Чиновники в Древней Греции
Афины представляют собой лучший и наиболее полный пример известных государственных чиновников Древней Греции. Отчасти это связано с более поздней брошюрой, приписываемой Аристотелю, под названием “Афинская конституция”, в которой описывалась работа правительства и его должностных лиц. На уровне деме, местного демократического органа, был демарш, который мог быть чем-то вроде мэра небольшого города. Он занимал свой пост в течение года, и, вероятно, ему не удалось занять его больше одного раза. Это был единственный офицер, общий для всех демов; в некоторых владениях были и другие должности, такие как бухгалтеры, казначеи и секретари, но не во всех. Их функции заключались не только в облегчении бремени для демарха, но, вероятно, и в контроле за его полномочиями.
Демарш стал связующим звеном между местным сообществом, центральным правительством и всем населением. Помимо ведения реестра демов, он председательствовал на местном собрании демов, собирал все специальные налоги, собирал первые плоды для Элевсинского фестиваля, обеспечивал взыскание долгов, при необходимости организовывал похороны и выполнял другие местные функции, необходимые для управления местными демами. Полномочия и обязанности демарха сводились к тем, которые были конкретно определены центральным правительством (то есть Ассамблеей, которая была единой для всех демов), и к тем функциям, которые контролировались местными демами и которые варьировались от дема к дему.
На центральном уровне существовало множество государственных должностей. Здесь должностные лица были разделены на два типа: те, которые назначались по жребию, и те, которые избирались по жребию. Те, которые назначались по жребию, могли быть назначены любым гражданином Афин и не требовали специальной подготовки или знаний. Как правило, гражданин занимал эти должности только один раз в жизни. Считалось, что те должностные лица, которые были избраны, требовали определенных специальных знаний или навыков, и их можно было избирать несколько раз.
Наиболее ярким примером этого последнего типа должностей могут служить командующие армией или флотом. С момента зарождения демократии в Афинах было избрано десять генералов, или стратегов, которым было не менее тридцати лет. Вплоть до битвы при Марафоне в 490 году один из десяти полководцев, полемарх, оставался номинальным главнокомандующим всеми остальными полководцами, но после битвы это прекратилось. У каждого племени был свой член, избранный народом в качестве генерала, хотя позже стало возможным избирать более одного генерала от одного и того же племени. Позже, в четвертом веке, связь между принадлежностью к племени и должностью полководца, по-видимому, была утрачена, и отбор каждого человека основывался на его способностях, независимо от того, из какого племени он происходил. Что еще более важно, стратегов можно было переизбирать из года в год (одним из примеров этого является Перикл).
Первоначально генералы командовали своими собственными племенными подразделениями, но к IV веку эту задачу стали выполнять другие командиры, и генералам часто поручали управление более широким регионом или службу. После Пелопоннесской войны у пяти из десяти генералов были особые обязанности: один командовал армиями за пределами Афин, второй командовал внутренней обороной, один снаряжал флот, а двое контролировали гавани. Среди других избранных должностных лиц были десять командиров племенных полков, два командира кавалерии, послы и руководители специальных проектов или планов.
Среди тех, кто был выбран по жребию, были архонты. Первоначально было девять архонтов, архонт-эпоним, который обычно определял год, царь-архонт, полемарх и шесть тсмотетов. К этой группе был добавлен секретарь тесмотетай, таким образом, десять человек, по одному от каждого племени, были выбраны в качестве архонтов. При демократии архонты не решали дела, а скорее готовили их для судов.
Одноименный архонт обладал юрисдикцией над семейными делами; царь-архонт - над религиозными преступлениями, в том числе убийствами и поджогами; полемарх - над частными делами, касающимися метисов и других важных неграждан; а тесмотетай - над остальными, включая распределение судов между магистратами; проведение импичмента должностных лиц или судебное преследование тех, кто издавал неправомерные указы перед ассамблеей; и рассмотрение вопросов гражданства, обвинений во взяточничестве, супружеской измене и других судебных дел. Девять архонтов и секретарь отвечали за ежегодный отбор 6000 присяжных заседателей, или дикастов. Три старших архонта также выполняли религиозные функции.
