В) Первые международные соглашения Советской России.


В 1918 г. наркомом иностранных дел стал Г.В.Чичерин, который, в отличие от своего предшественника Л.Д.Троцкого, не рассматривал Советскую Россию как плацдарм мировой революции.

В 1920 г. советским дипломатам удалось прорвать международную изоляцию РСФСР. В феврале был подписан мирный договор с Эстонией (в соответствии с ним за Эстонией оставался район г.Печоры), летом - договоры с Литвой и Латвией, в октябре – с Финляндией.

В 1921 г. РСФСР заключила первые соглашения со странами Востока. Им придавалось очень большое значение, т. к. большевики надеялись, что национально-освободительное движение на Востоке поможет разжечь пламя грядущей мировой революции. В феврале 1921 г. был заключен советско-иранский договор о дружбе. При этом советская Россия отказалась от всех неравноправных соглашений, заключенных с Ираном царским правительством, и англо-российского соглашения о разделе сфер влияния в Иране.

В том же месяце 1921 г. был заключен договор с Афганистаном, переговоры о котором велись еще с 1919 г. (Эта страна была признана советским правительством сразу же после провозглашения ее независимости в 1919 г.) Москва рассматривала Афганистан как важный плацдарм для поддержки национально-освободительного движения в Индии.

В марте 1921 г. был подписан советско-турецкий договор с правительством Мустафы Кемаля (Ататюрка), пришедшим к власти в результате восстания и свержения султана в 1920 г. Советское правительство отказалось от прежних неравноправных отношений с этой страной, аннулировало турецкие долги России и обязалось не признавать Севрский договор, согласно которому Турция утрачивала свыше двух третей своей территории, теряла флот и попадала в финансовую зависимость от западных держав.

В 1921 г. советские войска, преследуя белогвардейские части барона Унгерна, вступили в Монголию. Здесь при поддержке Красной Армии было создано Народное правительство во главе с Сухэ-Батором, а в 1924 г. провозглашена Монгольская Народная Республика, вставшая на некапиталистический путь развития.

Советское руководство не отказывалось от попыток стимулирования мировой революции. Инструментом такой политики стал III (Коммунистический) Интернационал – международный союз коммунистических партий, созданный по инициативе Ленина. Учредительный конгресс Коминтерна состоялся в марте 1919 г. Центральные органы и аппарат Коминтерна находились в Москве, а представляющие его коммунисты действовали во многих странах. В 1923 г. они попытались организовать вооруженные восстания рабочих в Германии, Болгарии, Польше, Эстонии. Провал этих попыток означал крах надежд на мировую революцию в обозримом будущем.

 

Положение церкви.

Большевики были проводниками атеистических воззрений и имели собственное видение роли и места Церкви в новом обществе. Они разделяли тезис Маркса о том, что “религия – это опиум народа” и стремились освободить народ от “религиозного дурмана”. Юридической основой для этого стал известный Декрет ВЦИК от 20 января 1918 г. “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”. По нему Православная Церковь уравнивалась в правах со всеми остальными религиозными объединениями, существовавшими в стране. Из государственной организации она превращалась в частное общество, образованное на добровольных началах. Школа становилась чисто светской.

Между тем, во второй пол. 1917–1918 гг. продолжал свою работу Поместный собор, на котором в ноябре 1917 г. после двухсотлетнего перерыва было восстановлено патриаршество. Участники Собора пытались восстановить каноническую систему управления. Создается впечатление, что высшее церковное руководство не осознавало тех изменений, которые происходили в стране. В то время, как Собор принимал Приходской устав, “Определение об епархиальном управлении”, решал вопрос о правовом положении Церкви в государстве, советское правительство приняло Декрет “Об отделении церкви от государства и школы от церкви”, перечеркивая усилия участников Собора.

В годы гражданской войны высшее церковное руководство попыталось занять позицию “над схваткой”, осуждая братоубийственную бойню. Патриарх Тихон запретил допускать к совершению церковных таинств (прежде всего, исповеди и причастия) участников боевых действий, независимо от того, к какой воюющей стороне они принадлежали.

Однако далеко не все клирики в годы гражданской войны стояли на позиции нейтралитета. Многие священнослужители оказались в белогвардейских частях, а позднее – в эмиграции, где они подготовили карловацкий раскол.

