История военно-морского флота Древней Греции
В пятом веке произошла революция в военной практике, связанная с созданием триремы - нового военного корабля, который привел греков к победе над персами и стал самым совершенным военно-морским судном в Афинской империи. Военно-морские силы по-прежнему использовали пентеконтер, или корабли с двадцатью пятью матросами и одним рулевым в одной линии с каждой стороны, и бирему, у которой было два ряда гребцов.
На вазовых росписях до 700 года впервые был изображен пентеконтер, и в течение следующего столетия он стал доминирующим военным кораблем в греческом мире. Быстроходные, они имели на носу однозубый таран, сделанный из бронзы. На "пентеконтере" было двадцать четыре гребца и по одному рулевому с каждой стороны в две шеренги, а на корме - два рулевых. Несмотря на прочность, корабль был слишком длинным и тонким, чтобы сохранять устойчивость, и был уязвим в условиях бурного моря. Кроме того, им было трудно маневрировать.
Следующим нововведением стала бирема. У нее тоже было по двадцать четыре гребца с каждого борта, но теперь они располагались в два ряда, один над другим, так что двенадцать гребцов находились вдоль планширя, а двенадцать - под ними, гребя через отверстия в корпусе. Это позволяло кораблю быть короче и быстрее. Похоже, что этот корабль был изобретен финикийцами, и он был более маневренным, чем "пентеконтер", а благодаря своей повышенной скорости мог обеспечить большую силу удара при таране.
Его меньший размер также представлял собой меньшую цель для вражеских кораблей. Фукидид указывает, что последний разработанный тип военного корабля, трирема, был изобретен в Коринфе. Вполне вероятно, что, хотя он был изобретен в VII веке, широкого распространения он получил только в середине VI века.
Трирема с тремя рядами гребцов позволяла кораблям набирать скорость и маневренность, но для управления ею требовалась обширная подготовка. Новые флоты начали приобретать известность примерно в 525 году, когда Поликрат, тиран Самоса, отправил сорок триер на помощь персам в борьбе с египтянами. Когда трирема стала считаться новым линейным кораблем, она широко использовалась во всем греческом мире. Он состоял из двух рядов по двадцать семь гребцов на каждом из двух уровней, а затем был добавлен третий ряд, в котором по тридцать один гребец с каждой стороны сидел по трое на скамье, причем каждый гребец работал отдельным веслом, что в общей сложности составляло 170 гребцов. Главным гребцам приходилось больше всего работать, так как у них были самые длинные весла, и их использование требовало большей синхронизации, чем у двух других гребцов. Нижние гребцы находились не только ниже двух других рядов гребцов, но и на уровне ватерлинии, поэтому им приходилось иметь дело с водой, поступающей через отверстия для весел. Два нижних ряда гребцов не могли видеть воду, поэтому гребли вслепую.
Этот новый корабль требовал большой координации действий и требовал от гребцов практики. Скорее всего, сигналы для гребли были основаны на жестах, поскольку шум, создаваемый гребцами и морем, был слишком громким, чтобы можно было расслышать голосовые команды. В древней литературе упоминается об использовании песнопений, и, возможно, это было сделано для создания правильного ритма или цикла для гребцов. У триремы был более крупный бронзовый таран с тремя зубцами вместо одного зубца у биремы. На триреме была палуба для морских пехотинцев с четырнадцатью копейщиками и четырьмя лучниками. Экипаж этого корабля также включал двадцать пять младших офицеров и пять старших офицерских чинов.
Древние военно-морские силы использовали несколько стратегий, чтобы их корабли могли преодолевать вражеские флоты. Основной план состоял в том, чтобы корабль таранил вражеский корабль, чтобы вывести его из строя. Таран (эмболон) представлял собой кусок металла на носу, чуть ниже ватерлинии, который пробивал дыру в корпусе вражеского корабля. Обычным делом было атаковать вражеский корабль с тыла, где он был не только наиболее уязвим, но и представлял собой самую крупную цель.
