Возникновение социологии, классический этап её развития.
История социологии охватывает небольшой отрезок времени – чуть более полутора столетий. Она сформировалась как самостоятельная дисциплина о закономерностях развития и функционирования общества к середине XIX века и выступила альтернативой уже сложившейся системе социального знания. Интенсивное развитие естественных наук обозначило несостоятельность абстрактных философских построений и привело к мысли о том, что исследование закономерностей развития общества должно протекать по аналогии с естественнонаучным анализом природной среды.
В Европе конца XVIII века происходили глубокие изменения мировоззренческого, экономического и политического характера. Начали закладываться основы формирования гражданского общества, что было связано с проблемой реализации прав человека и демократии. Индустриальное развитие, вызванное рыночной экономикой, трансформировало социальную структуру: сельские жители переезжали в города в поисках работы, увеличились темпы перемещений, менялся этнический, возрастной состав городского населения. Назрела острая потребность в изучении, объяснении новых процессов, в поиске новых методов анализа социальной жизни. Для обоснования своего понимания общества ученые опираются на выводы статистики, антропологии, этнографии.
Реакцией на новые запросы общества стал позитивный (научный) тип мышления и, как следствие, зарождение социологии. Прежние теории устройства общества подвергаются критике и предпринимаются попытки создания такой науки об обществе, которая использовала бы методы естествознания. В сферу социального познания вторгаются наблюдение, эксперимент, математические методы, модели натуралистического характера (механицизм, эволюционизм, биологизм).
За всю историю социологии возникло немало школ и направлений. Типологизировать их по одному критерию невозможно. Если за основу принять факторы, которые могут обусловить развитие общества, то выделяются следующие школы натуралистической направленности: механистическая, географическая, социал-дарвинистская, инстинктивистская, биоорганическая. Соответственно, предполагалось, что источники развития социальных процессов можно найти в законах механики, географических условиях, в борьбе за существование, в инстинктах и т.д.
Исторически первым направлением, возникшим в социологии XIX в., был позитивизм (лат.- положительный). Суть его состояла в том, чтобы сформулировать новую систему знаний об обществе на базе использования законов и методов естественных наук. Основная задача социологии состояла в том, чтобы аналитическим и эмпирическим путем, основываясь на фактах, исследовать социальные явления. Только в этом случае она могла быть позитивной, т.е. способной успешно и положительно решать проблемы жизни общества.
Позитивисты рассматривали законы развития общества как продолжение законов природы, поэтому они считались неизменными, данными на все времена, это делало невозможным проникнуть в сущность, причины, следствия социальных явлений и процессов, понять их динамику.
Все течения и направления позитивизма имели общий принцип – социологический редукционизм: стремление объяснить любые явления общественной жизни с точки зрения одного определяющего фактора (биологического, географического, расового и др.), поэтому все направления и течения позитивизма получили название «школ одного фактора».
В XX веке натуралистическое направление эволюционировало в неонатуралистическое, представленное структурным функционализмом, психоаналистической школой, символическим интеракционизмом. На современном этапе в социологии признана необходимость многообразия подходов и теорий исследования общества, его структур и невозможность создать универсальную теорию, пригодную для анализа многообразных процессов, происходящих в социуме.
Ученых, повлиявших на развитие науки, явившихся основоположниками научных школ и направлений, принято именовать классиками. «Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт– французский философ (1798-1857). Он родился в семье финансового чиновника. Учился в Высшей политехнической школе, откуда был исключен за республиканские взгляды. Работал домашним учителем, а затем секретарем А. Сен-Симона.
Главный труд О.Конта «Курс позитивной философии» в 6 томах был опубликован в 1830-1842 г. Ученый стремился рационально подойти к исследованию общества, опираясь на наблюдение и эксперимент. Подобные взгляды он и назвал позитивизмом, а новую дисциплину – «социальной физикой».
