Культура языческого периода


История Древнерусского государства началась задолго до при­нятия христианства. Христианская культура Руси основывалась на языческом пласте культуры.

Самые ранние сведения о ревнерусской культуре содержат­ся в «Повести временных лет» — первой значимой общерусской летописи. Там зафиксировано, что князь Владимир Святой хотел создать общерусский языческий Пантеон богов.

Главный бог руссов — Перун-громовержец. Считалось, что он обитал на возвышенных местах, изображался как всадник и имел атрибуты — гром и молнию, топор. «Скотий бог» Велес также за­нимал важное положение (скот в те времена отождествлялся с день­гами). Погодой управляли Стрибог (бог ветра) и Даждьбог (бог солнца). Немалое значение имело женское божество — Мокошь-прядильщица — богиня судьбы (нить — судьба). Самый веселый и разгульный бог — бог плодородия Ярило.

Постепенно складывался эпос. Его сюжеты сохранились в ос­новном в былинах, записанных много веков спустя («Михайло По­ток», «Дунай», «Вольга и Микула», о богатырях Добрыне Никити­че и Илье Муромце).

Важнейшим признаком культуры является, несомненно, ис­кусство строительства, т. е. архитектура. Недаром говорят, что ар­хитектура — это душа народа, воплощенная в камне. Русь долгие годы была страной деревянной, и ее архитектура, языческие мо­лельни, крепости, терема, избы строились из дерева. В дереве рус­ский человек прежде всего, как и народы, жившие рядом с восточ­ными славянами, выражал свое восприятие красоты зодчества, чувство пропорций, слияние архитектурных сооружений с окру­жающей природой. Если деревянная архитектура восходит в ос­новном к Руси языческой, то архитектура каменная связана с Русью уже христианской.

Подобного перехода Западная Европа не знала, так как из­древле строила и храмы, и жилища из камня. К сожалению, древ­ние деревянные постройки не сохранились до наших дней, но ар-


хитектурный стиль народа дошел до нас в позднейших деревянных соору-жениях, в древних описаниях и рисунках. Для русской дере­вянной архитектуры была характерна многоярусность строений, ув­енчивание их башенками и теремами, наличие разного рода при­строек — клетей, переходов, сеней. Затейливая резьба по дереву была традиционным украшением русских деревянных строений. Языческая Русь знала живопись, скульптуру, музыку, — но в ис­ключительно языческом, народном выражении. Древние резчики по дереву, камнерезы создавали деревянные и каменные скульп­туры языческих богов, духов. Живописцы разрисовывали стены языческих капищ, делали эскизы магических масок, которые за­тем изготовлялись ремесленниками; музыканты, играя на струн­ных и духовых деревянных инструментах, увеселяли племенных вождей, развлекали простой народ.

Быт Руси

Культура народа неразрывно связана с его бытом, повседнев­ной жизнью, как и быт народа, определяемый уровнем развития хозяйства страны, тесно связан с культурными процессами.

Все свидетельства современников говорят о том, что Киев был большим и богатым городом. Недаром дочь Ярослава Мудрого Ан­на Ярославна, вышедшая замуж за французского короля в XI в., была удивлена провинциальностью французской столицы.

В Киеве сияли своими куполами златоверхие храмы, поража­ли изяществом дворцы Владимира, Ярослава Мудрого, Всеволо­да Ярославича; удивляли монументальностью, замечательными фресками Софийский собор, Золотые ворота — символ побед русского оружия.

Дома украшались коврами, дорогими тканями. С крепостных стен города можно было видеть в зеленых кущах белокаменные церкви Печерского и других киевских монастырей. Во дворцах, богатых боярских хоромах шла своя жизнь. Здесь располагались дружинники, толпилась бесчисленная челядь. Отсюда шло управ­ление княжествами, здесь судили и рядили, сюда свозились дань и подати. На сенях, в просторных гридницах нередко проходили пиры, где рекой текли заморское вино и свой родной мед, слуги разносили огромные блюда с мясом и дичью. Женщины сидели за столом на равных с мужчинами. Гусляры услаждали слух имени­тых гостей, пели им; большие чаши, рога с вином ходили по кругу.


Любимыми забавами богатых людей были соколиная и ястре­биная охота. Для простого люда устраивались скачки, турниры, различные игрища. Неотъемлемой частью древнерусского быта являлась баня.

Внизу, на берегах Днепра, шумел веселый киевский торг, где продавались изделия и продукты не только со всей Руси, но и со всего тогдашнего света, включая Индию и Багдад. У причалов Днепра теснились сотни больших и малых судов. Были здесь и ог­ромные княжеские многовесельные и многопарусные ладьи, и бой­кие, юркие лодочки.

Длинными зимними вечерами при свете лучин женщины пря­ли, мужчины пили хмельные напитки, мед, вспоминали минув­шие дни, слагали и пели песни, слушали сказителей и сказитель­ниц былин.




Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 386;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.008 сек.