Русская культура ХIV в. – XVIII вв. Возвышение Москвы


Со второй половины ХIV в. начинается возвышение Москвы как политического и культурного центра формирующегося единого Русского государства. Постепенно русские земли освобождаются от влияния татаро-монголов, наблюдается прорыв культурной изоляции России от Западной Европы, усиливается влияние Европейского Возрождения, хотя в средневековой России, в отличие от Европы, роль церкви в государстве оставалась очень важной. Подтверждением растущего могущества Московского государства стала сформированная в ХVI в. теория о Москве, как о «третьем Риме».

В русской культуре с ХVI в. и особенно в ХVII в. все более отчетливо просматривались черты Ренессанса. Это выразилось, прежде всего, в «обмирщении» зодчества, литературы, искусства. Доминирующим стилем в культуре становится барокко с его внешней декоративностью. Но в России классические формы европейского барокко дополнялись народными мотивами, что позволило выделить его своеобразие, получившее название «московского барокко». В ХIII в. на смену барокко постепенно приходит новое направление в культуре – классицизм.

В период объединения русских земель вокруг Москвы наблюдается расцвет зодчества, причем ведущей школой становится московская, в которой переплетаются традиции Владимиро-Суздальской архитектуры и Европейского Возрождения. Под руководством итальянских архитекторов Аристотеля Фиорованти, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари и др. воздвигаются величественные Успенский, Архангельский соборы, Грановитая палата, московский кремль. Эти архитектурные сооружения стали образцами монументального зодчества на протяжении ряда столетий в других русских городах: Успенских соборов в Коломне, Звенигороде, Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре и др.

Продолжалось крепостное строительство в Пскове и других городах. Строительство культовых зданий развивалось в основном по двум направлениям: сооружение небольших церквей крестово-купольного византийского стиля и создание монументальных храмов по образцу московского Успенского собора, с сохранением традиций суздальской и новгородской архитектуры в сочетании, как уже отмечалось выше, с архитектурными приемами Европейского Возрождения.

К началу ХVI в. определился отход от установившихся канонов. Новым направлением в строительстве культовых зданий стало преодоление «кубичности» и устремление зданий ввысь за счет ступенчатого расположения сводов, что привело к появлению торжественного архитектурного шатрового стиля. В нем нашли выражение национальные мотивы, традиции деревянного зодчества и элементы готики. Выдающимися памятниками шатрового зодчества являются храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой высотой более 60 м., причем более половины составляет восьмигранная шатровая крыша, Покровский собор (храм Василия Блаженного) в Москве, построенный в 1560 г под руководством архитекторов Бармы и Постника. В этом стиле позднее были перестроены башни Московского кремля. В ХVI в. огромный размах получило крепостное строительство: построены кремли в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, в конце ХVI в. – Смоленский кремль, который Борис Годунов назвал «ожерельем всей Руси… на зависть врагам и на гордость Московского государства.

Характерным для зодчества ХVII в. является усиление светского начала, «обмирщение» культовой архитектуры, усиление декоративности, постепенный переход к так называемому «нарышкинскому» стилю или «московскому барокко». «Дивное узорочье» – так определили суть этого строительства современники. Наиболее интересным памятником в этом плане является Успенская церковь в Угличе (1628 г.), названная в народе «Дивной», церковь Покрова в Филях. Декоративность, сочетание народных традиций с барочным стилем прослеживается как в культовой, так и в светской архитектуре, в том числе деревянной. Такими являются Теремной дворец в Кремле, дворец в селе Коломенском, состоящий из 270 комнат, 22-главый Преображенский собор в Кижах начала ХVIII в.

В ХIV–ХVI вв. совершенствуется техника декоративно-прикладного искусства, прежде всего ювелирного мастерства, резьбы по дереву и кости. Одним из наиболее интересных резных изделий является царский престол в Успенском соборе Московского кремля. Центром ремесел в ХVI в. становится пушечный двор и оружейная палата. Здесь в 1586 г. мастером Андреем Чоховым была отлита «царь-пушка» весом 40 т. и диаметром ствола 89 см., не имевшая в то время аналогов в мире. Широко известны были в это время изделия художественного шитья из мастерских Елены Волошанки с богатой колоритной гаммой, использованием светских мотивов.

В ХVII– нач. ХVIII вв. в декоративно-прикладном искусстве усиливается светское начало. Ларцы, сундуки богато раскрашивались, металлическая посуда украшалась барельефами в стиле «барокко».

Вторая половина ХIV–ХVI вв. характерна расцветом стенной живописи. Ее отличала яркость красок, простота композиций, значительно большая по сравнению с византийской свобода письма. Наибольшее развитие получила иконопись. Появились иконостасы (греч.eikon-икона, stasis-место стояния). Искусство становится более земным, живым, вводятся натуралистические детали, листва, цветы, художники стремились передать человеческие чувства святых.