Позитивистскую социологию О.Конта составляют две части: социальная статика и социальная динамика. Первая раскрывает связи между социальными институтами и имеет дело с порядком и гармоничными отношениями элементов общества. Вторая – способствует реформам и изучает изменения, вызванные переустройством социальных структур. В качестве законов развития Конт выделяет три стадии: теологическую, метафизическую, позитивную. Теологическая соотносится с древностью и ранним Средневековьем, когда многие явления природы объяснялись религиозно-мифологическими факторами. Метафизическая стадия приходилась на период реформации, просвещения, революций, войн, когда в упадок приходят все прежние авторитеты – власть, религия, классовое господство. Позитивная соответствует Новому времени и начинается с XIX в., когда преобразуются основы и характер общества, человеческая мысль опирается только на законы, подлежащие опытной проверке, а не на сверхъестественные и абстрактные сущности. С точки зрения Конта, новое общество отличается от предшествующих этапов усилением порядка, развитием промышленности, ростом социальных чувств, победой альтруизма над эгоизмом.
О.Конт пытался решить проблему соотношения социального порядка (статики) и прогресса (динамики), которые выступают проявлением общественного целого. Несмотря на то, что он не смог найти точного ответа, он считал проблему соотношения устойчивости и изменчивости главной для социологии. Ученый дает характеристику материального, физического, интеллектуального, морального видов прогресса и останавливается на факторах развития общества: первичных, или духовных, и вторичных, влияющих на формы организации жизни. Усовершенствовать жизнь можно только через первичные факторы, улучшая мораль, а не трансформируя социальные институты.
О.Конт пришел к идее объединения наук, классифицировав их по историческому основанию, по логическому и по степени связи с практикой. В итоге основные науки расположились так: математика, астрономия, физика, химия, биология, социология. Социология наиболее сложна, больше связана с практикой и возникает позже. Своим проектом систематизации наук он заложил основы рассмотрения социологии как самостоятельной дисциплины, считая, что с ее помощью можно объяснять закономерности общественного устройства и содействовать прогрессу человека и общества. Ученый предложил создать новое направление – позитивизм, которое смогло бы использовать для изучения общества общенаучные методы. Его главный методологический принцип – целостный и системный подход.
Новая наука не ограничивалась описанием общественных процессов, ее интересовали статистические параметры, помогающие подробнее изучить социальную реальность. Значительный вклад в её развитие внёс А. Кетле (1796-1874) – франко-бельгийский ученый, занимавшийся прикладными исследованиями актуальных проблем, таких как семья, преступность, уровень жизни. Его концепция изложена в трудах «Социальная физика или опыт исследования о развитии человеческих способностей», «Социальная система и законы, ею управляющие». По мнению А.Кетле, почти все события подчиняются определенным законам – законам больших чисел. В центр социальной группы он ставил типичного «среднего» человека, олицетворяющего статистическую меру. Выявление пределов отклонений от нее и выступает целью социологии. Его работы имели большое значение для становления статистических методов. Подобных идей придерживался Д.С. Милль, английский философ, также опирающийся на эмпирическую традицию и применение естественнонаучных разработок, что впоследствии дало толчок формированию эволюционизма Г. Спенсера (1820-1903). Этот английский социолог-позитивист являлся сторонником учения Ч. Дарвина и считал, что его принципы допустимо применять ко всем сферам развития Вселенной, в том числе и общества. Десятитомный труд Г. Спенсера представлял собой энциклопедическое построение целостной системы на фундаменте эволюционизма и вышел в свет в 1862-1896 годах. Три тома были посвящены социологии («Основания социологии»).
Воззрения Г. Спенсера несут на себе отпечаток достижений естествознания, что повлияло на созданную им философскую систему. Он пытался объяснить развитие общества по аналогии с развитием системы живых организмов, в которой существует ряд подсистем. Внутренняя сохраняет организм путем адаптации к факторам «пропитания». Внешняя система регулирует отношения с окружающей средой. Промежуточная система отвечает за связь различных частей социального организма. Биологические законы, по мнению ученого, можно адаптировать к обществу, где земледелие и промышленность выполняют функцию питания, торговля – функцию кровообращения, армия – это своеобразный кожный покров, транспорт – сосуды и т.д.