Другие должностные лица, включая более 300 должностных лиц, были выбраны путем жеребьевки, но 500 булеутаев, членов буле или совета, не были выбраны таким образом. Эти другие должности включали архонта, который управлял островом Саламин; демарха над Пирреем; и одиннадцать полицейских комиссаров над рабами, которые следили за общественным порядком и управляли тюрьмами. Кроме того, существовали управляющие, или хозяева агоры, которые отвечали за обеспечение спокойствия на рынке, за контроль за распределением и чистотой зерна; и надзор за производством серебряных монет, включая закупку серебра, изготовление штампов и чеканку монет, обеспечение их чистоты и предотвращение краж. Среди других руководителей были те, кто отвечал за уборку улиц, чтобы города не были завалены мусором.
Были управляющие, отвечавшие за содержание и ремонт дорог. Важной должностью были управляющие, отвечавшие за колодцы и источники, которые обеспечивали водоснабжение и питьевую пригодность города. Управляющий отвечал за обеспечение правильного и надлежащего использования стандартных измерений в торговле. Дополнительные управляющие наблюдали за жертвоприношениями и религиозными праздниками, а также за теми, кто оказывал общественную помощь, чтобы население оставалось здоровым. Чтобы сохранить богатство города, существовали управляющие, отвечавшие за храмовые сокровища и мебель, а также управляющие, которые контролировали расходы из казны на финансирование важных проектов, оплату государственных закупок и сбор налогов и долгов для города.
Помимо этих суперинтендантов, у каждого должностного лица или конторы были секретари и казначеи, которые также выбирались по жребию. Хотя эти должности по большей части не оплачивались, они не требовали много времени, поскольку большая часть фактической работы выполнялась рабами и другими наемными работниками. В обязанности этих должностных лиц входило следить за тем, чтобы не возникало проблем с коррупцией. Поскольку многие из управляющих были членами совета, курирующего каждую область, всегда было несколько человек, которые выполняли работу и проверяли друг друга.
Эти неизбираемые должности, как правило, назначались только один раз в жизни, но гражданин мог быть избран на несколько различных должностей в течение своей жизни. С учетом общего числа должностных лиц, отобранных по жребию (не считая 6000 присяжных заседателей), это число будет приближаться почти к 1000 каждый год. Для населения в 40 000 граждан уровень участия был бы чрезвычайно высок, особенно с учетом того, что человек занимал должность только один раз. Этот показатель участия был намного выше, чем в любой другой период или в политической организации.
Большинство их функций были простыми и понятными и включали проверку списков и описей, распределение денежных сумм для оплаты и контроль за тем, чтобы задачи выполнялись надлежащим образом. У большинства этих чиновников не было достаточной инициативы, чтобы стремиться изменить то, как работает система, тем более что у них не было времени на внедрение новой политики. Кроме того, поскольку каждый чиновник был ограничен небольшой сферой обязанностей, у него было мало возможностей выйти за ее рамки и разработать более масштабную политику.
Основная область, где можно было бы изменить ситуацию к лучшему и продвигать новую политику, находилась в сфере политики. Оратор, который достаточно убедительно продвигал свое видение и идею, мог привлечь внимание аудитории к финансированию и поддержке смелого предприятия, например, Перикл выступал за программу строительства Акрополя, а Алкивиад - за поход на Сицилию с целью захвата острова и его ресурсов, чтобы Афины могли контролировать все Средиземноморье. Эти предложения, часто вносимые избранными генералами, выходили за рамки полномочий отдельных должностных лиц и создавали программы, направленные на то, чтобы повести Афины в новом направлении.
Государственные учреждения Афин, по-видимому, делают Афины неэффективными и непрофессиональными, но, с другой стороны, система была очень эффективной, поскольку в ней должны были участвовать все члены государства. Это затрудняло коррупцию, поскольку все учреждения были временными и прозрачными. Это хорошо согласуется с идеей о том, что афинское правительство не подвержено коррупции. Эта система позволила Афинам с 500 по 300 год стать самым важным городом-государством в Греции и оставить после себя наследие достижений и влияния.
Дата добавления: 2024-10-17; просмотров: 73;