Достижения христианской культуры Руси


Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремесла, тех­ника деревянного строительства.

Не позднее конца IX — начала X вв. на Руси распространяются славянские азбуки — кириллица и глаголица. Созданные во вто­рой половине IX столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и имевшие первоначальное распространение в за­паднославянском государстве Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь.

Первым русским памятником славянской письменности яв­ляется русско-византийский договор 911 г.

Появление на Руси после принятия христианства литературы на славянском языке, с одной стороны, и усложнение обществен­ной жизни с развитием феодальных отношений, становлением государственной структуры — с другой, способствовали широко­му распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты — письма на бересте разнообраз­ного (преимущественно делового) содержания. Они обнаружены при раскопках уже в девяти древнерусских городах (основная масса находок происходит из Новгорода).

В XI — начале XII вв. на Руси распространяется большое ко­личество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним от­носятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амар-тола». В это же время происходит становление оригинальной ли­тературы.

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерус­ской литературы является «Слово о Законе и Благодати» Илла­риона. Оно было написано в середине XI в. митрополитом Илларио­ном, первым (и единственным в период от принятия христианства до середины XII в.), русским по происхождению, главой русской церкви. (С 1051 г., будучи назначенным Ярославом Мудрым без


санкции константинопольского патриарха, и, вскоре после смерти Ярослава, вынужденным этот пост оставить). Основная идея «Слова о Законе и Благодати» — вхождение Руси после принятия христианства в семью христианских народов, в чем автор видит заслугу князя Владимира и продолжившего дело распростра­нения новой веры его сына Ярослава. При этом дохристианское прошлое Руси в глазах Иллариона не выглядит «темными веками», напротив, он подчеркивает, что Владимир, его отец Святослав и дед Игорь «не в худой и неведомой земле владычествовали, но в Рус­ской, которая ведома и слышима во всех четырех концах земли». Во второй половине XI — начале XII в. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых — князьях Борисе и Глебе и «Житие» игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, на­писанное монахом этого монастыря Нестором.

Жанр летописи

Важнейшее место в древнерусской литературе занимает жанр летописи. Некоторые исследователи полагают, что его появление можно отнести уже к концу X в., когда и был создан первый лето­писный свод. В «Повести временных лет» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как часть все­мирной истории (история библейская и римско-византийская). Автор использовал ряд переводных византийских источников, устные легенды (об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других: произведения, принадлежа­щие руке князя Владимира Мономаха, — «Поучение детям» и пе­речень «путей» — походов и поездок, которые Мономах совершал в течение жизни).

Сооружение церквей

От Византии Русь восприняла сооружение своих церквей по образу крестово-купольного храма греков: квадрат, расчленен­ный четырьмя столбами, составляет его основу; примыкающие к подкупольному пространству прямоугольные ячейки образуют архитектурный крест. Первые русские храмы, в том числе Деся­тинная церковь, в конце X в. были выстроены греческими масте­рами в строгом соответствии с византийскими традициями, но Софийский собор в Киеве отразил сочетание славянских и визан­тийских традиций: на основу крестово-купольного храма были


поставлены тринадцать веселых глав нового храма. Эта ступенча­тая пирамида Софийского собора воскресила стиль русского де­ревянного зодчества. Софийский собор, созданный в пору утверж­дения и возвышения Руси при Ярославе Мудром, показал, что строительство — это тоже политика. Этим храмом Русь бросила вызов Византии, ее признанной святыне — константинопольско­му Софийскому собору.



Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 336;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.007 сек.