Теория гармонических цветовых сочетаний
Цветовая гармония в живописи – это согласованность цветов между собой в результате найденной пропорциональности площадей цветов, их равновесия и созвучия, основанного на нахождении неповторимого оттенка у каждого цвета. [11]
Цветовая гармония – важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.
Термин «гармония» происходит от греческого слова harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты».
Цветовые круги позволяют определить гармоничные сочетания различных цветов, треугольники – гармонию цветов равнозначной цветовой тональности», см. рисунок 8.
Проблемами цветовой гармонии занимались различные исследователи – Гете, Ньютон, Адамс, Менселл, Брюкке, Бецольд, Оствальд, В.Шугаев и др.
Первая попытка привести цвета в систему принадлежала Исааку Ньютону. Это цветовой круг, составленный из семи цветов – КОЖЗГСФ (цветовой спектр, радуга), цвета красно-желтые – теплые, а голубовато-синие – холодные (пурпурные цвета, которых нет в спектре – это смешение красного и фиолетового),см.рисунок 8.
В 1865 году художник Рудольф Адамс сформулировал основные принципы цветовой гармонии следующим образом:
«1. В гармонии должны быть заметными по крайней мере первоначальные элементы многообразия цветовой области: красный, желтый и синий.
Многообразие тонов должно достигаться также через раз-нообразие светлого и темного и через изменения в цвете.
2.Тона должны находиться в равновесии таким образом, чтобы ни один из них не выделялся. Этот момент охватывает качественные отношения и составляет цветовой ритм.
4. В больших комбинациях цвета должны по порядку следовать друг за другом так, чтобы естественная связь по степени их родства имела место, как в спектре или радуге. В следовании тонов выражается движение мелодии цветового единства.
5. Чистые краски следует применять экономно из-за их яркости и лишь в тех частях, на которые глаз в первую очередь должен быть направлен».
Теория гармонических цветовых сочетаний Адамса имела ценность для практики живописи.
Большой интерес для художников, работающих в области декоративно-прикладного искусства и дизайна, представляет теория гармонических сочетаний цветовых тонов, разработанная В.М.Шугаевым. Она основана на комбинациях цветов цветового круга. Основу круга составляют четыре цвета – желтый, красный, синий и зеленый по принципу родства и контраста.
В.М.Шугаев считал, что гармонические цветовые сочетания можно получить в трех случаях: 1) если в гармонируемых цветах присутствует равное количество главных цветов; 2) если цвета имеют одинаковую светлоту; 3) если цвета имеют одинаковую насыщенность.
Чем больше различные цвета отличаются один от другого по светлоте, насыщенности и цветовому тону, тем труднее они гармонизируются.
Исключение составляют дополнительные цвета. Гармоничность дополнительных цветов подтверждается многочисленными примерами в живописи и декоративно-прикладном искусстве
В результате новейших исследований в области цветоведения геометрический образ множества цветов (т.е. систематика цветов) изменен и нашел свое более точное выражение в так называемом треугольнике цветов. В вершинах треугольника находятся основные цвета – желтый, красный и синий.
Здесь рассматривается новая нормативная теория гармонических_цветовых сочетаний при использовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника, в вершинах которого располагаются основные, или первичные чистые, цвета – желтый, красный и синий.
Смешивая попарно первичные цвета, можно получить вторичные, или смешанные, цвета – оранжевый, зеленый и фиолетовый.
Смешение вторичных цветов можно продолжить и получить различное количество промежуточных цветов между основными цветами, так называемых интервалов.
Для простоты и наглядности модели треугольника цветов остановимся на шести перечисленных цветах: трех основных – желтом, красном и синем и трех промежуточных – оранжевом, зеленом и фиолетовом, см. рисунок 8
Группы гармонических сочетаний родственных цветов.
Используя в качестве модели расположения цветов треугольник, можно получить шесть групп гармонических сочетаний родственных цветов, которые включают следующие цвета:
1)желто-оранжевый; 2) оранжево-красный;
3) красно-фиолетовый; 4) сине-фиолетовый;
5)сине-зеленый; 6)желто-зеленый.
Группы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов.
Сочетания родственно-контрастных цветов можно получить, сочетая цвета, расположенные в половине треугольника, разделенного биссектрисой, так как на конце биссектрисы лежит промежуточный цвет, дополнительный к основному.
Шесть групп родственно-контрастных цветов, включающих следующие цвета:
1) желто-фиолетовый – красный – оранжевый;
2) желто-фиолетовый – синий – зеленый;
3) синий – оранжевый – красный – фиолетовый;
4) синий – оранжевый – желтый – зеленый;
5) красный – зеленый – желтый – оранжевый;
6) красный – зеленый – синий –фиолетовый.
Подгруппы гармонических сочетаний родственно-контрастных цветов
– это сочетания трех цветов – одного основного и двух промежуточных, расположенных по двум сторонам треугольника. По отношению к основному промежуточные цвета являются родственными, а между собой – контрастными. Это следующие триады родственно-контрастных цветов:
1) желтый – зеленый – оранжевый;
2) красный – оранжевый – фиолетовый;
3)синий – зеленый – фиолетовый.
Группы гармонических сочетаний контрастных цветов.
Гармонические сочетания контрастных цветов можно получить, проведя биссектрисы из всех углов треугольника. На концах биссектрис лежат взаимодополнительные цвета к основным.
Используя модель расположения цветов в треугольнике, можно получить три группы гармонических сочетаний контрастных взаимодополнительных цветов, включающие следующие цвета:
1) желтый – фиолетовый;
2) красный – зеленый;
3) синий – оранжевый.
Группы гармонических сочетаний нейтральных в отношении родства и контраста цветов.
Нейтральными в отношении родства и контраста считаются чистые основные цвета, лежащие в основе треугольника, - желтый; красный, синий. Возможны следующие группы гармонических сочетаний цветов, нейтральных в отношении родства и контраста: 1) желтый – красный; 2) желтый – синий; 3) красный – синий; 4) желтый – красный – синий. Эта колористическая гармония может быть лишь в том случае, если применяются цвета чистые, без примеси оттенков, в противном случае вступают в силу другие виды гармонии. Этот тип гармонии цветов, нейтральных в отношении родства и контраста, не только многие зрители, но и искусствоведы воспринимают как контрастный, обладает художественной выразительностью и широко применяется в живописи, декоративно-прикладном искусстве, дизайне.
Таким образом, нормативная теория гармонических сочетаний цветов при использовании геометрического образа множества цветов в виде треугольника включает 19 различных групп гармонических сочетаний цветовых тонов.
Цветовая гармония зависит также от площадей и конфигурации пятен используемых цветов, их светлоты и насыщенности.
В живописи цветовая гармония подчинена содержательным задачам, условиям воспроизводимой световой и пространственной среды, стилистике трактовки пространства и пластических форм элементов изображения.
Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 9787;