Рассматривая структуру общества, Г.Спенсер выделяет два его главных типа: военный и промышленный (индустриальный), прямо противоположных по своим характеристикам.
Военное общество (классический образец – древняя Спарта):
• коллектив доминирует над индивидуумом;
• жесткая организация, иерархия управления;
• система принуждения, строгая дисциплина;
• наследуемая власть;
• весьма консервативно и плохо приспособлено к эволюционным изменениям.
Промышленное (индустриальное) общество (типичный пример – Англия 19 в.):
• индивидуальная свобода;
• возможность свободно осуществлять коммерческие сделки;
• свобода от вмешательства государства в установленный порядок;
• высокая активность населения, его разнообразные свободы;
• децентрализация власти, главной задачей которой является создание благоприятных условий для свободной инициативы человека.
Критерием общественного прогресса, по мнению ученого, является рост свободы.
Заметим, что в последующей социологии идея деления обществ на доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные стала одной из распространенных типологий процесса социального развития.
Г. Спенсер рассматривает три вида эволюции – неорганический, органический, надорганический. Эволюция понимается им как переход из одного состояния в другое, более развитое, в рамках одной социальной системы. Революция - это болезнь. Человек превращается в социальное существо путем естественной эволюции трудовых навыков, интеллекта, социальных чувств, т.е. путем социализации. Социология должна раскрывать, по его мнению, действие всеобщих законов эволюции в ходе изучения социальных фактов, процессов, массовых типичных явлений (не брать в расчет единичное, случайное). Социальная жизнь стремится к равновесию, поэтому не нужно помогать бедным, вдовам, сиротам, больным, они не приспособлены, следовательно, обречены на гибель.
Для трактовок предмета социологии по Спенсеру следует обратиться к его концепции социальных институтов, представлявшей попытку системного анализа общества. Понимая институты как механизмы самоорганизации совместной деятельности людей, Спенсер выделяет несколько их видов. Домашние институты изучают внутрисемейные отношения. Обрядовые отвечают за обычаи, этикет, привычки и регулируют взаимоотношения между людьми. Политические институты связаны с решением государственных вопросов. Церковные институты призваны объединить общество, опираясь на традиции. Завершают классификацию профессиональные институты, дифференцирующие людей по роду занятий, и промышленные, влияющие на производственную деятельность. Все социальные институты образуют некое целое и должны реагировать на запросы общества, удовлетворяя его потребности. Общество может развалиться, если части не будут функционировать слаженно. Подобная взаимосвязь выступает основой социальной интеграции. Таким образом, теория социальных институтов Спенсера была направлена на системное исследование общества.
«Социальный дарвинизм» английского ученого проявился в идее избавления от слабых индивидов с помощью естественного отбора. Однако, несмотря на противоречивый характер своей теории, исследователь внес в социологическую науку большой вклад. Им были разработаны принципы системного анализа общества, предпринята попытка соединения общественных и естественных наук («социальный организм»), дан толчок развитию новых социологических направлений.
В русле позиции Г. Спенсера работали многие западные социологи. Польско-австрийский ученый Людвиг Гумплович (1838-1909) описывал социальные процессы в биопсихическом аспекте. По его мнению, составной частью социума является не личность, а группа, сообщество. Непрерывная борьба различных по интересам групп способствует историческому развитию. Анализируя типы социальных конфликтов, ученый пришел к выводу об их зависимости от экономических мотивов и потребностей людей. Воззрения Л. Гумпловича использовались для подтверждения незыблемости общественного неравенства, обусловленного биосоциальными различиями.
Ближе к концу XIX в. как реакция на неудовлетворенность биологизаторскими концепциями возникает психологическое направление в социологии. Общим для психологических теорий является то, что они стремятся общественные явления и их развитие объяснить психологическими факторами, действием сознания во взаимоотношениях индивидов. Социальные явления так или иначе выводятся из психических свойств, поэтому категории психологии используются в качестве понятийно-теоретического аппарата для объяснения общества.
