Последовательный контраст


Если последовательно рассматривать два объекта различного цвета, то возникает явле­ние последовательного контраста. Напри­мер, если некоторое время смотреть на чисто белый предмет, находящийся на темном фо­не, а потом перевести взгляд на нейтральную по цвету стену, то некоторое время образ предмета в глазу будет сохраняться, но с бо­лее темной окраской.

Аналогичное явление возникает и при рассмотрении предметов с хроматической окраской. Так, если 10 – 15 се­кунд смотреть, например, на синюю вазу, а затем быстро перевести взгляд на белую дра­пировку, то некоторое время будет виден как бы отпечаток вазы, окрашенный в желто-оранжевый цвет. Если же сначала смотреть на предмет с желтой окраской, то этот отпе­чаток окрасится в фиолетовый цвет.

Таким образом, каждый предметный цвет после продолжительного его рассматривания ос­тавляет в глазу след дополнительного цвета. Изображение дополнительного цвета возни­кает после того, как предмет непосредствен­но перестает воздействовать на наш глаз.

По­следовательный контрастявляется результа­том цветового утомления глаз от воздейству­ющего на него цвета и света. Это явление но­сит название адаптация.

В целом явление адаптации связано с при­способлением зрительного аппарата к раз­личным условиям освещения. Например, в условиях слабого освещения видимая свет­лота всех предметов, кроме черных, как бы повышается. При этом, чем светлее окраска предметов, тем более повышается его види­мая светлота. В условиях сильного освеще­ния предметы, особенно с темной окраской, воспринимаются еще более темными. Таким образом, в результате приспособления глаза к свету или темноте чувствительность глаз то понижается, то возрастает.

Чувствительность глаза понижается при восприятии не только ахроматических цве­тов, но и хроматических. Если, например, часть синей драпировки закрыть черным картоном и некоторое время смотреть на драпировку, а затем черный картон убрать, то на том месте, где синяя драпировка была закрыта картоном, она покажется насыщен­нее по цвету, чем незакрывавшаяся часть. Сле­довательно, если цветовой раздражитель оп­ределенное время действует на наш глаз, то чувствительность глаза к этому цвету начи­нает понижаться. Возникает ощущение, что цвета потускнели, стали сближенными.

 

По­этому так важно перед длительным заданием писать быстрые этюдыэскизы, в которых фиксируются первые впечатления от тональ­но-цветовых особенностей натуры.

 

Не сле­дует также писать продолжительное время в течение одного дня или сеанса одну и ту же постановку. Наиболее продуктивной работа над этюдом может быть лишь в течение 3 – 4 академических часов. В противном случае наступает утомле­ние зрения, работа ведется с ошибками.

Цветовое утомление тем сильнее, чем ярче и насыщеннее действующий на зрение цвет. Это обстоятельство надо учитывать при рабо­те на пленэре, при организации натурных по­становок. Ярко освещенный мотив больше утомляет зрение. В соответствии с этим сле­дует строить и работу живописца – более или менее часто давать отдых глазам, уменьшать длительность сеанса работы над этюдом.

Малонасыщенные цвета не создают последовательного контраста.

2.9Колорит

Гармоничное сочетание, взаимосвязь, тональное объединение различных цветов в картине называется колоритом [13]

 

Для того чтобы краска стала на холсте «цветом», существенно и соседство с другими красками, и величина пятна, и его положение, и характер красочного слоя, и образное единство.

Когда цвета тонально объединены между собой, то замечается их качественное изменение, проявляющееся в особой их звучности.

Художественное полотно строится на взаимосвязи всех цветов живописного произведения, то есть когда ни одно цветовое пятно нельзя изменить по яркости или насыщенности, увеличить или уменьшить по размерам без ущерба для целостности произведения.

Колорит раскрывает нам красочное богатство мира. Он помогает художнику передать настроение картины: колорит может быть спокойным, радостным, тревожным, грустным и др. Колорит бывает теплым и холодным, светлым и темным.

Выдающимися русскими художниками-колористами были И. Репин, В. Суриков, К. Коровин, М. Врубель, Ф. Малявин, В. Борисов- Мусатов и др..

Рисунок 19 – И.Е. Репин Бурлаки на Волге

В этой картине художник покрыл лаком полотно, т.о. объединив цвета общим цветом освещения, создав впечатление зноя и жары.

Объединенность различных цветов общим цветом освещения в природе – основа, ключ к созданию колорита, гармонического цветового строя жи­вописного произведения.

На колорит живописного произ­ведения значительно влияют харак­тер и цвет источника освещения сре­ды изображения. Как бы ни были разнообразны цвета изображаемых элементов, характер и цвет освеще­ния объединяют их колористически. Например, при лунном освещении все цвета предметов приобретают серо-голубые и зеленовато-синие оттенки, при закате солнца – охрис­то-красноватые или оранжево-пур­пурные.

Чтобы понять принципы коло­ристического объединения цветов, иногда рекомендуют смотреть на элементы изображения через различ­ные цветные стекла. Если посмот­реть на натуру через желтовато-крас­ные стекла, получается впечатление, близкое к вечернему освещению, а если посмотреть через голубовато-синие стекла, – впечатление, близ­кое к лунному освещению.

Холодная гамма усиливает впечатление меланхолической успокоенности, иногда даже трагической мертвенности, горячая – впечатление напряженной жизни, активности, радости, драматизма.



Дата добавления: 2016-06-18; просмотров: 3794;


Поиск по сайту:

Воспользовавшись поиском можно найти нужную информацию на сайте.

Поделитесь с друзьями:

Считаете данную информацию полезной, тогда расскажите друзьям в соц. сетях.
Poznayka.org - Познайка.Орг - 2016-2024 год. Материал предоставляется для ознакомительных и учебных целей.
Генерация страницы за: 0.009 сек.