Архитектура Древней Греции
Архитектура памятников, которую можно увидеть в Греции, берет свое начало в архитектуре Египта и Ближнего Востока. Эти сооружения и влияние на дизайн памятников пришли в Грецию через Крит и минойцев. Благодаря контактам минойцев с Египтом и Ближним Востоком архитектурные типы и проекты попали на Крит, и их можно увидеть в монументальных дворцах, таких как Кносский.
Здесь, в модульном комплексе без защитных стен, расположенном на холме с видом на море, был большой открытый дворцовый двор, окруженный королевскими апартаментами, парадными залами и тронными залами, которые, как и в египетской архитектуре, в основном украшены колоннадами, что обеспечивает вход через множество точек.
В отличие от Египта и Ближнего Востока, многие памятники монументальной архитектуры на Крите также носили гражданский характер. Хотя большинство греческих архитектурных памятников представляют собой храмы, которые обычно классифицируются как религиозные, а не гражданские, они были частью сложного комплекса религиозных, гражданских и открытых пространств.
Элементы архитектуры дорических храмов. (Сэр Банистер Флетчер, "Сравнительный метод изучения истории архитектуры" для студентов, мастеров и любителей. Лондон: "Б. Т. Батсфорд, Лтд.", 1924)
Разница между легкими, воздушными и открытыми зданиями Крита и массивными каменными постройками Микен создает контраст. Открытый внутренний двор Кносса уступил место мегарону с его монументальной формой усадьбы с очагом в центре и единственным входом или дверным проемом. Вход осуществляется по оси от внутреннего двора среднего размера через крыльцо с колоннами и вестибюль, которые отличаются от стиля с открытыми стенами в Кноссе. Здесь все линейно и симметрично.
Это отличие от критской архитектуры также можно увидеть в создании больших ульев или сводчатых гробниц XV-XIV веков, которые лучше всего видны в Микенах, в Сокровищнице Атрея, вход в которую высечен в склоне невысокого холма и облицован массивными каменными стенами, ведущими к дверному проему с рельефным треугольником сверху, чтобы перенести вес с дверной перемычки на боковые стенки гробницы, чтобы перемычка не сломалась от давления, и парящий свод - архитектурный тип, который не был замечен до Римской империи 1500 лет спустя. Когда дорийцы вытеснили микенцев, это инженерное достижение было утрачено для будущих греков.
Основная форма греческой архитектуры была заложена в мегароне - прямоугольном сооружении с крыльцом вдоль фасада перед входом и двускатной крышей. Он существовал на протяжении веков, был найден в Трое около 2700 года, а также в микенских городах и дворцах. Микенский мегарон был построен на четырех колоннах квадратной формы, которые поддерживали открытое пространство в центре. К концу Средневековья начал формироваться общий облик греческой архитектуры.
Древнегреческие ордена
Затем мегарон стал больше и был построен из камня, а не из дерева. В то же время крыша была расширена, часто со всех четырех сторон, чтобы создать более глубокое крыльцо, так что колоннада простиралась вокруг всего сооружения. Это, в свою очередь, привело к дальнейшему развитию храмов, создавших прямолинейный дорический ордер, менее массивный и более изящный ионический ордер Малой Азии или слиянию двух ордеров, создавших коринфский ордер в пятом веке, вероятно, в Коринфе.
Расположение зданий также сыграло важную роль в развитии гражданской архитектуры. Посетителю было важно увидеть как минимум две стороны здания или храма, чтобы понять его размеры и назначение. Это включало в себя то, что колонны на концах были толще, чем в центральной части колоннады, чтобы подчеркнуть регулярность, так что свет создавал иллюзию того, что все колонны правильные. Здесь также были представлены колонны, которые сужались вверху и расширялись посередине, чтобы создать иллюзию того, что колонны на самом деле были одинакового размера. Это позволило зданию выглядеть однородным и прямым.
Греческую архитектуру можно увидеть во множестве форм и стилей. Греки были известны своей точностью и высоким качеством исполнения. Их формы перспективы и использование формул стали стандартом во всем Средиземноморье. Основное развитие получили стойки и перемычки, вертикальные стойки которых поддерживают горизонтальную перемычку. Фундаментальным элементом греческой архитектуры были колонны, которые в архаический и классический периоды были представлены дорическими и ионическими капителями.
