратились в спортивные парки. Для ученых бесед создавали философские сады. Городские площади озеленяли рядовыми посадками вдоль дорог. Частновладельческие сады носили утилитарный характер, цветочные растения – их основное озеленение.
Сады в ландшафтном дизайне Древней Греции были строго пропорциональны. Для их создания использовались принципы равновесия, ритма и симметрии. В древнегреческих садах, в отличие от Египта, использовали террасирование. На террасах высаживали большие деревья, цветы, устраивали фонтаны. Здесь усматривается более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, витые лестницы, много украшений.
Древний Рим.
В Древнем Риме, наоборот, провозглашали идею противопоставления геометрических и прямолинейных форм искусственного ландшафта свободной живописности окружающей природы. Страсть жителей Юга к цветам определяет то, что почти в каждом городском дворике всегда можно найти фонтан и кусты цветов подле него.
Раскопки Помпеи позволяют судить о зеленых внутренних двориках - «виридариях», окруженных колоннами и украшенных фонтаном или небольшим бассейном и клумбами цветов. Чтобы не чувствовалось, что пространство садика ограничено со всех сторон, стены дворика покрывались фресками, изображающими перспективы фантастических садов. Использовались трельяжи и боскеты.
В самом древнем Риме сады пользовались большим почетом и были расположены как в центре города, так и на окраинах. Составными элементами этих садов являлись партеры, прорезанные аллеями, пересекающимися под прямым углом, бассейны с фонтанами. Между деревьями находились мраморные статуи, а зеленые кусты были часто подстрижены самым фантастическим образом. По всей вероятности зелень подстригали так, чтобы линии ее согласовывались с линиями постройки и прилегающих коллонад и портиков. Сады были украшены обилием редких цветов, привезенных из далекой Индии.
Римская традиция предпочитала регулярную планировку не только улиц и площадей, но и загородных вилл, окруженных обширными садами. Виллы, как правило, строились в гористой местности, поэтому имели ступенчатое композиционное решение.
Сад при римских виллах обычно был разделен на три части: декоративный сад, плодовый сад и огород. Декоративный сад в свою очередь состоял также из трех частей: для пеших прогулок, прогулок верхом и парковой территории. Прогулочная часть располагалась на первой террасе непосредственно перед домом. Аллеи соединялись под прямым углом, разделяя сад на геометрически правильные участки, насыщенные скульптурой, фонтанами, прохладными декоративными бассейнами, причудливо подстриженными деревьями и кустарниками, газонами и цветниками. Сад для верховой езды или прогулок на носилках представлял собой тенистые рощи, разделенные широкими аллеями. С различных видовых точек открывались окружающие пейзажи. Парковая часть сада включала в себя помимо лесистой зоны для прогулок рыбные пруды и колоссальные многоэтажные птичники. При этом такие парки часто имели весьма внушительные размеры: до 120 — 150 га. Плодовый сад, виноградник и огород располагались отдельно от виллы и также имели регулярную планировку. Из завоеванных стран вывозилось множество плодовых и декоративных растений, что способствовало расширению и обогащению садово-парковой флоры. В частности, из плодовых деревьев выращивались вишня, абрикос, персик, миндаль, айва, слива, инжир, грецкий орех, гранат и др.; из декоративных растений тис, олеандр, жасмин, розы, нарциссы, гиацинты, тюльпаны, левкои и т.д. Многообразие выращиваемых овощей трудно вообразить.
Здесь формируются такие сады, как священные рощи, общественные сады, сады при виллах, сады-ипподромы, сады-перестили. В объеме жилого дома находились внутренние дворы, окруженные колоннадой. Они оформлялись цветами, кустарниками, скульптурой, снабжались водой. Большинство садов устраивались на террасированных склонах, их украшали цветами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями и фонтанами. Именно в ландшафтном дизайне Древнего Рима появились перголы, аллеи, топиарное искусство (фигурная стрижка).
Великое переселение народов разрушило эти сады так же, как и остальные сооружения древнего Рима. Акведуки были попорчены, фонтаны иссякли. Сохранились лишь неполные описания былого великолепия, память о подстрижке «Opus Topiarium» и некоторые другие труды.
Арабская Испания
Характер испано-мавританского сада – это простота планировки и индивидуальность решения. Основной мотив сада – вода. В регулярной планировке обязательно присутствует внутренний дворик (патио). Устраиваются видовые точки, оформляются аркады. Растения экзотические, которые соответствуют климатическим условиям (мандарины, кипарисы, апельсины, олеандр). Они высаживались свободно, стрижка в основном не применялась. Газон не использовался из-за жаркого климата, территория оформлялась декоративным мощением – это один из важных элементов сада в Арабской Испании.
Мавританский стиль ландшафтного дизайна
2. Стиль в ландшафтном дизайне - это определенная трактовка основных правил и приемов планировки, оборудования, колористики сада. В понятие стиля входит планировочное решение сада, использование определенных растительных форм и их сочетаний, тип декоративного мощения и даже форма садового оборудования.