Различают три разновидностипсихологического подхода:
Индивидуалистская – социальные процессы и явления обусловлены действием индивидуальных психических факторов, поэтому именно в психике индивида следует искать причины того, что происходит в обществе;
Групповая – ориентирует на поиск причинно-следственных связей в объяснении общественных явлений и процессов в психологии групп (рода, племени, семьи, коллектива и т.д.);
Социетарная – объяснение социальной жизни и деятельности должно осуществляться с позиций общественной психологии, а психику индивида следует рассматривать как продукт общества.
Наиболее крупные представители психологического эволюционизма – американские социологи Лестер Уорд(1841-1913) и Франклин Гиддингс(1855-1931), австриец Зигмунд Фрейд (1856-1939), чьи теории используются и в современной социологии личности.
Л. Уорд(«Динамическая социология», «Психические факторы цивилизации»), полемизируя со Спенсером, указывал, что социальная эволюция не может быть чисто природной, биологической, поскольку в обществе живут и действуют люди, наделенные сознанием, психикой, которые осуществляют осознанные, целенаправленные действия. Их и должна изучать социология. Соединительным звеном при изучении природного и социального становится человек – наполовину природное, наполовину общественное существо.
Ф. Гиддинг(«Принципы социологии») полагал, что в социальной эволюции действуют две силы - бессознательная (природная, т.е. объективные факторы) и сознательная (факторы субъективно-психологического характера), т.е. некое сознание рода, которое и следует учиться понимать.
В рамках теории инстинктов возникает представление, согласно которому все социальные явления, как и явления психические, можно объяснить одним единственным инстинктом, точнее влечением - половым влечением (либидо). Эта концепция З. Фрейда оказала сильное влияние на американскую социологию, в рамках которой и возникла психоаналитическая ориентация).
З.Фрейд считал, что половые связи являются социальными, а общественное сознание есть продукт этих половых связей. Бессознательные стремления личности (в первую очередь сексуальные) - ее потенциал и основной источник активности. Если половые желания человека не удовлетворены, то он расходует эту энергию в разных формах, т.е. энергия преобразуется во что-то позитивное (в науку, искусство) – этот процесс называется «сублимацией» – или, напротив, вызывает различные болезненные состояния (неврозы).
З.Фрейд предлагает разделять умственный опыт на сознательный (отдает себе отчет в своих действиях) и подсознательный (то, что мы не контролируем, когда поведение управляется некими внутренними силами, в которых мы не отдаем себе отчет: сновидения, обмолвки, оговорки, описки и другие непроизвольные действия. В подсознании гнездятся и вытесненные из сознания (как постыдные, социально неодобряемые) некоторые мотивы и установки (секс, подглядывание и пр.). С этих позиций Фрейд рассматривает развитие личности в процессе социализации. Человек- это система нужд, а общество - это система запретов (табу). Человек ищет компромисс между глубинным влечением и общественно-приемлемой формой его реализации. Если не находит – наступает фрустрация, разрушение личности.
Сторонники психологического направления в социологии во многом способствовали более строгому, чем раньше, объяснению группового (коллективного) и индивидуального сознания, его природы, механизмов, структуры, функций. Были созданы предпосылки для исследования, и начато изучение общественного мнения, средств массовых коммуникаций.
Однако такой подход имел и недостатки, т.к. сводил всю совокупность социальных связей, отношений, процессов, взаимодействий к психическим. Это означало отказ от исследования общества в институциональном разрезе, от изучения социальной структуры, социальной динамики, социальных общностей. Нужны были принципиально новые взгляды на социологию как науку, ее предмет, возможности и перспективы.
Эту роль сыграла классическая социология и ее выдающиеся представители: во Франции – Э. Дюркгейм, в Германии – Ф.Тённис, Г.Зиммель, М.Вебер.
В конце XIX в. появилась концепция социологизма, которую разрабатывал французский теоретик Эмиль Дюркгейм (1858-1917). Наиболее известны его работы: «О разделении общественного труда», «Правила социологического метода», «Самоубийство», «Социология и педагогика».