В позднеклассическую эпоху и в эпоху эллинизма коринфская капитель стала обычным явлением. Массивные каменные барабаны опирались друг на друга, образуя вертикальную колонну. Колонны были шире внизу, а затем становились уже вверху, но они имели направленный наружу или выпуклый изгиб (bulge) или углубление, которое создавало видимость того, что колонны стали вогнутыми, чтобы исправить оптическую иллюзию. В верхней части находилась капитель, которая была выпуклой в дорическом ордере, закругленной в ионическом и вогнутой в коринфском.
У дорических колонн не было цоколя, и они были рифлеными. Капители состояли из двух частей: плоской плиты, называемой абакус, которая была шире колонны и служила опорой для балок, и простого эхинуса, или молдинга, похожего на подушку. Антаблемент, представляющий собой горизонтальную непрерывную перемычку, опирался на верхнюю часть капители и состоял из трех частей: архитрава, фриза и карниза. Архитрав обычно был простым, за исключением небольшой полосы, к которой были прикреплены колышки, называемые гуттами.
На фризе изображены каменные плиты с чередующимися рядами триглифов, табличка с тремя вертикальными полосами или рощицами и метопы - квадратные промежутки между триглифами, часто украшенные рельефными скульптурами. На обоих концах здания был фронтон, часто украшенный скульптурами. Подобно триглифам и метопам, на фронтоне были рельефы, на которых позже появились круглые скульптуры. Эти треугольные фронтоны были закрыты фронтонами.
У ионических колонн были основания, на которых было больше вертикальных канавок, чем у дорических колонн. Ионическая капитель украшена двумя волютами (также называемыми завитками), спиралевидными орнаментами в виде завитков, которые опирались на ленту из пальмовых листьев. Абакус стал уже, антаблемент теперь состоял всего из трех горизонтальных полос, а эхинус был рифленым. Что стало более важным в ионическом ордере, так это фриз, который превратился в скульптурный рельеф, опоясывающий все здание, непрерывную сцену, обычно рассказывающую историю.
Третий ордер, коринфский, имел капители с эхинацеями в форме колоколов и был богато украшен листьями аканта, спиралями и пальметтами. Кроме того, на каждом углу была пара завитков, так что с любой стороны было представлено одно и то же изображение. Судя по сохранившимся останкам, дорический ордер был более распространен на материке и в южной Италии. Ионический ордер чаще встречается на островах Эгейского моря и в Малой Азии.
Храм стал наиболее распространенным типом архитектурной формы в греческом мире, и было найдено множество примеров, особенно на территории современной Южной Италии и Сицилии. Эти храмы обычно были продолговатыми, с рядом колонн вокруг здания, и в них стояли культовые статуи, призванные защищать города.
Первоначальные храмы, скорее всего, были построены из дерева, а позже некоторые из них были также построены из камня. Хотя большинство крупнейших храмов древности, вероятно, были длиной 150 футов, некоторые, как, например, храм Зевса в Олимпии, достигали 300 футов в длину.
Общая структура дорического ордера, особенно храмов, отличалась ступенчатой платформой, на вершине которой располагался стилобат, или пол храма, на котором располагались колонны. Колонны с канавками или выступами поддерживали капитель, которая имела эхинус или лепнину вокруг абака, который поддерживал антаблемент. Первой частью антаблемента был архитрав, или горизонтальная балка, поддерживаемая колоннами.
Поверх всего этого была небольшая лента или лепнина. Именно на ней располагался фриз, состоящий из триглифов и метоп. Триглифы, три вертикальные полосы, имели под собой регулу, углубление и гутту, которые, вероятно, использовались для отталкивания воды, чтобы она стекала. Между триглифами находился фриз или метопа. Поверх всего этого был карниз - горизонтальная декоративная лепнина, которая венчала антаблемент и обрамляла его.