Выбор стиля сада зависит от ландшафтных особенностей участка (его конфигурации, окружения, размеров) и определяется архитектурным стилем, в котором построены основные сооружения. У каждого стиля есть своя история возникновения и формирования. Рассмотрение стилей ландшафтной архитектуры можно начать с мавританского стиля, так как он является одним из самых древних и несёт глубокий смысл.
Существует большое разнообразие садов Востока, которые можно разделить на две большие группы. Одна часть принадлежит ареалу мусульманства, а ко второй относятся мировоззрение Дальнего Востока. Иногда сады могут передать большую информацию о миропонимании и культуре данного народа, потому что сад можно прочитать как книгу, понять образ мышления, почувствовать эмоции, ценности, настроения и душу…
Сады ислама - это творения из сказки «Тысяча и одна ночь», имеющее чарующее благоухание цветов, тихое журчание воды, текущее по мраморным ложам, экзотические деревья и бродящих в садах павлинов. Эти сады расположены преимущественно в субтропической зоне, поэтому можно объяснить пышные убранства садов и присутствие экзотических птиц и животных. Особое место отнесено культуре отношения к воде. Сады ислама формировались в странах, где к воде имело место бережное отношение, так как от правильного орошения зависел урожай, а следовательно жизнь. Традиционный ландшафтный дизайн мусульманских садов можно узнать по особенным приемам, например чёткая геометричность планов, основу которых составляют «чор-бак» - четыре сада. Таким образом, получается, что план разбит на один или несколько квадратов, причем большой делится на 4 части, а они в свою очередь также могут быть разделены на более мелкие. В центрах квадратов располагаются небольшие фонтаны, а сами квадраты разделены дорожками из камня или растительности. Сама форма мусульманского сада является отражением легенды о первозданном райском саде, откуда в четырех направлениях вытекают четыре реки. И земной сад, символизирующий уголок рая, точно так же делится на четыре части. Полная идея «райского сада» чор-бака была воплощена в репрезентативных гробницах. Такими были сади сады Мавзолея Хумаюна (XVI в.) и известной гробницы Тадж-Махала в Индии (XVII в.). Планирование их предельно просто: квадрат плана делится проходящими по его осям каналами на 4 меньших квадрата, такое деление продолжается и дальше. В Тадж-Махале, при общем размере сада 300х300 м. наименьший квадрат составляет 35 м. Квадрат и куб относятся к числу священных символов ислама. Ведь именно такую форму имеет Кааба - древнейшая мусульманская святыня, расположенная в Мекке. |
В Южной Испании, которая несколько веков находилась под властью арабов, на основе мусульманских канонов сформировался новый тип ландшафтного дизайна сада. Например, дворец-замок Альгамбра (от арабского «аль-хамра» - красная) был построен для правителей Гранадского эмирата. Когда-то сады Альгамбры произвели ошеломляющее впечатление на европейцев, и подобные ощущения может испытать каждый, кто войдет под сень современных композиций мавританского стиля, в которых скрупулезно и умело воссоздана атмосфера Древнего Востока. Одной из своих вершин мавританское искусство достигло в прославленном архитектурном комплексе "Альгамбра", с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве. Дворцовый ансамбль Альгамбры складывался в разное время и, конечно, не имел первоначального общего плана, а вместе с тем он отличается удивительным архитектурным единством. Именно здесь мавританская культура пережила свой расцвет, свой короткий "золотой век". Позднее этот стиль стал зданий и садов называться мавританским. Относительно небольшие по площади внутренние дворики представляли собой своего рода комнаты на открытом воздухе. Их обрамлением служили галереи, увитые виноградом, розами и другими вьющимися растениями. Главным украшением мавританских садов, как и повсюду в мусульманском мире, служила вода. Фонтаны, бассейны, небольшие водоемы, падающие струйки и потоки оживляли пространство сада. Деревья и кустарники не подвергались стрижке и высаживались свободно. А множество цветов и пряных трав довершали картину.
Персидские сады
Персидский сад относится к традиции и стилю проектирования сада, который произошел в Персии, и который повлиял на дизайн садов во всем мире. Дал начало также арабской традиции садоводчества.
Со времени династии Ахаеменид распространялась идея относительно земного рая в литературе и языках других культур. Слово « Avestan pairida к za » на староперсидском «paridaida»-«медиана», «paridaiza» – «окруженный стеной» то есть, «окруженный стеной сад», транслитерировался в греческий « paradeisoi », а затем перешел в латинский « paradises », и оттуда пришел в европейские языки, например, французский « paradis », немецкий « paradies » и английский “ paradise ”, означающий «рай». Слово вошло также и в Семитские языки: аккадский « pardesu », еврейский « pardes » и арабский « firdaws ».
Традиционно, такие сады были закрытыми. Целью сада являлось и обеспечение места для расслабления разнообразными духовными способами, и места для отдыха (например, встреч с друзьями), и по существу являлся раем на земле. Персидское слово для "замкнутого пространства" было « pairi - daeza », термин, который был принят христианской мифологией, чтобы описать Райский сад или Рай на земле.
