Появление в России книгопечатания


Огромное значение имело появление в России книгопечата­ния. Печатание книг началось лишь в середине XVI в., при Ива-17


не Грозном. Сначала это была т. н. «безвыходная печать» (с 1550-х гг.), потом — с выходными данными (т. е. указанием места, года из­дания и т. д.). В начале 50-х гг. XVI в. в Москве начинает свою деятельность первая типография. В 1563 г.в Москве приступает к работе Иван Федоров. Он был не только издателем, но и редак­тором книг. Первые его издания в Москве — книги Святого писа­ния. При неясных обстоятельствах Иван Федоров вынужден был перебраться во Львов.

В XVI в. быт в основном сохранял прежние черты. Но было и но­вое. Стали использовать пряности в богатых домах (корица, гвоз­дика и др.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с греч­невой кашей. Распространилась мода на тюбетейки (тафьи) — это было осуждено Стоглавым собором. Больше строили каменных жилых домов, хотя основная их масса оставалась деревянной. Ув­лекались русичи игрой в шашки и шахматы. Интерес к повест-во-вательной, беллетристической литературе, характерной для 2-й половины XV в., значительно снизился.

Живопись

В XVI в. существенно стала расширяться тематика древне­русской живописи. Гораздо чаще, чем раньше, художники об­ращаются к сюжетам и образам Ветхого завета, к назидательным повествованиям притч и, что особенно важно, к легендарно-исто­рическому жанру.

Никогда ранее историческая тема не занимала так много места в творениях иконописцев. В связи с этим в художественное твор­чество все более проникают:

1) жанровость;

2) интерес к быту;

3) все чаще в композициях появляются русские реалии.

Так называемая условно «эллинистическая» архитектура по­степенно сменяется на иконах русской. В то же время в живопи­си XVI в. ощутимо тяготение к отвлеченному «мудрствованию». Церковь и государство жестко контролировали иконопись, по­этому в то время получили распространение иконописные под­линники (сборники образцов), в которых устанавливалась иконо­графия основных сюжетных композиций, а также отдельных персонажей.

Московская живопись конца XV в. отмечена немалыми дости­жениями. Связано это с творчеством выдающихся мастеров — Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фрес-


ками соборы Иосифо-Волоколамского, Пафнутьево-Боровско-го, Ферапонтова монастырей и др. Их же трудами создан иконо­стас Успенского собора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейся покровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом станут отличительными чертами русской иконописи XVI—XVII вв. Творения Дионисия, искусно­го, по словам летописца, мастера, и других художников прониза­ны атмосферой победного ликования, торжественности, уверен­ности. Они ярко отразили основные вехи своего времени:

1) завоевание независимости от Орды;

2) объединение русских земель;

3) создание единого государства во главе с Москвой. На рубеже XV—XVI столетий, с одной стороны, определяется

преобладание московской живописной школы в России; с другой — усвоение ею традиций местных школ, которые постепенно ниве­лировались под влиянием общерусского культурного центра, ка­ким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями.

Красочность и тщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны для икон так называемой Стро­гановской школы. Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы соль-вычегодских богачей Строгановых. Их произведения, яркие, кра­сочные, миниатюрные, напоминают ювелирные изделия. Они оказали большое влияние на развитие русского искусства; напри­мер, их традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха. То не­многое из всего, что дала русскому искусству живопись конца XV—XVI вв., можно определить как:

1) мастерство в рисунке;

2) яркость красочной гаммы;

3) радостное ощущение бытия;

4) подъем национального духа. Но одновременно наблюдаются известный отход от могучих

образцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырско­го дыхания искусства эпохи Куликовской битвы. При этом посту­пательное развитие живописи подготовило его будущие успехи.

Архитектура

Самым выдающимся достижением русского зодчества рубежа XV—XVI вв. стало возведение зданий Московского Кремля. Ста­рые, обветшавшие постройки заменили новыми.


1. Успенский.

2. Архангельский.

3. Благовещенский соборы.

4. Храм-столп Ивана Великого. Для торжественных приемов построили Грановитую палату.

Целый комплекс зданий составил дворец великого князя. Нако­нец, появились новые крепостные стены и стрельницы (башни).

В XVI в. строили с еще большим размахом. По всей стране воз­водили много церквей, соборов. Некоторые из них заняли вы­дающееся место в отечественной и мировой архитектуре. Такова, например, знаменитая церковь Вознесения в селе Коломенском под Москвой (теперь — в черте города). Она построена (1532 г.) по случаю рождения у великого князя Василия III сына Ивана, будущего царя Грозного. Образцом для здания послужили ста­ринные деревянные церкви шатрового стиля.

Столь же сказочным видением выглядит Покровский собор (храм Покрова Богоматери), или храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве, величайший памятник шатровой ар­хитектуры, по существу — комплекс из девяти церквей. Строили его русские зодчие — Барма и Постник в 1555—1560 гг. Первона­чально храм был белым, а свою пеструю раскраску он получил только в XVII в.

Высокого совершенства достигают мастера сканого (фили­гранного), чеканного, литейного, ювелирного дела, шелкового шитья. Расцвет переживали искусство басменного тиснения, эма­ли. Ювелиры создавали изумительные по красоте и изяществу из­делия из золота (например, золотое блюдо царицы Марии Тем-рюковны, подаренное ей Иваном Грозным в 1561 г.).

В целом русская культура XVI в. имеет огромное значение. Во-первых, она в полной мере отразила окончательный переход от раздробленной Руси к централизованному государству с его но­выми требованиями к искусству. Далее, она смогла выдержать идеологический напор 2-й половины века и подготовить созна­ние русского человека к значительным изменениям и сдвигам, произошедшим в культурном развитии XVII столетия.




Дата добавления: 2020-07-18; просмотров: 389;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.