Под карнизом располагались мутулы, квадратные блоки, выровненные по триглифам, которые восходили к более ранним временам, когда сооружение было деревянным, и именно здесь деревянные стропила удерживались на месте с помощью колышков. Над карнизом был фронтон, поддерживающий крышу, а на его краю была сима, загнутый край, который образовывал желоб, ведущий в водосточные трубы. Над дверью и окном был тимпан, полукруглая скульптура.
На дальнем краю и в углу фронтона находился акротерий - декоративное украшение, которое могло быть статуей или простым акантом. По всему пролету сооружения проходила крыша, которая часто поддерживалась внутри здания большим количеством колонн. Первоначально строения были сделаны из соломы, но с появлением камня стали использовать керамическую плитку.
Ионический ордер имел большое основание, на котором возвышались тонкие рифленые колонны. На его капителе две противоположные завитки расположены в виде эхинуса. В отличие от простого эхинуса дорического ордера, ионический ордер украшен мотивом яйца и стрелы. Как правило, высота колонны в девять раз превышала ее диаметр у основания. В то время как колонна дорического ордера имела двадцать канавок, колонна ионического ордера имела двадцать четыре.
В классический период, начинающийся в 447 году, строительство великого здания в Афинах велось под руководством Фидия, а общее планирование осуществлял Перикл. Классическая эпоха породила теоретическую концепцию красоты, и это проявилось в таких областях архитектуры, как развитие пропорций и порядка.
Помимо храмов, к другим греческим архитектурным сооружениям относятся стадионы, театры и пропилеи (ворота). Продолговатые и овальные стадионы способствовали развитию атлетизма. Расположенные на окраинах городов, эти сооружения использовались во время больших фестивалей. На стадионе часто были ряды сидений, возвышающиеся вдоль длинных прямых стен. Длинные стены были открытыми с одного конца, в то время как другой конец был изогнутым.
Другим греческим архитектурным сооружением был театр - полукруглое сооружение, вырубленное в склоне холма, со зрительными местами, поднимающимися вверх, и сценой внизу. Театры строились по всему греческому миру и позволяли совмещать гражданские и религиозные функции, поскольку многие театральные постановки проходили во время религиозных фестивалей.
Еще одним греческим сооружением были пропилеи, или ворота. Большая пропилея на Акрополе - один из лучших примеров совмещения религиозных и гражданских функций. Пропилеи были построены в ионическом стиле, чтобы поддерживать крышу выше, чем могли обеспечить дорические колонны.
Пропилеи служили монументальным входом в Акрополь с западной стороны. Они также служили воротами для охраны. Поскольку вход предназначался не только для людей, но и для жертвенных животных, в дополнение к ступеням была устроена наклонная дорожка. Для достижения этой цели архитектор расположил вход на более низком уровне с восточной стороны и выход на более высоком уровне с восточной. Чтобы обеспечить изящество дизайна, проезжая часть стала центральной осью с западным входом и двумя другими входами со ступенями для пешеходов.
Пропилеи также включали в себя два портика и картинную галерею. Они были построены незадолго до Пелопоннесской войны (437-432), и из-за войны их строительство было прервано (в них не хватало двух запланированных зрительных залов, и они так и не были достроены).
К числу других необычных греческих построек относятся толои, или круглые сооружения. Их дизайн и назначение не всегда известны. Возможно, они произошли от ранних круглых хижин или от крышек священных очагов. В Афинах Тиолос на Агоре был официальной столовой для председателей Совета. Толои в Эпидавре и Дельфах - чрезвычайно изысканные здания.
Толос в Эпидавре был построен Поликлеитом Младшим в начале IV века, который также построил театр в Эпидавре. Толос имел две колоннады: внешнюю дорическую и внутреннюю коринфскую. Дельфийский Толос часто ассоциируется со жрицей оракула. Еще одним необычным архитектурным сооружением была гробница Мавсола Галикарнасского высотой 150 футов с пирамидальной крышей.
Эволюция греческой архитектуры способствовала дальнейшему развитию гражданской и религиозной жизни. Религиозные сооружения вскоре распространились по всему греческому миру и стали заметными в классическую эпоху, когда объединение гражданских и религиозных функций лучше всего можно было увидеть в Афинах. Новые сооружения способствовали прославлению Афин и их империи.
Дата добавления: 2024-07-18; просмотров: 114;