 

Культура.

Советская власть победила в стране с относительно низким уровнем грамотности и культуры населения. В 1919 г. Ленин подписал декрет о ликвидации неграмотности. Обучение было объявлено обязательным для всего неграмотного взрослого населения. Были изданы новые буквари и пособия, проникнутые революционными идеями, созданы особые школы ликбеза (ликвидации безграмотности). Грамотные граждане привлекались к работе по обучению неграмотных в порядке трудовой повинности. За годы гражданской войны было обучено грамоте 7 млн. человек. В 1920 г. из каждой тысячи жителей России грамотными были 319 человек (в конце ХIХ века – 223).

Изменилась организация школы. Все ранее существовавшие типы учебных заведений заменила единая трудовая школа, состоящая из двух ступеней. Образование стало бесплатным, мальчики и девочки учились совместно. Работой школы руководили ученические комитеты (учкомы), находившиеся под влиянием комсомола. Задачей школы объявлялось воспитание поколения, способного окончательно установить коммунизм.

Советское руководство взяло под особый контроль высшее образование. С целью формирования трудовой интеллигенции было увеличено число вузов. В 1920 г. в России насчитывалось 244 вуза, в том числе 16 университетов (против 91 вуза и 8 университетов в 1913 г.). Число студентов возросло с 125 до 206 тысяч. Однако качественный состав студенчества ухудшился, так как прием в вузы осуществлялся теперь на основе социального происхождения. Обучение в вузах совсем неподготовленных людей оказалось невозможным, поэтому в 1919 г были созданы рабочие факультеты (рабфаки), слушатели которых за три года овладевали курсом четырех-шести старших классов школы. Для подготовки работников партаппарата и пропагандистов были созданы так называемые комвузы и совпартшколы.

Большевики уделяли большое внимание развитию технических и общественных наук. В 1918 г. был создан научно-технический отдел ВСНХ. В нем работали видные ученые: химики А.Н.Бах, Н.Д.Зелинский, геолог И.М.Губкин. В Петрограде был создан Рентгенологический и радиологический институт во главе с академиком А.Ф.Иоффе. Позднее из него выделился Физико-технический институт, сыгравший огромную роль в развитии отечественной физики.

Октябрьская революция повлекла за собой радикальные перемены в искусстве. Страна пережила невиданный культурный подъем, вызванный ломкой старого мира. Модернистские течения символизма и акмеизма с характерным для них декадентским мироощущением постепенно изживали себя. В первые послереволюционные годы на первый план в отечественном искусстве выдвинулись деятели художественного авангарда, представлявшие “левые” течения искусства. Они участвовали в оформлении массовых празднеств (мистерий) победившей революции в Петрограде, Москве, провинции; подключились к осуществлению плана монументальной пропаганды, по которому предполагалось установить 66 памятников предтечам Октябрьской революции.

Художественная деятельность авангардистов приобрела характер мифотворчества. Главным мифом, который своими средствами творил авангард, был миф о рождении нового мира. Как полагали многие представители русского авангарда, им выпала уникальная возможность распространить свое влияние на всю Россию, сделав ее ареной не только социальных, но и художественных миростроительных экспериментов.

Различные направления авангардизма в живописи разрабатывали К.С. Малевич, П.Н. Филонов, П.П. Кончаловский, К.С. Петров-Водкин, В.Е. Татлин и др. При этом мыслящие и творящие в духе авангарда художники, скульпторы, архитекторы, поэты и писатели были склонны к отказу от классического наследия, призывали сбросить Пушкина и Рафаэля с “парохода современности”. Сторонники такого радикализма, литераторы и критики, создали в 1918 г. общество пролетарской культуры (Пролеткульт). Пролеткульт пытался сосредоточить в своих руках руководство культурой, подчинить себе Наркомат просвещения.

Государство в первые послереволюционные годы почти не вмешивалось в литературно-художественные вопросы, в эстетические дискуссии. Нарком просвещения А.В.Луначарский говорил: “Во всем, что касается форм искусства, правительство придерживается полного нейтралитета”.

Представители авангарда пытались монополизировать советское искусство, но им это не удавалось. В культуре продолжали существовать течения традиционного плана. Эстетики реализма придерживались И.Э. Грабарь, К.А. Коровин, С.В. Малютин и др.

