Своеобразие религии Междуречья


В Месопотамии впервые развитую религиозную систему создали шумеры. В дальнейшем многие ее элементы были восприняты почти всеми народами, проживавшими в этом регионе: аккадцами, вавилонянами и ассирийцами. В Двуречье насчитывалось несколько сотен различных богов и бо­гинь. У каждого крупного города был свой бог и покровитель, защи­щавший интересы его жителей. Существовали божества, связанные с самыми разными сторонами жизни и смерти. Причем ведущее место среди богов занимали женские божества. Так, например первобытная водная стихия была представлена богиней Тиамат. Позднее, когда жрецами будет создан пантеон богов, большинство их окажется мужскими, а женские станут выполнять второстепенную роль.

Древние шумеры выработали сложную систему космогонии – учение о сотворении мира и людей. Согласно этой мифологической концепции одним из основных богов шумерского пантеона является Ан – божество неба, старейшина богов. Ан управляет Собра­нием богов, являлся хранителем священных таблиц судеб ME («сущности», «сути»).

Энлиль – повелитель воздуха и ветра, глава Собрания богов, покровитель естес­твенных законов.

Энки – повелитель пресных и подзем­ных вод, создатель и покровитель человечества, писцов и пис­цового ремесла, умелец, искусник и маг, обучающий различ­ным искусствам младших богов для того, чтобы они передали их людям. Энки был дружествен людям, прибегнув к хитрости, он спас людей от гибели, на которую по настоянию Энлиля они были осуждены собранием богов.

Думузи – божество весенних процессов вегетации и покровитель скотоводов. В многочисленных текс­тах рассказывается о браке Думузи и Инанны, совершающемся весной. В канун летнего солнцестояния Думузи уходит в под­земный мир, передавая земле свою плодоносную силу.

Инанна – богиня планеты Венера, олицет­воряющая силу любовной страсти. Инанна воплощает стихий­ную силу природы и человеческие эмоции, олицетворяет жен­ское начало, покровительствует любовным отношениям между полами.

По мере возвышения Вавилона при Хаммурапи большое значение приобретает вер­ховный вавилонский бог Мардук. Его главный храм Эсагила и примыкавшая к нему храмовая башня Этеменаки находились в Вавилоне.

Все, что происходило в земной жизни: от смены времен года до государственных катаклизмов жители Двуречья связывали с небесной волей богов, а за людьми признавалась только роль слепых исполнителей небесных предначертаний.

В честь богов устраивались пышные празднества, совершались жертвоприношения. Во время церемонии идолов выносили из храмов, несли в торжественной процессии или везли в роскошно украшенных ладьях по каналам в музыкальном сопровождении.

Важным понятием месопотамской мифологии являлось понятие Ме, воз­никшее в шумерский период: божественные законы, совокупность различных закономерностей и правил, обеспечивающих функционирование как природы, так и цивилизации. В законах Ме содержалась вся мудрость и наука Древнего Двуречья.

Наряду с космогонией и повествованиями о происхождении людей шумеры и аккадцы разработали цикл мифов, который объяснял изменения в природе. В основу которых была положена история смерти и воскресения богини плодородия – Иштар.

Жители Месопотамии верили в загробный мир. По их представлениям, это было царство теней, где мертвецы вечно страдали от голода и жажды, пита­лись глиной, пылью, хлебом из нечистот. Сносного существования удостаива­лись только те, для кого совершались специальные обряды. Ис­ключение делалось для воинов и многодетных матерей. Чтобы обеспечить душе умершего покой, над телом усопшего совершались различные церемонии: пла­кальщицы рвали одежды, растрепывали волосы, даже наносили себе раны; жрецы исполняли траурную музыку, совершали специальные обряды. Во время погребения бедных заворачивали в тростниковую циновку, богатым делали глиняный гроб или могилу, устланную кирпичом и щебнем. В могилу клали не­которые мелкие предметы, еду. Царей хоронили в каменных склепах и сарко­фагах. Потомки должны были в определенное время приносить жертвы, тогда умершие могли пить свежую воду, иначе их ожидали испорченная вода, пыль, грязь.

