М. М. Герасимов и история Москвы
Работы по восстановлению облика древних жителей Московского края и русских царей. Среди многообразных работ Михаила Михайловича Герасимова немалое место занимала Москва. Наряду с Самаркандом она стала одним из главных объектов его собственных археолого-антропологических полевых исследований. Целью этого исследования было археологическое изучение погребений и восстановление облика исторических лиц — деятелей русской истории XVI — начала XVII вв.— грозного царя Ивана и его отнюдь не грозного сына Федора, блестящего полководца Михаила Скопина-Шуйского.
Но не только эта важнейшая работа связывала М. М. Герасимова с Москвой, как источником материала для пластических реконструкций. Известно, что многие советские и зарубежные археологи давали М. М. Герасимову для заключения найденные при раскопках черепа и скелеты, чтобы по возможности выявить облик людей, принадлежавших к тем или другим племенам и народам. Московские археологи также предлагали получившему мировое признание мастеру материалы своих раскопок для восстановления облика древних поселенцев Московского края.
Это было важно как для научного исследования этнического состава населения Подмосковья в разные исторические периоды, так и для решения кардинальных практических задач музейной экспозиции.
Разработанный М. М. Герасимовым метод пластической реконструкции имеет совершенно особое значение для музейного дела. В наше время никому уже не нужно доказывать преимущество в экспозиционном решении музейного показа проблем истории, как и во многих других видах музейной экспозиции, объемного материала перед плоскостным. Именно объемные экспонаты позволяют показать в наиболее конкретной форме основную тему экспозиции, сделать ее яркой, доходчивой, запоминающейся.
В результате пластической реконструкции внешнего облика древнего человека создается документальный объемный экспонат, значение которого для музеев всего мира трудно переоценить. Если для научных исследований и даже для научных публикаций вполне достаточно графической реконструкции, а в некоторых случаях она даже предпочтительнее фотографии со скульптурного портрета, то для музея нужен именно скульптурный портрет, который посетитель сможет рассматривать с разных сторон. Поэтому, неудивительно, что как только ученый создавал очередную реконструкцию, к нему обращались разные музеи с просьбами разрешить ее экспонировать или сделать авторское повторение.
Пластические реконструкции облика древних жителей Московского края, выполненные М. М. Герасимовым, не только с редкой научной достоверностью, но и с большой художественной силой, дали возможность показать эти яркие и убедительные образы широким кругам москвичей, интересующихся прошлым этого края. Они были и остаются незаменимыми для больших и малых музеев, усиливая в их экспозиции черты подлинности, без которых немыслим музейный показ истории края.
Каждая такая реконструкция имеет свою историю, в которой всякий раз с новой стороны раскрывается и образ М. М. Герасимова как ученого-исследователя и как художника.
Общеизвестно, что помимо антропологической части восстановления по черепу утраченного облика М. М. Герасимов проделывал и другую часть — реконструкцию прически, одежды, головного убора. Словом, восстанавливая те реальные черты, без которых рядовой зритель вообще не может воспринять реконструкцию. Вторая часть работы, с нашей точки зрения, немногим менее важная, чем первая, требовала от исполнителя еще в большей степени таланта художника и эрудиции историка. В этой части работы М. М. Герасимов более всего сотрудничал с археологами, дававшими ему материалы, с историками, искусствоведами и иными специалистами.
Описываемые ниже работы М. М. Герасимова, которые выполнены для Музея истории и реконструкции г. Москвы, Государственного исторического музея, Музеев Московского Кремля, позволяют судить о сложном процессе реконструкции в различных его аспектах.
Дата добавления: 2025-01-08; просмотров: 32;