В 1920 г. в Москве возник Союз художников и поэтов “Искусство-жизнь”, который выпустил два номера журнала “Маковец” (по названию холма, на котором Сергий Радонежский основал Свято-Троицкий монастырь). Вокруг журнала вскоре возникло одноименное объединение, куда входили С.В.Герасимов, В.Н.Чекрыгин, Н.А.Чернышов и др. Представители “Маковца” обратились к языку русской иконы и фрески.

Первые годы Советской власти характеризовались стремительным ростом числа театров. Новые театры стояли, как правило, на левых позициях, отрицая старое театральное искусство. Среди идеологов “театрального Октября” самое видное место занимал В.Э.Мейерхольд. Первые советские пьесы (напр., “Мистерия-буфф” В.В.Маяковского) были плакатными, агитационными, но именно такое искусство было востребовано гражданской войной.

С особым вниманием Советская власть относилась к кинематографии, обладавшей колоссальными пропагандистскими возможностями. Не случайно Ленин назвал кино “важнейшим из искусств”. Первые советские художественные фильмы стали выпускаться еще в годы гражданской войны. В 1920 г. вышел в прокат “Броненосец Потемкин” С.М.Эйзенштейна, завоевавший мировую славу.

Судьба многих выдающихся русских писателей, художников, композиторов в эти годы складывалась весьма драматично. Оказались в эмиграции С.В.Рахманинов, Ф.И.Шаляпин, А.И.Куприн, И.А.Бунин, Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.В.Кандинский и многие др. А.А.Блок, радостно принявший Октябрьскую революцию и выразивший это восприятие в поэме “Двенадцать”, умер в 1921 г. в состоянии крайней нужды. В том же году по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре был расстрелян Н.С.Гумилев.

Позитивное значение имели принятые в 1918 г. советским руководством решения о переводе российского календаря на новый стиль и о реформе русской орфографии. Из алфавита были исключены некоторые устаревшие буквы (ер, ять и др.), вследствие чего орфография значительно упростилась.

Таким образом, в исследуемый период в советской культуре и просвещении создавались основы для реализации плана “культурной революции”, который Ленин изложил в статье “О кооперации”.

 

Выводы.

Захват большевиками политической власти в октябре 1917 г. был обусловлен насущными потребностями общества в радикальных государственных мероприятиях по решению вопросов о мире, о земле, об урегулировании социально-экономических отношений и т.д. Но большевики, помимо общепризнанных и неоднократно провозглашавшихся ими лозунгов о мире, земле, свободе и Учредительном собрании, имели и свои особенные цели в соответствие со своей природой как политической партии – установление “диктатуры пролетариата” и стимулирование мировой социалистической революции.

Поэтому период кон. 1917–нач. 1921 гг. стал историей борьбы политической стратегии, определяемой внутренней природой и целями господствующей партии, с потребностями общества в урегулировании важнейших вопросов. Задачи налаживания хозяйственной жизни и решения продовольственной проблемы разбивались об утверждение новой власти, что “можно и должно разрушить до основания прежний буржуазный строй и на его обломках начать строить новое социалистическое общество”.

Опыт первых послеоктябрьских лет показал, что ожидаемой гармони интересов государства и трудящихся классов не происходит. Военно-коммунистическая политика укрепления государственного централизма очень быстро проявила свои противоречия с интересами не только крестьянства, но и рабочего класса.

РКП(б) стала стержнем государственного управления, приобрела монопольную власть, вытеснив другие партии с политической арены. Происходила абсолютизация государственного насилия как метода достижения целей. В период “военного коммунизма” частнособственническая эксплуатация трудящихся сменилась эксплуатацией государственной. Правящая партия большевиков ассимилировала интересы государственного централизма, заложив тем самым глубокую основу своих противоречий с крестьянством и рабочим классом.

Анализируя уроки Октября, идеолог перманентной революции Л.Д.Троцкий писал: “Наша революция убила нашу “самобытность”. Она показала, что история не создала для нас исключительных законов”. Думается, что в действительности, напротив, Октябрьская революция рельефно выявила самобытность российской цивилизации. Она подтвердила специфику российской истории развиваться путем крайнего обострения противоречий.

 


 



Дата добавления: 2021-07-22; просмотров: 450;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.014 сек.