Манера, в которой построен сад, может быть формальной (с акцентом на структуре) или случайной (с акцентом по природе), следующей нескольким простым правилам, которые управляют проектом. Это, как говорят, позволяет максимизировать в терминах функциональности и эмоциональности, того, что может быть сделано в саду.
Происхождение персидских садов может датироваться до 4000 года до нашей эры. Украшенная глиняная посуда того времени показывает типичный план персидского сада. Схема Великого сада Кираса, построенного приблизительно в 500 году до нашей эры, является все еще видимой сегодня.
В течение господства Сассанидов (третье-седьмое столетие нашей эры), и под влиянием Зороастризма присутствие воды в искусстве становилось все более и более важным. Эта тенденция проявилась в проекте садов с большим акцентом, помещенным на фонтаны и водоемы в садах.
В течение арабской оккупации эстетический аспект сада увеличился по важности, определяя полезность сада. В это время эстетические правила, по которым проектируют садом , выросли в важности. Пример этого – « chahar bagh » - форма сада, которая пытается подражать Раю, имея четыре реки и четыре сектора, представляющие мир. Проект иногда вовлекает одну ось, являющуюся более длинной, чем другая, и создание водных каналов, пробегающих по каждому из этих четырех садов, чтобы соединиться в центральном бассейне.
Вторжение в Персию Монголов в тринадцатом столетии поставило новый акцент на яркой декоративной структуре в пределах сада, примеры которой включают композиции пионов и хризантем. Империя Монголов тогда продолжила персидскую традицию сада в других частях своей империи (особенно в Индии).
Бабур ввел персидский сад в Индии. Теперь полуразрушенный сад Баж Арама в Агре был первым из многих персидских садов, которые он создал. Персидское понятие идеального, подобного раю сада совершенно воплощено в Тадж Махале.
Династия Сафавид (семнадцатое- восемнадцатое столетие) построила и развила великие эпические проекты, которые выходили за пределы того, чтобы быть простым расширением к дворцу и стали его составной эстетической и функциональной частью. В следующих столетиях европейский дизайн сада начал влиять на Персию, особенно проект Франции и во вторую очередь России и Великобритании. Западные влияния приводили к изменениям в использовании воды и разновидностей, используемых в травяном покрытии.
Традиционные формы и стиль все еще используются среди населения Ирана. Они также могут быть найденными в исторических участках, музеях и прикреплены к богатым зданиям.
Элементы персидского сада
Солнечный свет и его эффекты были важным фактором структурного проекта в персидских садах. Структуры и формы были определенно выбраны архитекторами, чтобы использовать свет.
Из-за широтного положения Ирана, тень была также очень важна в саду, без которой область не могла быть пригодной к употреблению. Деревья и решетки в значительной степени служили биотической тенью. Павильоны и стены также структурно выделялись в блокировании солнца.
Элементы персидского сада, такие как тень, йуб и стиль внутреннего двора хайат могут быть замечены в общественном саду в Ширазе. Также связанная с высокой температурой - важность воды в персидских садах. Форма подземного туннеля, под слоем грунтовых вод, названного « Qanat », используется, чтобы оросить сад и его окрестности. Подобные структуры тогда соединяются с « Qanat », позволяя водочерпание.
Альтернативно, абиссинский колодец хорошо использовался бы для вытягивания воды на поверхность. Такие колесные системы могли также использоваться для перемещения воды вокруг поверхностных водных систем, типа тех, которые существуют в стиле « chahar bagh ». Деревья часто устанавливались в канаве, названной йуб , которая предотвращала водное испарение и позволяла воде быстро получать доступ к корням дерева.
Персидский стиль часто пытается объединить то, что находится "в закрытом помещении" с тем, что находится "на открытом воздухе". Это часто достигается через связь ближайшего сада с внутренним двором. Проектировщики часто помещали архитектурные элементы, типа сводчатых арок между внешними и внутренними областями, чтобы открыть то, что находится между ними.
Описания
Самые старые представительные описания и иллюстрации иранских садов приходили от путешественников, которые достигли Ирана от стран с запада. Эти записи включают Ибн Баттута в четырнадцатом столетии, Руи Гонсаалеса де Клавийо в пятнадцатом столетии и Энгельберта Кемпфера в семнадцатом столетии. Баттута и Клавийо делают только мимолетные ссылки на сады и не описывают их дизайн.
Емпфер сделал приблизительные рисунки и преобразовал их в детальные гравюры после своего возвращения в Европу. Они показывают сады типа « chahar bagh » со следующими особенностями: внутренняя замкнутая стена, прямоугольные бассейны, внутренняя сеть каналов, садовых павильонов и пышной растительности. Примеры этого типа сада находятся в Йезде (Довлатобад) и в Кашане (Бадж-е Фин). Местоположение садов Кемпфера, нарисованных в Исфахане (город) может быть идентифицировано.
Дата добавления: 2020-08-31; просмотров: 764;