Новые стили в архитектуре: модерн, эклектика.
В архитектуре начала XIX века продолжал господствовать стиль классицизм. В наполеоновской Франции он развивается в особый стиль империи – ампир, который соответствовал новым политическим и идеологическим задачам. Архитектура должна была прославлять и возвеличивать Наполеона. Архитекторы этого стиля обратились к архитектуре древнеримской империи, которая большего всего отвечала запросам этого периода. Строительство эпохи Наполеона не отличалось размахом, т.к. войны отвлекали все средства. Строили триумфальные памятники, реконструировали старые здания и отделывали дворцовые интерьеры. В Париже на Елисейских полях поставили триумфальную арку Звезды (архитектор Ж.-Ф. Шальгрен), а на Вандомской площади – мемориальную колонную (архитекторы Ж. Лепера и Ж. Гондуэн), которая подражала колонне Траяна в Риме. Придворные архитекторы Наполеона Шарль Персье и Пьер Фонтен в основном оформляли интерьеры и работали для художественной промышленности. Они перестроили замок Мальмезон – резиденцию Наполеона, расширили Лувр, произвели отделку дворцовых интерьеров.
В первой половине XIX века происходит постепенный отход от классицизма, который перестал соответствовать идеологическим, социальным и бытовым требованиям. В 1830 – 1840-х годах архитекторы проявили интерес к готике, Ренессансу, барокко. Они сознательно смешивали эти стили и этот конгломерат стилей получил название эклектика. В этом стиле построены в Лондоне огромное здание парламента (архитектор Ч. Бэрри), рейхстаг в Брелине (архитектор П. Валло), в Париже здание Большой оперы (Гранд Опера, архитектор Ш. Гарнье). Названные сооружения в функциональном плане вполне соответствовали современным требованиям, в них были применены новейшие конструкции, лучшие облицовочные материалы, но в художественном отношении они были в той или иной мере обращены к прошлому. Эклектика начала формироваться с 1830-х годов и сохранила свое влияние на архитектуру на протяжении всего века.
Уже с начала XIX века в строительстве начали использовать металлы – чугун, железо, облегченные своды. Во второй половине века начали применять сталь, позже – железобетон. В течение длительного времени эти материалы рассматривались как вспомогательные, их скрывали под каменными оболочками, под облицовкой. Широко использовать эти материалы стали только с 1980-х годов.
Первым случаем применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в 1843 – 1850-х годах французским архитектором Анри Лабрусом читальный зал парижской библиотеки святой Женевьевы. На Всемирной выставке 1851 г. в Лондоне архитектор Д. Пэкстон построил грандиозный павильон «Хрустальный дворец», который почти полностью был покрыт стеклом. В 1850-х и 1860-х годах строятся на основе металлических конструкций с использованием стекла крупные лондонские и парижские вокзалы, крупные универсальные многоэтажные магазины.
В середине XIX века отмечается дальнейший технический прогресс строительства: используют сварочное железо, а в 1856 г. был изобретен бессемеровский процесс производства стали. В 1889 г. в связи с Международной выставкой по проекту Густава Эйфеля в центре Парижа была возведена башня высотой 312 метров, смонтированная из стальных элементов. Она получила название по имени своего создателя Эйфелева башня и сейчас является символом Парижа.
В 1890-х годах в архитектуре формируется новый стиль – модерн, который явился средством преодоления эклектики. Модерн был распространен в Европе и Америке в 1890-е и 1900-е годы. Модернисты стремились противопоставить смешению старых архитектурных стилей новую, оригинальную и логичную архитектуру. Особое внимание они обращали на новые материалы – железобетон, стекло, в облицовке – керамику, изразцы. В ранний период модерн использовался в эклектических сооружениях.
Значительными мастерами модерна были: австрийские архитекторы
О. Вагнер (1841 – 1918 гг.) и И. Ольбрих (1867 – 1908 гг.), бельгийский – Ван де Вельде (1863 – 1937 гг.), английский – Ч. Макинтош (1868 – 1928 гг.), американский – Л. Салливэн (1856 – 1924 гг.). Эти архитекторы в основном строили небольшие здания: частные дома, магазины, здания вокзалов. В начале XX века модерн постепенно переходит в свою позднюю «конструктивную» стадию. Уменьшается значение декоративного убранства фасадов, главное внимание уделяют конструктивным элементам, простоте и экономичности. В начале века начинается творчество двух крупных архитекторов – француза О. Перре (1874 – 1954 гг.) и американца Ф.Л. Райта (1869 – 1959 гг.). Первая мировая война (1914 – 1918 гг.) приостановила строительство и привела к разрушениям во многих городах.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 667;