Другая стратегия заключалась в том, чтобы корабль подошел к вражескому кораблю, убрал свои весла, а затем протаранил вражеские весла, чтобы отломать их и вывести корабль из строя, чтобы его можно было атаковать позже. Если корабль врежется в противника под углом, урон может быть довольно значительным, не только из-за силы удара, но и из-за угла, создающего эффект разрыва корпуса.
Типичная стратегия при столкновении с противником заключалась в том, чтобы одержать верх, заставив флот обойти вражеский флот и атаковать с тыла. Флот пытался направить несколько своих кораблей в обход с одной или обеих сторон, в то время как центр сдерживал противника. Таким образом, атакующие могли обойти противника с флангов, а затем развернуться и напасть на него с тыла. Эта тактика называлась периплоус (“обходящий”). Другой тактикой был дикплус (“проплывающий сквозь”).
Эта стратегия сосредоточивала несколько кораблей в одном месте, а затем атаковала линию фронта противника, пробивая брешь в линии, потопив несколько кораблей, а затем позволяя части атакующего флота проплыть сквозь нее, а затем развернуться и атаковать противника с тыла. Кроме того, если вражеский флот получит брешь, то атакующий флот фактически разделит его пополам, что позволит ему более эффективно бороться с обеими группами как с двумя меньшими флотами.
Обороняющийся флот попытался бы отразить эти атаки, построившись в полукруг или луну в форме полумесяца, называемую меноэйдес киклос. Здесь обороняющийся флот выстраивался в центре, выставив крылья вперед, чтобы оттянуть атакующих в середину, а затем они атаковали их с боков и окружали их. Или они использовали форму перевернутой луны, чтобы враг не смог беспрепятственно обойти их с флангов. Другой оборонительной тактикой был киклос (“круг”), при котором обороняющиеся располагались по кругу, выставив вперед носы, чтобы защитить корабли от нападения и не дать врагу зайти с фланга и нанести критический удар. В этих маневрах кораблям важно было обладать скоростью и маневренностью. Какая бы сторона ни обладала этими качествами, она часто побеждала.
Во время персидской войны афиняне разгромили персидский флот при Саламине, заманив персов в узкие проливы, используя берега для защиты от обхода с флангов, а также используя свои более быстрые и маневренные корабли для тарана персидских кораблей. Узкие проливы окружали персидский флот, сводя на нет его численное превосходство и лишая его маневренности. Греческим кораблям нужно было только нейтрализовать наступающую группу, чтобы заставить персидский флот остановиться; а без возможности маневрировать персы не могли развернуться и атаковать греков, которые также заходили с боков.
В отличие от сухопутных сражений, в которых потери часто были невелики (не более 15 процентов личного состава), на море потери обычно были значительными. Когда судно затонуло, многие члены экипажа не смогли вовремя спастись, а поскольку на каждом корабле было около 200 моряков, потеря всего пяти кораблей могла стать для них серьезной травмой. Многие жертвы утонули, а после битвы при Аргинусах, в которой афиняне одержали победу, но из-за плохой погоды часть их флота перевернулась, моряков спасти не удалось, и шесть афинских военачальников были казнены за некомпетентность. Тех, кто не утонул, но был захвачен в плен, часто казнили на суше или калечили, например, отрезали правую руку или большой палец, чтобы они не могли грести, или продавали в рабство. Потеря флота могла привести к гибели тысяч людей. Поскольку на кораблях гребли горожане, а не рабы, это уменьшало мощь всего города.
Морские сражения могли проводиться как с небольшой эскадрой из 30 кораблей, так и с большой флотилией из 200 кораблей. Сражения, произошедшие в пятом веке, определили исход великих сражений между Грецией и Персией, а затем между Афинами и Спартой.
Дата добавления: 2024-10-17; просмотров: 57;