Зодчество 1700—1725 гг.


Архитектура в петровское время также переживала западноевро­пейское влияние. Новым явлением в русской культуре стало рас­пространение скульптурных композиций, что особенно ярко вы­разилось в создании дворцово-парковых ансамблей, например в оформлении Большого каскада Петергофского дворца (архи­тектор Ж. Б. Леблон).

В начале XVIII в. в градостроительстве осуществляется пере­ход к регулярной застройке городов, созданию крупных архитек­турных ансамблей, в основном гражданского, а не культового назначения. Строительство Петербурга является ярким приме­ром этого.

В конце XVII—начале XVIII вв. происходит становление так называемого нарышкинского стиля, или стиля «московского ба­рокко» церковной архитектуры (подробно см. Лекцию № 4).

Появилась и принципиально новая архитектура, основанная на ордерной системе (колонны, портики, фронтоны и т. п.). Ин­терьеры церковных храмов стали украшаться многоярусными де­ревянными иконостасами со сложнейшей декоративной резьбой, лучшими мастерами которой были белорусские резчики по дере­ву. Одним из блестящих мастеров резьбы был и архитектор И. П. За-рудный. Принципиально новая архитектура создала основу столицы России того времени — Петербурга. Здесь с самого начала полу­чил развитие северо-немецкий (голландский) вариант барокко со сдержанным суховатым декором, со стремлением к максималь­ной рациональности. Носителем этой тенденции был Д. Трезини. Он принял активное участие и в планировке Петербурга, в част­ности его Васильевской части. Швейцарец Д. Трезини спроекти­ровал важнейшие постройки Петербурга — Петропавловскую крепость и ее собор, здание Двенадцати коллегий (построено на Васильевском острове в 1722—1734 гг., закончено М. Г. Земцо-вым). Последнее состоит из 12 одинаковых частей, расположен­ных на одной линии и украшенных только пилястрами. Здание развернуто не вдоль Невы, а под прямым углом к ней. По замыс­лу архитектора, длинный парадный фасад Двенадцати коллегий должен был выходить на предполагавшуюся площадь на стрелке острова.

Дворец А. Д. Меншикова, главный фасад которого обращен к Неве, долгое время был самым роскошным частным домом се­верной столицы. Недавно он был восстановлен в первоначальном виде. И в оформлении фасадов (высокие крыши, окна с мелкими


переплетами), и в интерьерах, отделанных деревом, бело-голубы­ми изразцами (плитками из обожженной глины) и разнообразны­ми тканями, господствует голландский вкус.

Чуть выше по течению Невы располагался Летний дворец (1710—1714 гг., архитекторы Д. Трезини и А. Шлютер), который Петр подарил своей жене Екатерине. Особой гордостью Петра I был окружавший это здание Летний сад.

Петровские преобразования в сфере культуры, быта и нравов носили ярко выраженный политический характер. Во главу угла этих реформ были поставлены интересы государства. Они долж­ны были подчеркивать принципиальное отличие созданной за че­тверть века Российской империи — великого государства евро­пейского типа.




Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 423;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.