Молодой фатьяновец. История и реконструкция


Проблема происхождения и этнической атрибуции фатьяновской культуры (II тысячелетие до н. э.) имеет для истории Московского края большое значение. На территории самой Москвы известны два могильника и около десятка находок, относящихся к этой культуре. С ней связано множество загадок, пока еще не решенных нашей наукой. Откуда появились фатьяновцы? Каковы были отношения этих пастушеских племен, знавших уже бронзу, с местным населением, стоявшим, по-видимому, в те времена на более низкой ступени развития? Чем объяснить угасание этой культуры?

Фатьяновской культуре посвящена обширная археологическая литература, но нельзя еще сказать, что все проблемы разрешены окончательно. До настоящего времени существуют более или менее обоснованные гипотезы, нередко исключающие друг друга. Это объясняет нам глубокий интерес, который проявлял к фатьяновской культуре М. М. Герасимов. В своей монографии он заново пересмотрел весь антропологический материал, относящийся к фатьяновским памятникам, исследовал их происхождение и связи с другими памятниками, дал характеристику антропологического типа, сделал 14 графических реконструкций.

Рис. 1. Фатьяновец. Реконструкция по черепу из Кузьминского могильника

Одна из них заинтересовала Музей истории и реконструкции Москвы, готовивший в то время (1960 г.) новую экспозицию по древней истории края. Это была реконструкция внешнего облика молодого мужчины по черепу, найденному в Кузьминском могильнике (Загорский район Московской области). Могильник, по мнению исследователей, был характерен для фатьяновской культуры. Найденные в нем кости животных позволили впервые обосновать предположение о развитии у фатьяновцев животноводства и определить примерный состав их стада — овцы, коровы, лошади; немалое значение в хозяйстве имело и разведение свиней.

Время, когда совершены погребения в этом могильнике, устанавливается по находкам керамики — так называемым бомбовидным сосудам, на которых был характерный орнамент в виде решетки, нанесенной каким-то зубчатым инструментом. Аналогичные сосуды были найдены в верхневолжских могильниках, относящихся ко второй четверти II тысячелетия до н. э.

Особенно интересно как для антропологов, так и для археологов было погребение сравнительно молодого мужчины в возрасте около 25 лет (погребение № 1 в могиле I, определение было сделано М. С. Акимовой). Скелет с сильно скорченными ногами лежал головой на юг. При погребении оказались вещи: кремневый шлифованный топор со следами работы на лезвии, 58 подвесок и бус из просверленных зубов, костяные пронизки, бусы из раковин и др.

В той же могиле был и скелет младенца, ориентированный также головой на юг, т. е., очевидно, не случайно попавший, а специально погребенный в той же могиле. Вероятно, ребенка и мужчину связывало какое-то родство. Исходя из того, что нам известно об обычаях эпохи матриархата, это могли быть дядя и его племянник — сын сестры (как и предполагает О. Н. Бадер). Но могли быть и отец с сыном; в этом случае следовало бы говорить о появлении у фатьяновцев: элементов патриархата.

Было решено сделать пластическую реконструкцию головы мужчины по черепу из могилы 1. Приводим характеристику черепа по М. М. Герасимову. «Череп массивный, удлиненный в сагиттальном направлении, сверху пентагональный, со стороны затылка крышевидный. Свод черепа невысокий. Лоб невысокий, слегка наклонный, широкий. Затылок невыступающий, преломленный. Глабелла развита слабо (2 балла). Надбровия выступающие, небольшой протяженности (1 балл). Носолобный отросток вынесен вперед.

Лицо триангулярное, широкое, средне-профилированное с тонко очерченными скуловыми костями, слабопрофилированными глазницами. Очень высокий альвеолярный отросток верхней челюсти, чуть мезогнатный. Овальные орбиты небольшие. Глазницы замкнутые. Носовые косточки короткие, слабопрофилированные. Отверстие носа грушевидное, с тонкими краями. Подносовой шип хорошо развит. Нос небольшой, средневыступающий. Зубы чуть прогнатные. Нижняя челюсть высокая, узкая, с короткими, широкими восходящими ветвями».

М. М. Герасимов и М. С. Акимова характеризуют антропологический тин этого мужчины как европеоидный. Череп близок североевропеоидному типу, но лицо его шире и массивнее, нос выступающий; лицо менее профилированное.

М. М. Герасимов определяет черепа из Кузьминского могильника как «московский вариант фатьяновской культуры».

При работе над скульптурой встал вопрос о необходимых внешних аксессуарах — прическе, одежде, украшениях. Легче всего было восстановить последние: ведь в могиле было множество просверленных зубов животных, явно составлявших когда-то ожерелье. Труднее было с одеждой и прической: никаких органических остатков не сохранилось и нельзя было судить о расположении волос и характере одежды. Материалы других фатьяновских памятников позволили предположить, что ткачество в ту эпоху было известно, стало быть, покойника могли одеть не в шкуры, а в ткань. Над восстановлением одежды и украшений М. М. Герасимов работал совместно с А. Г. Векслером.

На скульптурной реконструкции, выполненной М. М. Герасимовым, прекрасно очерчено широкое, с высоким крутым лбом лицо фатьяновца. Короткие волосы перехвачены повязкой. Фигура человека чрезвычайно сильного. На плечах — грубая холщовая рубаха. На шее — обереги — ожерелье из медвежьего, лосиных и собачьих клыков.

Таков воссозданный М. М. Герасимовым портрет обитателя московской земли в эпоху бронзового века. Его облик несколько суров. Таким и должен был быть человек, вся жизнь которого протекала в напряженной борьбе за существование.

 



Дата добавления: 2025-01-08; просмотров: 30;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2025 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.