Характерной чертой религии жителей Двуречья было сохранение и развитие магии. Считалось, что магическими средствами можно спасти человека от вселившихся в него бесов, болезней и нес­частий. Существовали сборники различных заклинаний, ри­туалов и магических формул. Важное место в религии Месопотамии за­нимали предсказания, сновидения, гадания как средства, способные предотвратить неудачу, болезнь, несчастье. Гадали по крику и поле­ту птицы, по внутренностям животных, по взаимному расположению звезд и планет.

Таким образом, особенность месопотамских религиозных верований заключается в антропоморфности, подчинение женских божеств мужским, преемственности в божественной структуре, объединение богов под властью одного бога, магической стороне культа, астральном характере пантеона (соотношение богов со звезда­ми), наличие развёрнутой мифологии и появление героев (полубогов-полулюдей).

Возникновение и развитие письменности. Литература

Важнейшим достижением шумерской культуры было создание письменности, которая получила название – клинописи. Такое название было дано по характерному облику письменных знаков, напоминающих беспорядочное нагромождение клиньев. Необходимость в способе хранения и передачи информации появилась вместе с развитием государственных структур, храмового хозяйства и торговых отношений.

Шумерская система письма прошла в своем развитии несколько этапов. На начальном этапе письмо носило изобразительный, пиктографический характер. Т. е. явления, понятия конкретных объектов передавались условными рисунками-символами.

В дальнейшем эта система была усовершенствована. Теперь изображения могли передавать смысл абстрактных явлений и действий. Так, например шумерский символ, означавший «рот», стал также употребляться для передачи смысла слова «говорить». Символы объединялись в комбинации: например, два стоящих рядом знака «рот» и «пища» означали глагол «есть».

Перелом в развитии письменности наступил тогда, когда пиктографические символы в основном стали передавать звуки, преимущественно те, с которых начиналось слово, ранее соответствовавшее пиктограмме. К середине III тыс. до н. э. в шумерской письменности было отражено большинство звуков устной речи.

Вместе с изменением функции письменных символов менялся и их внешний вид. Пиктограммы, наносившиеся на глиняные таблички, преобразовались в стилизованные буквы. Кроме того, со временем письмо получило новое назначение. Большинство ранних шумерских табличек содержали тексты практического характера, например, списки каких-либо продуктов или товаров. С годами возникла потребность в фиксации указов царей, правовых кодексов, произведений литературы. Получила распространение частная переписка. И символы становились все более абстрактными, утрачивая связь с конкретным изображаемым объектом. Наряду со схематизацией знаков сокращалось их число (с 1500 в Шумере до 300 в Нововавилонском царстве). Наконец, возникли условные элементы клинописи.

Впрочем, наиболее существенные изменения произошли тогда, когда писцы поменяли заостренную тростниковую палочку на металлическую с клинообразным концом, которую впоследствии заимствовали римлян назвав ее stilus. Преобразованная письменность получила название клинописи, т.к. письменные символы напоминали клинья.

Усовершенствованная во II тысячелетии до н. э. финикийцами клинопись составила основу греческого, а через него – многих современных алфавитов.

Основу литературного наследия Месопотамии составляют мифы, легенды, эпосы, рассказывающие о сотворении и человека. Некоторые из них в преобразованном виде вошли в текст Библии. Всемирную известность получила шумеро-аккадская эпическая поэма «Эпос о Гильгамеше», герой которой Гильгамеш – полулегендарный правитель города Урука, который отправляется в далекое путешествие с целью обрести тайну бессмертия и затем воскресить своего друга Энкиду. Основная мысль этого эпоса сводится к тому, что даже величайший герой не может добиться вечной жизни и должен смириться перед богами.

Такая же мысль об ограниченности человеческих возможностей приводится в другой поэме, героем которой является Этана.

Легенды и эпосы дополняют лирические произведения – гимны, посвященные многочисленным богам. Так например, гимн, воспевающий солнечного бога – Шамаш.



Дата добавления: 2020-05-20; просмотров: 547;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.01 сек.