Социологизм утверждал превосходство социума над индивидом и объяснял общественные явления причинами, не сводимыми к биологии или психологии. Дюркгейма интересовала проблема разделения труда, и он выявил её связь с солидарностью, т.е. сплоченностью социальных групп. В древности людей объединяла механическая солидарность (обычаи, традиции, вера), затем – органическая. Первая была основана на сходстве, вторая – на разделении труда.
Еще одна категория Э. Дюркгейма – социальный факт, характеристиками которого выступают независимость, объективное существование, принудительность. Поэтому задача социологии состоит не просто в анализе социальных фактов, но и в установлении с их помощью неких статистических закономерностей. Ученого, кроме этого, интересовали разные состояния, в которых может пребывать общество. Так, он выделял нормальное и ненормальное состояния. Первое отличается развитой экономикой, нормативным регулированием, а при втором повышается вероятность конфликтов и исчезают моральные принципы, что именуется аномией.
Помимо исследований теоретического плана, получила большую известность работа «Самоубийство», основанная на эмпирическом материале. Дюркгейм отрицает существовавшие до него концепции о мотивах совершения суицида и обращает внимание на внешние, социальные причины, выявив взаимосвязь частоты самоубийств и степени социальной интеграции. Проживание в сельской местности, наличие детей, семьи предохраняют от изоляции и чувства одиночества. По этой причине «Число самоубийств обратно пропорционально степени интеграции тех социальных групп, в которые входит индивид». А условия несоциального характера – время года, время суток, географическое положение, климат, возраст, особенности психики оказывают на процент самоубийств косвенное влияние. Э. Дюркгейм, выделив и подробно описав 4 типа самоубийств: эгоистическое, альтруистическое, аномическое, фаталистическое, – представил феномен самоубийства в аспекте социальных трансформаций и кризисов, т.е. помог утвердиться социологическому подходу.
В своей последней крупной работе «Элементарные формы религиозной жизни» (1912) Дюркгейм попытался установить связь между религией и структурой общества, считая, что это поможет понять устройство сложных образований. Таким образом, социология Дюркгейма очертила основные перспективы научного знания, явившись теоретической предпосылкой структурного функционализма. Многие проблемы, поднятые ученым, обсуждаются в науке до сих пор: общественная солидарность, аномия, методы социологического исследования ,связь социологии и педагогики.
На дальнейшее развитие социологии повлияли и взгляды немецкого классика Г. Зиммеля (1858-1918). Собрание его произведений насчитывает 14 томов, представляющих самые разнообразные темы: власть, конфликт, группы, культура, мода, деньги и т.д.
Он стоял у истоков формальной социологии, полагая, что она должна выявлять формы взаимодействий между субъектами («формы обобществления»). Использование в общественных дисциплинах социологического метода именовалось Зиммелем общей социологией, систематизацией форм обобществления («социальная алгебра») – формальной социологией, которая выполняет методологическую функцию. Помимо этого, система социального знания включает в себя философскую социологию. В итоге образуется трёхступенчатая схема: социология – формальная социология – философская социология. Изучение моды иллюстрирует идею Зиммеля о социальном процессе как форме обобществления. Мода – формула, с помощью которой индивид демонстрирует статусную принадлежность и пытается выделить себя из группы. В то время как в обществах, где отсутствует расслоение, из массы никто не стремится выделиться. Иными словами, мода существует только в обществах с классовой структурой и приобретает классовый характер для обозначения социальной принадлежности.
В своем основном социологическом труде «Философия денег» Г. Зиммель анализирует интеллект и деньги. Именно они способствуют нарастанию отчуждения и одновременно увеличивают степень свободы.
Ещё одним представителем классического этапа в западной социологии был немецкий профессор Фердинанд Тённис (1855-1936). Он занимался организацией крупных эмпирических исследований, но в истории теоретической социологии остался известным как автор книги «Община и общество». Он исследовал индустриальные и современные типы обществ, обозначенных соответственно терминами «гемайншафт» и «гезельшафт». Со временем они превратились в основные категории социологии. По мнению Тённиса, эти противоположные типы исторических эпох различаются некоторыми признаками.
