Классический период
Классический период продолжался на протяжении V - IV вв. до н.э. (до установления Филиппом Македонским господства над Грецией в результате победы в битве при Хероне в 338 г. до н.э.). Древнегреческая цивилизация достигла своего расцвета. На этот период приходится золотой век Афин, наивысший подъем афинской демократии (Перикл), формируется классическая культура античного полиса.
В философии V в. ведущим направлением осталась натурфилософия, сложившаяся в эпоху архаики. Однако примерно с середины V в. в духовной жизни Греции происходит решительный поворот: центре философии оказывается не мир, а человек. В этом духовном перевороте немалую роль сыграли софисты (от греч. слова «софос» - «мудрый»). Софисты это странствующие философы, которые за плату обучали желающих, диалектике, риторике, грамматике, математическим наукам. Софисты считали, что истин может быть столько же, сколько и людей, и особенно славились своим мастерством убеждать и доказывать.
Непримиримым врагом софистов в Афинах выступил Сократ. Он утверждал, что существуют абсолютные истины, абсолютные этические ценности, но ими владеет только бог. Сократ все внимание уделял человеку - его природе, возможнотям, восспитанию. Основой человеческого существования и развития он считал разум. Истину, по мнению Сократа, можно познать в споре с помощью наводящих вопросов. Философ подчеркивал необходимость профессиональных знаний для успешной деятельности в любой сфере жизни.
Важную роль в философской культуре Древней Греции сыграла атомистическая теория Демокрита и Эпикура которая давала последовательно материалистическую картину мира, смело утверждая, что весь мир состоит из совокупности атомо - мельчайших неделимых частиц и пустоты, в которой движутся эти атомы. Атомы вечны, неуничтожимы и неизменны. Различные соединения атомов образуют различные вещи. Отсюда — возникновение и разрушение вещей. Мир же представляет собой бесконечное множество вечно движущихся в бесконечной пустоте атомов. По мнению Демокрита, нет явлений без причины, в мире все причинно обусловлено. Впервые введя в древнегреческую философию понятие причины, и развив систему материалистического детерминизма, Демокрит отрицал случайность, отождествляя её с беспричинностью.
Большое место в учении Демокрита занимали социальные и этические проблемы. Наилучшей формой государственного устройства он считал демократию, наивысшей добродетелью - мудрость. Материалистическая философия Демокрита оказала огромное влияние на развитие европейской философии и естественных наук.
Таким образом, древнегреческие философы создали язык философии, сформулировали все существенные вопросы данной области знания, обозначили все ее необходимые моменты, которые в последующих исторических системах развивались более полно.
В классический период главной целью образования было формирование способности к логическому мышлению и освоение фундаментальных знаний, объединяющих различные области науки и искусства. В систему образования помимо риторики, арифметики, астрономии, геометрии, входили музыка, танцы, занятия спортом.
Классический период– время расцвета греческого искусства. Архитектура развивалась благодаря строительству акрополей, разнообразных общественных сооружений. Самый грандиозный из архитектурных комплексов этого периода – комплекс сооружений на Афинском Акрополе. Разрушенный персами в 480 г. до н.э. его на протяжении V в. до н. э. восстанавливал мастер скульптуры Фидий. В строительстве этого храма принимали участие зодчие Иктин и Калликрат и др.
Ансамбль Акрополя включал в себя ряд сооружений - пропилеи (парадные ворота), главный храм Афин - Парфенон, посвященный покровительнице города Афине-Парфенос и символизировал победу греков над врагами. Парфенон - один из шедевров мировой культуры. Фидий как скульптор выполнил ряд фигур в центральном храме комплекса. В частности, статую Афины высотой 12 метров. К числу величайших работ этого мастера относится скульптура Зевса Олимпийского, украшавшая Храм в Олимпии.
Недалеко от Парфенона в ионическом стиле был построен великолепный храм Афинского Акрополя - Эрехтейон (421 - 406 гг. до н.э.) со знаменитым портиком кариатид.
В эпоху классики возник третий ордер - коринфский. Коринфский ордер похож на ионический, но более богат декоративно-орнаментальным убранством. Капители его колонн украшены стилизованными изображениями растений. Греческие зодчие относительно редко работали в этом стиле. Он больше пришелся по вкусу архитекторам Рима. Первые из найденных археологами коринфских колонн находились в храме Аполлона в Бассах (IV в. до н. э.).
В скульптуре классического периода утвердился общегреческий идеальный художественный образ человека, выражавший гармонию физического и духовно-нравственного начал. Греки были убеждены, что красота человеческого духа может быть выражена только в совершенном, сохраняющем величавое спокойствие даже в движении теле, а лицо должно передавать возвышенную одухотворенность. Такой идеал породил две особенности греческой классической скульптуры: стремление к максимально точному, пропорционально выверенному изображению тела и дистанцирование от индивидуально-портретных черт. Одной из центральных проблем в скульптуре этого периода становится выражение движения, характеризующегося ритмом, целостной завершенностью и гармонией. Все эти особенности скульптуры переданы в работах знаменитых скульпторов Древней Греции — Мирона, Поликлета и Фидия.
Мирон работал в бронзе. Главной задачей скульптора было - запечатлить момент перехода от одного движения к другому, подметить кульминационные моменты в этих движениях. Ярким примером является его известная работа «Дискобол», «Афина и Силен Марсий», установленная в Афинском акрополе.
Поликлету принадлежат многочисленные изображения атлетов-победителей в мраморе и бронзе. Примером служит «Диадумен» — статуя юноши, обвязывающего голову повязкой победителя.
Во времена поздней классики свои произведения создают Скопас и Пракситель. Скопас работал во многих городах Греции, но более всего прославился своим фризам для Мавзолея в городе Галикарнас. Пракситель («Отдыхающий сатир», «Гермес с младенцем на руках»).
Классический период – время наивысшего расцвета греческой литературы. Ее развитие определялось уже не лирикой, а творением трагедий и комедий. Дальнейшее развитие получил театр
Выдающимися авторами трагедий V в. до н. э. были Эсхил, Софокл, Еврипид. История сохранила до нашего времени от богатого наследия Эсхила шесть его пьес, а также 18 драм, созданных Еврипидом. Другим важным жанром греческой литературы стала комедия. Для греческой классической комедии были характерны критика социальных недостатков полиса и высмеивание человеческих пороков. Ярким тому примером служит творчество Аристофана («Птицы», «Всадники», «Женщины в народном собрании» и др.).
Популярность театра оказала влияние на архитектуру. Зодчие разработали тип конструкции театра с использованием рельефа местности. В холмах и горах вырезали полукружьем скамьи, вторая часть конструкций – сцена, за которой располагались алтарь и различные постройки. Такие театры вмещали до 20 тысяч зрителей. Самый знаменитый театр, в котором ежегодно проводятся состязания древнегреческих пьес, находится в г. Сиракузы. Греческий театр заложил основы современного театра Европы.
Таким образом, в классический период наиболее полно проявились типологические черты греческой культуры, были созданы произведения искусства, литературы, а также философские системы, ставшие достоянием не только античной, но и всей европейской культуры.
Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 631;