ЛЕКЦИЯ № 5. Русская культура XVII в.


Общие тенденции русской культуры XVII в.

XVII в. в истории русской культуры, как и в целом для истории России, — начало нового периода. В это время происходит об­мирщение культуры, перелом в сознании человека и общества. Русский человек в бурные годы Смуты, народных мятежей и войн, продвижения в Сибирь и на Дальний Восток осознал себя как личность.

Литература, образование, наука

Расцвет русской общественной мысли 1-й четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований духовных и светских ав­торов о событиях Смутного времени. Самым ярким представите­лем в официальной литературе XVII в. был монах Симеон Полоц­кий. Народно-обличительное направление представляет «Житие протопопа Аввакума», написанное им самим. Автор был вдохно­вителем движения старообрядцев и проповедовал идеи древнего благочестия. На протяжении столетия появляются разнообраз­ные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей.

Признаки обмирщения обнаруживаются и в просвещении — к концу века каждый второй или третий горожанин умел читать и писать. При этом обучение грамоте перестало быть церковной привилегией. Обучались мужчины. Грамотных женщин было немного. Учили прежде всего элементарной азбуке по азбуковни­кам. В 1634 г.был опубликован и в течение столетия неоднократ­но переиздан букварь В. Бурцева. Встал вопрос о заведении школ. В 1680 г.была основана школа при Печатном дворе, основной дисциплиной в которой был греческий язык; в 1687 г.— Славяно-греко-латинское училище, а затем академия, где преподавались как светские, так и духовные дисциплины.


Значительно расширился круг чтения. От XVII в. сохранилось очень много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них наряду с церковными все больше светских:

1) летописей и хронографов;

2) повестей и сказаний. У царей и знатных бояр имелись библиотеки с сотнями книг

на разных языках.

Приезжало в Россию и много иноземцев, сведущих в разных областях научных, технических знаний. Они жили на окраине Москвы в Немецкой слободе, которую столичные жители прозва­ли Кукуем (Кокуем). Смотрели на них с жадным любопытством и страхом: танцы, курение, свободная манера общения мужчин и женщин были непривычны для русского человека.

Развивалось и научное знание. Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Хорошо в России отливали колокола, по всей стране славился их «малиновый звон».

Столь же успешно и надежно владели русские мастера строи­тельной техникой, возведением деревянных и каменных зданий.

При устройстве водяных мельниц и, что особенно показатель­но и важно, железоделательных и иных мануфактур использовали водяные двигатели. Расширялись географические знания, пред­ставления о России, ее территории и проживающих на ней наро­дах, обширных пространствах Сибири и Дальнего Востока.

Живопись XVII в.

В течение всего XVII в. русский национальный стиль выраба­тывает новые черты, формы. Дальнейшее развитие получает Строгановская школа с ее мелким письмом, тончайшей прори­совкой деталей. Утонченность исполнения, красочность икон восхищали современников.

В творчестве Симона Федоровича Ушакова (1626—1686), мастера царской Оружейной палаты, крупнейшего русского художника, и других мастеров намечается стремление к реализму. Иосиф Вла­димиров написал своего рода теоретический трактат с обоснова­нием реализма в живописи: близости к природе, необходимости того, чтобы искусство стремилось к красоте и свету, не подавля­ло, а радовало человека. С. Ф. Ушаков, отвечая Владимирову, сво­ему другу, проводит те же принципы: реализма, живости, точно­сти, «зеркальности» изображения.

Реалистические тенденции в сочетании с яркими, жизнера­достными мотивами прослеживались в работах русских масте-22


ров и при росписи церквей. Фрески церквей Троицы в Никитни­ках (авторы — Владимиров и Ушаков) в Москве, Ильи Пророка в Ярославле (Г. Никитин, С. Савин) и многие другие поражают красочностью и богатством композиций, изобретательностью и оптимизмом, народным духом и обилием бытовых деталей.

Портретный жанр

Черты реализма проявляются и в портретном жанре. Ес­ли парсуны (портреты) царя Федора Ивановича (1600 г.), князя М. В. Скопина-Шуйского (1610 г.) написаны в обычной иконо­писной манере, то работы середины и 2-й половины века говорят о стремлении к портретному сходству, реалистическому письму. К ним относятся портреты царей Алексея (С. Лопуцкий), Федора (И. Богданов), патриарха Никона (И. Детерсон). На иконах по­являются реалистические пейзажи (например, у Тихона Фи-латьева, конец XVII в.), изображения зданий.

Но изобразительное искусство, преимущественно иконопись, сохранило и традиционно-консервативный стиль, так как нахо­дилось под пристальным надзором государства и церкви, за дея­тельностью живописцев осуществлялся контроль Оружейной па­латой Кремля, которая с XVII в. стала художественным центром. Здесь выполнялись работы для царского двора: писались портреты, укра-шались рукописи, изготавливались мебель, игрушки.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 331;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.