Изобразительное искусство
В живописи XIX века получает развитие реалистическое направление. Во Франции в 30-70-е годы это направление представлено творчеством художников Ж.Ф. Милле (1814 – 1875), создавшего цикл картин из жизни крестьян («Сборщицы колосьев»), и Гюстава Курбе (1819 – 1877 гг.) – выдающегося мастера жанровой живописи, изображавшего жизнь без прикрас «Похороны в Орнане», «Шторм на море», «Натюрморт с яблоками и гранатами». Творчество этих художников противостояло академической живописи, они стали предшественниками импрессионизма.
Художником, который предвосхитил возникновение импрессионизма, был Эдуард Мане (1832 – 1883 гг.). Он правдиво изображал жизнь Парижа, давал точные характеристики его обитателям «Завтрак на траве», «Чаепитие», «Нана», «Олимпия». Его последняя картина «Бар в Фоли-Бержер» – сильнейшая страница в истории французского критического реализма.
Английскими художниками реалистического направления были Уильям Тёрнер (1775 – 1851 гг.) «Кораблекрушение» и Джон Констебль (1776 –
1837 гг.), который прославлял человека его созидательный труд, привлекательность природы «Телега для сена, переезжающая брод», «Хлебное поле» и др.).
Под влиянием реалистической живописи в 1874 г. появилось новое направление во французском искусстве – импрессионизм. Название этому направлению дала картина Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце», выставленная в 1874 г. в «Салоне отверженных», где представили свои картины художники, отвергнутые официальным Салоном.
Художники-импрессионисты объединились для борьбы за обновление искусства и преодоление официального салонного академизма. Они считали, что картины надо создавать на пленэре, то есть, на открытом воздухе, писать только чистыми красками (цвета радуги), не смешивая их на палитре. Основное внимание пейзажам уделяли Клод Моне (1840 – 1926 гг.) и Камиль Писсаро (1830 – 1903 гг.), Эгар Дега (1834 – 1917 гг.) стремился запечатлеть движение и обыденную жизнь людей, Огюст Ренуар (1841 – 1919 гг.) предпочитал писать женские и детские портреты, жанровые картины, на которых основное внимание уделял людям. После проведения в 1886 г. восьмой (первой успешной) выставки эта группа распалась, исчерпав возможности развития как системы единого направления в живописи.
Импрессионизм оказал благотворное влияние не только на живопись, но и на другие виды искусства, в частности, на скульптуру. Так, соратником импрессионистов был великий французский скульптор Огюст Роден (1840 – 1917 гг.). В своем искусстве он прославлял красоту и благородство человека («Граждане Кале», «Поцелуй», «Мыслитель» и др.).
Основные черты импрессионизма получили свое развитие в постимпрессионизме. Яркими представителями этого направления были французские художники Сезанн, Гоген и голландец Ван Гог. Испытав влияние импрессионизма, каждый из них был яркой индивидуальностью и поэтому творчество каждого художника очень своеобразно. Поль Сезанн (1839 – 1906 гг.) использовал чистые краски и цветовые контрасты. Основные жанры – портрет, пейзаж, натюрморт («Берега Марны», «Персики и груша» и др.). В творчестве Сезанна впервые появляются элементы кубизма.
Поль Гоген (1848 – 1903 гг.) является один из главных представителей постимпрессионизма, близок к символизму. Живописью Гоген начал заниматься в 1870-е гг., учился в академии Коларосси. Уже в 1876 г. его пейзажи были приняты на парижском Салоне, а с 1879 г. Гогена приглашают к участию в выставках импрессионистов. В 1888 г. в Понт-Авене Гоген возглавляет группу художников, создавших объединение «цветового синтеза», для которого было характерно упрощение и обобщение формы, нанесение контура фигур черной или синей краской («Видение после проповеди», 1888 г.). В 1889 г. Гоген уезжает на острова Океании, Период, проведенный Гогеном на острове Таити (1891 – 1893 и 1895 – 1901 гг.) и на острове Доминик (1901 – 1903 гг.) стали самыми плодотворными в творчестве художника. Наиболее известны картины этого времени «Аве Мария», 1891 г.; «Пейзаж с павлином», 1892 г.; «А ты ревнуешь?», 1892 г.; «Женщина с плодом манго», 1893 г.; «Жена короля», 1896 г.; «Откуда мы? Кто мы? Куда мы идем?», 1897 г. Особое значение Гогена в мире искусства конца XIX века определяется его интересом к культурам «заморских» народов и его теоретическими разработками по созданию живописной системы «синтетизма», а также его необычной судьбой.
Известным представителем постимпрессионизма был Винсент ван Гог (1853 – 1890 гг.). Ранние работы он посвящал жизни крестьян, шахтеров, ремесленников и они отличались темной палитрой («Едоки картофеля», 1885 г.). В 1886 – 1888 гг. Ван Гог живет в Париже и посещает частную художественную школу, знакомится с искусством импрессионистов. Это оказало влияние на окончательное формирование его творческой манеры. Картины становятся более светлыми. Наиболее известные работы были написаны после его переезда в Арль (1888 г.). Ван Гог пишет пейзажи «Красные виноградники в Арле», 1988 г.; «Сеятель», 1888 г.; «Звездная ночь», 1889 г.; «Ирисы в Сен-Реми», 1889 г.; «Хлебное поле с воронами», 1890 г.. Знаменитые натюрморты Ван Гога «Подсолнухи», 1888 г. и «Стал Ван Гога», 1888 г.. Ван Гог пишет несколько автопортретов, один из наиболее известных – «Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой», 1889 г., а также пишет портреты «Портрет доктора Гаше», 1890 г., и «Портрет доктора Рея». 1889.
Творчество художников-постимпрессионистов оказало большое влияние на развитие живописи начала XX века.
Таким образом, культура XIX в. разнообразна по своим стилям и жанрам. Под влиянием внешних факторов, в частности политических и социальных изменений, менялись формы и методы искусства.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 514;