Критерий | «гемайншафт» | «гезельшафт» |
мотивация | общинные принципы | Рациональность интересов |
социальный контроль | обычаи, традиции, общественное мнение | формальное право |
разделение труда | на основе родственных связей | на основе профессии |
ценности | религиозные | светские |
социальные институты | семья, соседи, община | политические партии, организации, деловые круги |
Тённис проводит мысль о том, что на смену «общинной» социальности приходит «общественная». Подобное противопоставление позволяет выстроить систему формальных категорий, при помощи которых можно обнаружить направленность исторических процессов и их изменений. Он разделяет социологию на «общую» и «специальную». В последней выделяет теоретическую, прикладную, эмпирическую части, предназначенные для познания социальной жизни. Тённис включил в группу научных понятиий дружбу, согласие, доверие. В таком аспекте социология превращается в часть философской этики, поскольку социальные явления возникают, по его мнению, в процессе взаимодействия, которое опирается на волевые отношения.
На рубеже XIX – XX в. развивается «понимающая социология» М. Вебера (1864-1920) – немецкого экономиста и историка. Он преподавал в нескольких университетах Германии. Был редактором немецкого социологического журнала, в котором печатались его основные произведения. Круг интересов Вебера включал в себя историю права, религии, хозяйства, капиталистическую урбанизацию, политику и т.д. Главные произведения: «Протестантская этика и дух капитализма», «О категориях понимающей социологии», «Политика как профессия», «Хозяйство и общество».
Работа «Протестантская этика и дух капитализма» принесла М. Веберу большую известность и сохраняет актуальность до сих пор. В ней он представил современный капитализм как тип рационального поведения, а не только как экономическую систему. Учёный попытался выявить связь между протестантизмом и формированием капитализма, когда вся жизнь человека и предпринимательство опираются на соблюдение этических принципов.
Основная категория Веберовской социологии – социальное действие. Под этим термином нельзя понимать любые поведенческие акты. Чтобы считаться социальным, действие должно соответствовать двум условиям: быть осмысленным и ориентированным на другого или других. Учёный описал 4 вида социальных действий, взяв за критерий степень рациональности: традиционное, аффективное, ценностно-рациональное, целерациональное. Их подробное содержание будет рассмотрено в одной из лекций данного курса.
Субъект деятельности (áктор) осознаёт цель, применяет подходящие средства для её достижения, предвидит реакцию окружающих. Предметом социологического исследования является осмысленное действие, поэтому социология приобретает характер «понимающей». Понимание мотивации, смысла действий - неотъемлемый компонент научного исследования. По Веберу, понимание появляется при изучении целенаправленных действий. Определяя цель, мы пытаемся понять смысл действия.
Ещё одна категория, введённая немецким учёным, – «идеальный тип». Под ним подразумевается обобщение социальных явлений, некие мысленные конструкции, выступающие инструментом познания реальности. Примерами идеальных типов служат «ремесло», «капитализм», «экономический обмен», «церковь», «бюрократия». Задача социолога заключается в конструировании моделей, которые помогают выявлять социальные процессы. Подобные обобщения и есть идеальные, теоретически сконструированные типы.
Заслугой М. Вебера является глубокое исследование феномена бюрократии, которая представляет рациональный тип деятельности, эффективный способ управления, выступая при этом идеальным типом или моделью социального института. Она превращается в противовес хаотичному развитию событий.
Изучая институт власти, М. Вебер выделил три типа господства: легальное, традиционное, харизматическое.
Его влияние на западную социологию оказалось весьма значительным. Он явился автором теории социального действия, концепции бюрократии, основоположником понимающей социологии, которые не утратили методологической силы до настоящего времени.
В заключение следует отметить, что: 1) исторически формирование социологии было связано со становлением позитивизма, выявившего несостоятельность умозрительных теорий, не опиравшихся на эмпирический материал; 2) социология классического периода представляла собой новый тип знания об обществе, который воплотился в трудах великих мыслителей – О.Конта, Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, М.Вебера; 3) влияние учёных-классиков на современную науку, не только на социологию, но и на философию, психологию, педагогику признается научным сообществом.
Дата добавления: 2020-06-09; просмотров: 583;