Ведущее место в живописи приобретает московская школа. В это время творили Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Для их творчества характерны смелая манера письма, глубокое психологическое проникновение в создаваемые образы. Феофан Грек работал сначала в Новгороде, затем в Москве, где расписывал Архангельский, Благовещенский соборы. Кисти Андрея Рублева принадлежат фрески Благовещенского собора в Москве (совместно с Феофаном Греком), Успенского собора во Владимире, Троицкого собора в Троице-Сергиевском монастыре (вместе с Даниилом Черным) и др. Широко известна его икона «Троица». Глубина и одухотворенность созданных в ней образов, совершенство композиции роднят творчество Рублева с античными мотивами. Стоглавый собор Грозного в 1551 г. поставил Андрея Рублева в образец всем иконописцам и в то же время усилил строгую церковную регламентацию, введя трафареты в иконописи. Основной темой иконописи Дионисия был культ Богородицы. Он пишет ряд икон для Успенского собора в Москве, Ростовского собора, Иосифо-Волоколамского монастыря. В середине ХVI в. в Москве была написана аллегорическая икона-картина «Церковь воинствующая». Сюжет ее связан с реальным историческим событием – взятием Казани, изображены же и святые, и прославленные князья-полководцы.

В ХVII в. «обмирщение» коснулось и иконописи. В художественном полотне Симона Ушакова «Спас нерукотворный», например, изображен не абстрактный святой, а реальный человек. Зарождается светский портрет – «парсуна». Известны портреты ХVII в. патриарха Никона, царей Фёдора Ивановича и Алексея Михайловича, князя Ф. Скопина-Шуйского.

В период складывания и укрепления единого русского государства в поисках опоры для культурного возрождения художники, писатели стали чаще обращаться к теме былой независимости и расцвета древней Руси. Этим объясняется усиление внимания к былинному эпосу. Складывается цикл сказаний, воспевающих идею русской государственности. Эта же тема возвышения Москвы как «третьего Рима», борьбы за обретение государственной независимости развивается и в письменных литературных произведениях того времени.

Историко-патриотической тематике посвящены поэма «Задонщина», написанная Сафонием Рязанцем, «Сказание о Мамаевом побоище», «Сказание о князьях Владимирских».

На новую ступень поднялось летописание. Региональные летописи, отличающиеся более глубоким и широким анализом событий, сменили общерусские летописные своды. Согласно приказу Ивана Грозного создается лицевой, то есть иллюстрированный свод.

Большое значение для развития литературы стало изобретение бумаги и начало книгопечатания. В 1553 г. в Росси появилось книгопечатание, по приказу Ивана Грозного в Москве была создана государственная типография, в которой Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем 1 марта 1564 г. была выпущена одна из первых печатных книг – «Апостол». В это время выходит первое сочинение по всемирной истории – «Русский хронограф». Начинается переход к систематизации и обобщению ранее собранного материала. Первым системным изложением русской истории стала «Книга степенная царского родословия», в которой дано жизнеописание всех русских князей от Владимира до Ивана Грозного. Огромным обобщающим трудом, состоящим из более чем 27 тыс. страниц, стали «Великие Четьи Минеи» (Чтения ежемесячные), созданные под руководством митрополита Макария. Свод житейских правил и наставлений содержится в «Домострое».

К историко-приключенческой литературе можно отнести записки путешественников. Наиболее известным является «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

В это время уже существовали монастырские и даже частные библиотеки. По некоторым сведениям, большая библиотека с греческими и латинскими рукописями была у Ивана Грозного. Судьба ее до сих пор неизвестна.

Как видно из «Домостроя», в ХVI веке было довольно развито просвещение. Горожане, зажиточные люди вели письменный учет в своем хозяйстве. На церковном соборе 1551 г. был утвержден проект создания городских училищ «для наученья грамоте», появились «азбуковники», руководства по грамматике и арифметике. Образованные люди того времени знали греческий, латинский и другие языки.

Однако более системный и светский характер образование приобрело в ХVII в. В 1634 г. был издан печатный букварь, дешевая цена которого (1 копейка), делала учебник доступным для широкого круга обучавшихся грамоте. Сохранились рукописные учебники арифметики того времени и печатная таблица умножения. При монастырях, церквях, а в 1680 г. – при Печатном дворе открывались училища с преподаванием греческого и латинского языков. В 1687 г. в России начало действовать первое высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинская академия.

Дальнейшее развитие получила литература. В ХVII в. Печатный двор в Москве издал 483 книги. Новым стало появление бытовой повести и сатиры, например, «Повесть о Ерше Ершовиче, сыне Щетинникове», «Повесть о Шемякиным суде», «Повесть о Горе-злосчастии». Созданы исторические повести о завоевании Сибири Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков.

Жанр «жития» приобрел характер автобиографии, например «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Выходят первые поэтические произведения, в частности, стихи Симеона Полоцкого.

Таким образом, средние века стали временем становления русской национальной культуры, основанной на самобытном народном искусстве с использованием традиций и достижений западноевропейской культуры.

 



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 515;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.011 сек.