Лечение генерализованного тревожного расстройства (ГТР)
Эффективные методы лечения ГТР включают когнитивно-поведенческую терапию (КПТ) и биологические подходы.
Когнитивно-поведенческая терапия. Когнитивно-поведенческая терапия направлена на то, чтобы помочь людям с ГТР confront (сталкиваться) с проблемами, которые вызывают у них наибольшее беспокойство, оспаривать их негативные, катастрофизирующие мысли и разрабатывать стратегии coping (совладания). В следующем примере терапевт помогает Клэр бросить вызов ее склонности переоценивать вероятность того, что ее сын получит травму во время игры в футбол.
Терапевт: Клэр, вы написали, что боялись за своего сына, когда он играл в футбол. Что именно вас беспокоило?
Клэр: Что он получит серьезную травму. Его команда играла против чемпионов прошлого года, а эти ребята большие и сильные.
Терапевт: Как именно вы представляли, что ваш сын получит травму?
Клэр: Сломает спину или шею. Что-то, что приведет к параличу или смерти. Это случилось с двумя игроками НФЛ в прошлом году, помните?
Терапевт: Что произошло с вашим сыном во время игры?
Клэр: Ничего серьезного. Он вернулся домой с больным пальцем, но это прошло через некоторое время. Он сказал, что забил гол и сделал перехват. Думаю, он хорошо сыграл.
Терапевт: Итак, вы предполагали, что он получит травму, но этого не произошло. Когда мы тревожимся, мы склонны совершать распространенную когнитивную ошибку, называемую «переоценкой вероятности». Другими словами, мы переоцениваем вероятность маловероятного события. Когда вы чувствовали тревогу и беспокойство, какова была вероятность в вашем представлении, что ваш сын получит травму, от 0 до 100 процентов?
Клэр: Около 75 процентов.
Терапевт: А теперь как бы вы оценили вероятность того, что ваш сын получит травму в будущей игре?
Клэр: Ну, если так подумать, наверное, около 50 процентов.
Терапевт: То есть из каждых двух игр ваш сын получает травму в одной. Это так?
Клэр: Эм, нет. Думаю, это не так высоко. Может быть, около 30 процентов.
Терапевт: То есть из каждых трех игр ваш сын получает травму в одной. Какие доказательства из истории игр вашего сына подтверждают ваше убеждение, что он получит травму в одной из трех игр?
Клэр: Ну, никаких. У него было растяжение лодыжки во время летних тренировок, но это все.
Терапевт: Итак, вы говорите, что у вас нет практически никаких доказательств, чтобы подтвердить, что вероятность травмы вашего сына составляет 30 процентов.
Клэр: Боже, я никогда об этом не думала.
В целом, когнитивно-поведенческая терапия для ГТР оказывается столь же эффективной, как и терапия бензодиазепинами, в краткосрочной перспективе и превосходит плацебо или недирективную поддерживающую терапию (Borkovec, Newman, & Castonguay, 2003; Borkovec & Ruscio, 2001; Siev & Chambless, 2007). В одном из последующих исследований положительные эффекты сохранялись через 2 года (Borkovec, Newman, Pincus, & Lytle, 2002). КПТ для ГТР также оказывает влияние на депрессию, что важно, поскольку ГТР и депрессия часто сопутствуют друг другу, а тревога может предшествовать возникновению депрессивных эпизодов (Cuijpers et al., 2014). Это хороший пример того, как работа с общими процессами, такими как дисрегуляция эмоций и негативное мышление, может облегчить симптомы нескольких расстройств. Более новая терапия, терапия регуляции эмоций (ERT), фокусируется на осознании и регуляции эмоций, и исследования показывают ее эффективность в лечении ГТР как с коморбидной депрессией, так и без нее (Mennin, Fresco, O’Toole, & Heimberg, 2018).
Биологические методы лечения. Бензодиазепины (например, Ксанакс, Либриум, Валиум и Серакс) обеспечивают краткосрочное облегчение симптомов тревоги (Gorman, 2003). Однако их побочные эффекты и риск развития зависимости делают их непригодными для длительного использования. После прекращения приема препаратов симптомы тревоги возвращаются (Davidson, 2001).
Трициклический антидепрессант имипрамин (торговое название Тофранил) и селективный ингибитор обратного захвата серотонина пароксетин (торговое название Паксил) показали свою эффективность в снижении симптомов тревоги при ГТР по сравнению с плацебо, причем пароксетин превосходит бензодиазепины. Венлафаксин (торговое название Эффексор), ингибитор обратного захвата серотонина и норадреналина, также лучше, чем плацебо, снижает симптомы тревоги при ГТР (Davidson et al., 2008).
Дата добавления: 2025-03-01; просмотров: 223;











