АНТРОПОЦЕНТРИЗМ И ГУМАНИЗМ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
С XV в. начинается переходная в истории Западной Европы эпоха - эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху Возрождения явился слом диктатуры церкви.
Антропоцентризм - учение, согласно которому человек является центром Вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.
Гуманизм -разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.
Светские интересы, полнокровная земная жизнь человека были противопоставлены феодальному аскетизму:
- Петрарка,который собирал древние рукописи, призывает "исцелить кровавые раны" своей родной Италии, попираемой сапогом иностранных солдат и раздираемой враждой феодальных тиранов;
- Боккаччовысмеивает в своем "Декамероне" развратное духовенство, тунеядствующее дворянство и прославляет пытливый разум, стремление к удовольствиям и кипучую энергию горожан;
- Эразм Роттердамскийв сатире "Похвала Глупости" и Раблев романе "Гаргантюа и Пантагрюэль" выражают гуманизм и неприемлемость старой средневековой идеологии.
Огромное влияние на развитие идей гуманизма также оказали: Леонардо да Винчи(его произведения живописи, скульптуры и архитектуры, работы по математике, биологии, геологии, анатомии посвящены человеку, его величию); Микеланджело Буонарроти(в его полотне "Оплакивание Христа", в росписи свода Сикстинской капеллы в Ватикане, в статуе "Давид" утверждается физическая и духовная красота человека, его безграничные творческие возможности).
Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.
Этапы развития гуманизма:
- светское свободомыслие, которое противостоит средневековой схоластике и духовному господству церкви;
- ценностно-моральный акцент философии и литературы.
Появилась новая культура и философия в Италии, затем охватив и ряд стран Европы: Францию, Германию и др.
Основные черты философии эпохи Возрождения:
- отрицание "книжной мудрости" и схоластических словопрений на основе исследования самой природы;
- использование материалистических произведений философов Античности (Демокрита, Эпикура);
- тесная связь с естествознанием;
- исследование проблемы человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.
Никколо Макиавелли(1469-1527) - один из первых социальных философов эпохи Возрождения, отвергших теократическую концепцию государства.
Он обосновал необходимость светского государства, доказав, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм, материальный интерес. Зло человеческой природы, стремление к обогащению любыми способами выявляют необходимость обуздания человеческих инстинктов с помощью особой силы - государства.
Необходимый порядок в обществе создает юридическое мировоззрениелюдей, которое не может воспитать церковь, а только государство, вот основная идея Никколо Макиавелли.
Вопросы, которые рассматривает Макиавелли:
- "Что лучше: внушать любовь или страх?"
- "Как государи должны держать слово?"
- "Каким образом избегать ненависти и презрения?"
- "Как надлежит поступать государю, чтобы его почитали?"
- "Как избежать льстецов?" и др.
Дата добавления: 2020-04-12; просмотров: 571;