Рефлекс и поведение. Рефлекс и нервно-мышечная деятельность
Из наших определений следует, что рефлекс, есть проявление центральной нервной деятельности на одном или многих органах, а поведение — проявление той же центральной нервной деятельности, но в виде сложной системы движений, направленных на приспособление всего организма к внешней среде.
Однако и эта сложная целостная реакция, как мы уже видели, осуществляется при помощи отдельных органов, причем действие каждого органа в поведении протекает подобно рефлексу, а именно, оно вызывается из определенных отделов центральной нервной системы, является координированным и наступает при раздражении определенных рецепторов. Поэтому можно сказать, что рефлекс является элементом поведения.
В приведенном нами примере защитного поведения лягушки последовательные сгибание и разгибание конечностей являются следствием раздражения определенных внешних и внутренних рецепторов самих конечностей. Точно так же стояние на ногах и выпрямленное положение есть рефлекторная реакция, наступающая при определенном внутреннем раздражении.
Обход препятствия есть также рефлекс, наступающий в ответ на раздражение передней части тела, кожи на голове и глаз. Но в акте поведения все эти рефлекторные движения объединяются в один целостный акт, имеющий целью наилучшим образом защитить организм в данной внешней среде.
В описанном «пищевом поведении» собаки мы имеем также ряд элементов, протекающих по принципу рефлекса. Вид знакомой пищи вызывает передвижение к пище, это — индивидуально приобретенный рефлекс. Одновременно выделяется слюна, что также является индивидуальным рефлексом на вид пищи. Наклонение головы к пище есть частью прирожденный, частью индивидуальный рефлекс на запах и вид пищи. При наклонении головы передние ноги животного несколько сгибаются, это — прирожденный рефлекс, вызванный раздражением мышечных рецепторов шеи, и т. д.
Объединение всех этих прирожденных и индивидуально-приобретенных рефлекторных элементов в целостный акт поведения происходит через центральную нервную систему. Эта объединяющая деятельность, обусловливающая поведение, является функцией определенных отделов мозга, а именно: большого мозга для высших позвоночных — млекопитающих, промежуточного мозга для низших позвоночных — рыб и амфибий, и обоих отделов вместе — для птиц и, по-видимому, для рептилий. Таким образом, рефлексы являются обычными элементами поведения.
Акты поведения высших позвоночных животных образуются не из одних только рассмотренных рефлекторных элементов. Индивидуальное поведение, приобретаемое на основании индивидуального опыта и направляемое образами или представлением внешней среды, или трудовое поведение человека, направляемое сознанием определенной цели поведения, происходит при участии таких элементов, которые не являются рефлексами.
Это именно те элементы поведения, которые осуществляются психонервными процессами. Правда, и эти элементы наступают в ответ на внешнее раздражение и подразумевают определенные материальные процессы в коре большого мозга, как на это правильно указывали наши выдающиеся физиологи И. М. Сеченов (2) и И. П. Павлов (3), но по своей внутренней природе они представляют собой явления другого порядка.
Дело в том, что материальные процессы, протекающие в мозгу без субъективных переживаний, должны качественно отличаться от тех материальных процессов, которые вызывают субъективные переживания. Соответственно и законы центральной нервной деятельности в том и другом случае не могут быть одними и теми же. Поэтому, если первая форма нервной деятельности будет называться рефлекторной, то вторая форма, в настоящее время еще мало изученная, должна представлять нечто другое (см. подробно в статьях И. Беритова, 4).
В поведенческих актах имеют место также автоматические, или спонтанные, реакции, возникающие благодаря спонтанной деятельности нервных центров. Некоторые автоматические реакции,— например, дыхательные движения,— наступают в течение всей постэмбриональной жизни. Другие возникают на определенных стадиях индивидуального развития: например, движение эмбрионов и многие инстинктивные действия. Некоторые автоматические движения возникают повторно вследствие периодического изменения внутренней среды, как, например, периодическая деятельность пищеварительного канала.
Все эти спонтанно наступающие реакции входят в поведенческие акты как их компоненты. В определенных случаях они играют в них доминирующую роль.
Рефлекс и нервно-мышечная деятельность. Все основные явления нервно-мышечной возбудимой системы, как возбуждение, рефракторные фазы, проведение возбуждения, утомление, пессимальный и оптимальный эффекты, парабиоз и т.д., также свойственны центральной нервной системе,— вернее, всем ее нервным элементам. При этом все данные явления протекают в центральной нервной системе по тем же законам, как и в нервно-мышечной системе, ибо законы деятельности живой возбудимой системы везде одни и те же. Однако объяснять ими все то, что происходит в центральной нервной системе, нельзя.
Правда, спинной мозг и другие отделы мозга состоят из нервных клеток и их отростков, но они не представляют собой сумму этих клеток и отростков, а являются особыми целостными органами, деятельность которых имеет свои специфические особенности. Специфическая деятельность спинного мозга заключается, между прочим, в координации движений конечностей. Эта деятельность протекает согласно особым специфическим закономерностям.
Следовательно, деятельность спинного мозга качественно отличается от нервно-мышечной деятельности. Поэтому деятельность спинного мозга нельзя сводить к известным законам нервно-мышечной деятельности и всецело объяснять законами этой деятельности. Такое же качественное отличие существует между другими отделами центральной нервной системы и нервно-мышечной системой. Но, конечно, знание законов нервно-мышечной деятельности абсолютно необходимо для анализа центральных явлений и установления для них специфических закономерностей.
Дата добавления: 2023-04-03; просмотров: 298;